Правовое обеспечение мероприятий по управлению безопасностью
Правовое обеспечение управления безопасностью позволяет законодательно установить структуру органов управления безопасностью, определить функции каждого из органов, потребовать проведение всех мероприятий планов и тем самым обеспечить законные права работающих на безопасный труд. В случае невыполнения или неполного выполнения требований безопасности работающие или надзорные органы в соответствии c российским законодательством вправе обратиться в суд. Однако правовое обеспечение включает в себя не только права и обязанности работодателей и работающих, но и содержит нормативную базу, являющуюся обязательной для руководителей всех отраслей, всех предприятий, организаций и учреждений.
Управление охраной труда в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях: − международном; − федеральном; − региональном; − на уровне предприятия.
Основой международного законодательства об охране труда являются: − Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Ге-еральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.; − Европейская социальная хартия (новая редакция) от 3 мая 1996 г.; − Конвенции Международной организации труда (МОТ), ратифицированные федеральным законом РФ от 11 апреля 1998 г. №58-ФЗ, например Конвенция 1947 г. №81 «Об инспекции труда» и протокола 1995 г. к Конвенции 1947 г. «Об инспекции труда», Конвенция 1978 г. «О регулировании вопросов труда» и Конвенция 1981 г. «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» и ряд других.
Федеральное законодательство об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из: − федеральных законов; − иных нормативных правовых актов Российской Федерации; − законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Конституцией определено, что: − в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей; − устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; − развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; − каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы; − признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; − каждый имеет право на отдых; − работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда, относятся: − Трудовой кодекс РФ; − Гражданский кодекс РФ; − Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ); − Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; − Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; − Федеральный закон «О пожарной безопасности»; − Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др. Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются: − указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации; − нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (постановления, распоряжения, приказы министерств и ведомств). В соответствии со статьей 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при: − проектировании; − строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов; − конструировании машин, механизмов и другого оборудования; − разработке технологических процессов; − организации производства и труда.
В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
Примечания. *В настоящее время Минтруда и Минздрав России преобразованы в Минздравсоцраз-вития России. Функции Госсанэпиднадзора выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). ** В настоящее время Госгортехнадзор и Госатомнадзор России преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростех-надзор).
Всеми вышеперечисленными нормативными актами необходимо руководствоваться при разработке конструкторской, проектной, технологической документации, применять в повседневной работе при использовании функций надзора и контроля безопасного производства работ и т.д. Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативов требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия. Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях: − при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда; − при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; − при внедрении новой техники и технологий; − по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации законодательство об охране труда состоит из Конституций или Уставов субъектов Российской Федерации, законов об охране труда, социальном партнерстве, об объединениях работодателей и др. Нормативные акты по охране труда, принимаемые с Российской Федерации, а также локальные нормативные акты не могут содержать требования, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями, принятыми в актах, приведенных выше.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |