Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура управления безопасностью



2015-11-10 352 Обсуждений (0)
Структура управления безопасностью 0.00 из 5.00 0 оценок




Для реализации рассмотренных в предыдущем вопросе функций необходимы органы управления. Совокупность органов с наделенными функциями, а также взаимосвязями между органами представляет собой структуру управления (РАЗДАТКА).

Органы управления безопасностью на нижних уровнях от участка, цеха, подразделения до крупной компании – являются функциональными элементами линейно-штабной управленческой структуры соответственно участка, цеха, подразделения, предприятия, компании.

Органы управления безопасностью не имеют прав принятия решений, а могут только представлять предложения линейным руководителям. Соответственно, и ответственность за безопасность работающих несут линейные руководители – мастер, начальник участка, цеха, директор, технический директор (главный инженер) и др.

 

Учитывая многообразие оборудования, имеющегося на предприятии, за каждым типом из них закрепляется лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию:

- за электрооборудование,

- за грузоподъемные машины,

- за сосуды, работающие под давлением,

- за газовое хозяйство и т.п.

Кроме того, за неспецифическое стандартное оборудование, имеющееся на рабочем месте, ответственным за его безопасность назначается мастер участка или аналогичное по должности лицо. Это – нештатные обязанности функционального назначения, т.е. те элементы функциональной структуры, которые наиболее близки к непосредственным опасностям производства.

Однако эти нештатные лица отвечают за узкие отдельные функции и не могут в полной мере решить задачи безопасности. В этой связи необходимы органы управления, которым линейные руководители делегировали бы функции управления безопасностью за исключением финансового обеспечения и принятия решения. Эти органы организуют проведение всех мероприятий по обеспечению безопасности от их планирования до учета и анализа. Это могут быть инженер по охране труда штатный или по совместительству, или по договору, или отдел охраны труда – в зависимости от количества рабочих мест.

Границы введения той или иной структурной единицы, обеспечивающей безопасность, устанавливаются Трудовым кодексом РФ. Учитывается, что отделов охраны труда (охраны труда и промышленной безопасности) много и их деятельность требует значительной координации, управления, требует принятия многочисленных решений. На предприятии, являющемся опасным производственным объектом, вводится отдел охраны труда и промышленной безопасности. На больших предприятиях, в крупных компаниях вводятся Управления или Департаменты охраны труда.

Все перечисленные органы управления безопасностью подчинены работодателю и зависят от него в должностном и финансовом плане. В этой связи государством и профессиональными союзами созданы надзорные органы. Государственные надзорные органы профилированы по видам оборудования или деятельности (РАЗДАТКА):

Роспотребнадзор – надзор за выполнением работодателем требований, предъявляемых к допустимым значениям вредных производственных факторов и требований к санитарно-гигиеническим условиям труда, полнотой и своевре-менностью проведения медицинского контроля за состоянием здоровья рабо-тающих.

Ростехнадзор – надзор за выполнением работодателями требований к допустимым значениям опасных производственных факторов в экологической, технологической и атомной областях.

Госпожнадзор – надзор за выполнением работодателями требований пожарной безопасности.

Энергонадзор (входит в Ростехнадзор) – надзор за выполнением работодателями требований безопасности при эксплуатации энергетических установок.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения – надзор за выполнением требований правил дорожного движения.

Существуют и другие надзорные органы в различных отраслях экономики.

Государственные надзорные органы включают центральные и межрегиональные или региональные органы.

Кроме надзорных органов существуют региональные государственные инспекции по труду, в функции которых входит, в том числе, и участие в расследовании несчастных случаев на производстве со смертельным или инвалидным исходами. Профессиональные союзы, как общественные организации работающих в региональных органах, имеют технического инспектора охраны труда, а в первичных организациях на предприятиях, в учреждениях и организациях участвуют в трехсторонних комиссиях по охране труда, создаваемых на предприятиях, организациях и в учреждениях.

 

Для определения необходимости и достаточности уровней иерархической структуры управления безопасностью существуют два подхода – экономический и информационный.

Информационный подход. Управление любым процессом, любой организацией в любой системе невозможно без информации. Без информации невозможно планировать деятельность, невозможно обеспечить планы никакими ресурсами, невозможно оперативно управлять протекающими процессами, совершенно невозможно проводить учет и анализ. Это в полной мере относится к управлению безопасностью на производстве.

Действительно, как можно планировать мероприятия по обеспечению безопасности, если нет перечня рабочих мест, нет достоверных данных о результатах проверок прошедшего периода, нет данных о количестве работающих, нет результатов анализа безопасности за предшествующий период, нет данных о природно-климатических условиях работы. Только при наличии такой информации можно ставить вопрос о возможностях обеспечения плана финансами. Информация об объеме и источниках финансирования – одна из важнейших для планирования, ибо при недостаточном финансировании план должен измениться. Кроме того, очень важными являются сведения о том людском ресурсе, который этот план должен будет выполнять – о количестве специалистов и их квалификации. Если таковые имеются, то план может быть выполнен, а если нет, то их необходимо готовить.

Очень важной является информация о наличии необходимых материальных ресурсов: оборудования, приборов, средств защиты, которые необходимы для реализации плана. Во многих случаях на предприятиях и в организациях отсутствуют лаборатории по проверке средств защиты, испытательные станции, испытательные площади, лаборатории по поверке средств измерений и т.д. Информация о возможностях соответствующих лабораторий, сроках проведения испытаний и поверок необходима для планирования работ.

Оперативное управление невозможно без постоянно поступающей информации об опасностях на рабочих местах и в технологическом процессе, а также о возможностях снижения опасности за счет определенных действий персонала или автоматики. Очевидно, что информация о всех случаях отклонений от заданных режимов работы является основой для учета и анализа. Именно эта информация позволяет, с одной стороны, делать заключение о состоянии безопасности, а с другой – вносить коррективы в планы на следующий период.

Свойства информации показывают, в какой мере информация способствует эффективному управлению. Такими свойствами информации являются:

− своевременность;

− полнота;

− достоверность.

Свойство своевременности отражает, насколько быстро по сравнению с отведенным развитием опасности временем поступит информация об опасности. Если от поступления информации об опасности до наступления факта происшествия остается время для защитных действий, то информация своевременна. В противном случае – информация бесполезна.

Свойство полноты информации состоит в том, что информация о всех параметрах опасности позволяет принять правильное решение. Если же информация содержит оценку только части параметров, то такая информация может привести к неправильному решению и, как следствие, к развитию опасности до происшествия.

Свойство достоверности заключается в том, что информация о состоянии параметров опасностей должна точно и без ошибок характеризовать истинные значения параметров. Если же информация о параметрах недостоверна, т.е. в ней содержится ошибка, это может привести к неправильному решению.

Свойства информации показывают, в какой мере информация способствует эффективному управлению. Такими свойствами информации являются:

− своевременность;

− полнота;

− достоверность.

Свойство своевременности отражает, насколько быстро по сравнению с отведенным развитием опасности временем поступит информация об опасности. Если от поступления информации об опасности до наступления факта происшествия остается время для защитных действий, то информация своевременна. В противном случае – информация бесполезна.

Свойство полноты информации состоит в том, что информация о всех параметрах опасности позволяет принять правильное решение. Если же информация содержит оценку только части параметров, то такая информация может привести к неправильному решению и, как следствие, к развитию опасности до происшествия.

Свойство достоверности заключается в том, что информация о состоянии параметров опасностей должна точно и без ошибок характеризовать истинные значения параметров. Если же информация о параметрах недостоверна, т.е. в ней содержится ошибка, это может привести к неправильному решению.

 

Экономический подход будет более подробно рассмотрен в следующих лекциях.

 

Планирование мероприятий по поддержанию достигнутого уровня безопасности

Мероприятия по управлению поддержанием достигнутого уровня безопасности исключительно разнообразны, поэтому их группируют по определенным признакам.

В одну группу относят мероприятия, связанные с состоянием встроенных и специальных коллективных технических средств защиты. Это обусловлено необходимостью привлечения к выполнению мероприятий специалистов вполне определенных специальностей в зависимости от типа оборудования. Таким образом, эту группу мероприятий составляют мероприятия по проверке определенного вида оборудования на предмет встроенных и специальных коллективных технических средств защиты. Это – целевые проверки оборудования.

Другую группу мероприятий составляют мероприятия, связанные со средствами индивидуальной защиты, со средствами реализации организационно-технических и организационных методов защиты. Такое разнообразие мероприятий требует специальных знаний в этой области, поэтому основными действующими лицами в этих мероприятиях являются специалисты служб охраны труда. Однако вместе с ними в мероприятиях участвуют и «узкие» специалисты. Эти мероприятия объединяются в комплексные проверки подразделений.

Третья группа мероприятий связана с той частью безопасности, которая обеспечивает жизнь и здоровье работающих, т.е. создание здоровых условий труда, проведение медицинских осмотров, учет особенностей организма женщин, учет особенностей молодого организма, обеспечение работающих специальной одеждой, обувью, другими средствами индивидуальной защиты и т.п. Таким образом, работодатель выполняет требования законодательных и нормативно-правовых актов – предмет особого вида проверок – проверка выполнения законодательных и нормативно-правовых актов.

Несмотря на имеющиеся отличия, планирование всех видов проверок имеет общие черты. Они заключаются в том, что необходимо распределить силы и средства, необходимые для проведения всех видов проверок на год так, чтобы проверки были проведены.

Планирование целевых проверок

Целевые проверки – это проверки состояния безопасности определенного вида оборудования. Такими проверками могут быть:

− состояние безопасности электрооборудования и систем энергоснабжения;

− безопасная эксплуатация грузоподъемных механизмов;

− безопасная эксплуатация сосудов, работающих под давлением;

− безопасная эксплуатация газового хозяйства;

− состояние безопасности систем отопления;

− состояние безопасности вентиляционных систем;

− состояние пожарного оборудования;

− безопасное хранение легковоспламеняющихся жидкостей, лаков и красок;

− состояние безопасности сварочных постов;

− состояние безопасности штамповочного оборудования;

− состояние безопасности литейного оборудования и литейных участков;

− состояние безопасности рентгеновских установок и установок с ионизирующим излучением;

− состояние безопасности зданий и сооружений и т.п.

Для проведения целевой проверки отделом охраны труда совместно со специалистами составляется программа проверки, утверждаемая руководителем организации или лицом, ответственным за состояние безопасности на предприятии, в организации, учреждении. В программе установлен вид оборудования, подлежащего проверке, сроки проверки. При этом учитывается, что проверке подлежит один вид оборудования на всем предприятии, в организации, учреждении. Указываются вопросы – пункты правил, норм, ГОСТов, которые должны быть проверены.

Проверку проводит комиссия, определенная приказом по предприятию. Как правило, председателем комиссии является главный инженер (технический директор).

Целесообразно уже в приложении к программе целевой проверки определить таблицу, в которой должны быть перечислены элементы системы защиты проверяемого оборудования, а также нормативные требования к этим элементам. Таким образом, в ходе целевой проверки не будет пропущено ни одного элемента, который должен быть проверен, и не будет субъективного мнения членов комиссии о состоянии элементов защиты. При этом цифрой «1» можно обозначить соответствие параметров системы защиты нормативным требованиям, и «0» – несоответствие элемента этим требованиям.

По результатам проверки составляется Акт результатов целевой проверки. Недостатки, отмеченные в Акте результатов целевой проверки, доводятся до ответственных за соответствующее оборудование на подведении итогов проверки, которые должны принять незамедлительные меры по их устранению. Если же немедленное устранение недостатков невозможно из-за большого объема работ или больших финансовых затрат, составляется план устранения недостатков, выявленных при целевой проверке оборудования, представляемый на утверждение руководителю организации.

 

Комплексная проверка подразделения по охране труда представляет собой проверку соответствия установленным нормативными документами требованиям систем защиты работающих от всех опасных и вредных факторов всеми методами и средствами защиты.

Как и при планировании целевых проверок, планирование комплексной проверки состоит в определении конкретного подразделения, подлежащего проверке, сроков проверки и в разработке программы комплексной проверки, предусматривающей проверку всех элементов систем защиты в цехе, другом подразделении от всех опасных и вредных факторов. Программа, составляемая отделом охраны труда, предусматривает:

− проверку соответствия встроенных и специальных технических систем защиты нормативным требованиям, как по наличию, так и по защитным свойствам, подтвержденным испытаниями;

− проверку наличия средств индивидуальной защиты и их соответствия отраслевым нормам СИЗ;

− проверку соответствия организационно-технических средств установленным требованиям – наличие плакатов, знаков безопасности, разметок, инструкций по мерам безопасности и других средств;

− проверку выполнения организационных систем защиты – обучение руководителей и работающих как по объему, так и по периодичности, которые должны соответствовать принятым в отрасли, на предприятии нормативам.

Проверке подлежат не только рабочие места и технологические процессы основного производства, но и обеспечивающие системы: отопление, вентиляция, энергоснабжение, освещение, грузоподъемные механизмы, обеспечение сжатыми газами, газовое хозяйство, здание или сооружение, ворота, окна, лестничные марши и другое, все виды сигнализации.

В программе комплексной проверки указываются параметры безопасности, подлежащие проверке, и их нормативные значения. Программа утверждается руководителем предприятия, организации, учреждения или лицом, ответственным за безопасность предприятия.

Комплексную проверку подразделения проводит комиссия, назначенная приказом по предприятию. В приказе определяется каждому члену комиссии перечень вопросов, которые он должен проверить.

По результатам проверки составляется Акт комплексной проверки охраны труда в подразделении. Недостатки, выявленные в ходе проверки, доводятся до руководителей подразделения и ответственных за безопасную эксплуатацию обеспечивающих систем в подразделении. Руководители подразделения обязаны составить план устранения недостатков и принять действенные меры по реализации этого плана.

 

Проверка выполнения законодательных и нормативно-правовых актов – это проверка выполнения работодателем всех положений законодательства по сохранению жизни и здоровья людей на производстве и предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда, а также выполнение законодательных норм по охране труда женщин и работающих в возрасте до 18 лет.

Предметом проверки являются:

− проведение периодических медицинских осмотров работающих в установленные законодательством сроки;

− проведение мероприятий по результатам медицинских осмотров – пе-ревод на другую работу, изменение распорядка дня, внесение изменений в ин-струкции по мерам безопасности, санаторно-курортное лечение и т.п.;

− перечень санитарно-бытовых помещений и устройств (оборудование раздевалок, душевых, туалетов, комнат отдыха, мест обогрева (для работающих на открытом воздухе)) и т.п.;

− выплаты компенсаций за работу во вредных условиях труда;

− предоставление дополнительных дней отпуска для работающих во вредных условиях труда;

− установление сокращенного рабочего дня работающих во вредных условиях труда, а также работающих сотрудников моложе 18 лет;

− определение перерывов в работе для лиц, работающих за компьютером, на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях при температуре ниже или выше установленной;

− предоставление специальной одежды, питья и других элементов для работающих в тяжелых температурных условиях;

− выдачу специального питания (молока) для работающих во вредных условиях труда.

Проверку выполнения законодательных и нормативно-правовых актов проводится комиссией в составе инженера отдела охраны труда и представителя профсоюза или отдельно инженером по охране труда. Проверка проводится по графику, утвержденному руководителем. При планировании проверок выполнения законодательных и нормативно-правовых актов график должен учитывать все проводимые проверки, работы, т.е. занятость как проверяющих, так и руководителей производства.




2015-11-10 352 Обсуждений (0)
Структура управления безопасностью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура управления безопасностью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)