Сущность и эволюция понятия «мотивация»
Как уже отмечалось ранее, мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей. Самым первым из применяемых приемов мотивации был метод «кнута и пряника». Однако постепенно выяснилось, что люди не всегда поступают рационально, потому мотивации с помощью «кнута» или «пряника» недостаточно. Школа научного управления предложила усовершенствованный «пряник» в виде премий за перевыполнение нормы. Школа человеческих отношений выступала за необходимость принимать во внимание психологию работников. В настоящее время все теории мотивации делятся на две группы: содержательные и процессуальные. Содержательные теории основываются на идентификации тех внутренних потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Процессуальные теории основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Как уже отмечалось, потребность – это физическое или психологическое ощущение недостатка в чём-либо. Содержательные теории мотивации выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные потребности носят физиологический характер (как правило, врожденные). Вторичные – это психологические потребности, которые обычно осознаются с опытом. О существовании потребностей можно судить лишь по поведению людей. Поведенческим проявлением потребности является побуждение (мотив), то есть ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность, сконцентрированное на достижении цели. Совокупность мотивов, которые находятся в определенном отношении друг к другу по степени воздействия на поведение человека, получила название мотивационной структуры. Мотивация работников может осуществляться двумя способами: 1) внешними воздействиями на человека: вызываются к действию определенные мотивы, которые приводят к желательному поведению; 2) формированием определенной мотивационной структуры путем развития желательных мотивов. Следует различать понятия «мотивация» и «стимулирование». Стимулирование– это процесс использования стимулов для побуждения работников к достижению целей, подразумевает воздействие руководителя или организации. Мотивация предполагает влияние как внешних, так и внутренних факторов Мотивация воздействует на такие характеристики поведения человека, как: - усилия, то есть мотивация определяет то, насколько человек готов затрачивать усилия для выполнения работы; - старания – степень прилежности при выполнении работы; - настойчивость – готовность человека довести порученное задание до конца; - добросовестность – ответственное выполнение работы; - направленность – какие цели преследует работник при выполнении задания. Это могут быть личные цели или цели организации. Мотивация как процесс – это органическая часть процесса управления, посредством которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение. Ожидаемым результатом последнего являются эффективные совместные действия, реализующие планы организации. В этом смысле цель – то, что осознается как средство удовлетворения потребности. С этой точки зрения процесс мотивации может быть представлен следующим образом (рис. 1). Рис. 1. Процесс мотивации Пытаясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают ту или иную линию поведения. Работа в организации представляет собой один из способов целенаправленного поведения. Задача менеджера заключается в том, чтобы предоставить работникам возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на качественную работу. Термин «удовлетворение потребности» отражает позитивные чувства облегчения и благополучия, которые ощущает человек, когда его желание выполнено. Как правило, люди стремятся повторить поведение, которое у них ассоциируется с удовлетворением потребностей, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Это явление получило название «закон результата». Средством удовлетворения потребностей в организации является вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя. Принято выделять два типа вознаграждения: внутреннее и внешнее. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Например, это чувство удовлетворения от удачно выполненной работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения – создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. Внешнее вознаграждение дается организацией. Это заработная плата, продвижение по службе, символы служебного статуса. В теории управления выделяют четыре основных метода мотивации: а) принуждение основано на страхе подвергнуться наказанию, например, в виде увольнения, перевода на нижеоплачиваемую работу; б)вознаграждение в виде систем материального и нематериального стимулирования труда; в)солидарность – развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации, что достигается путем убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятного климата; г) приспособление – оказание влияния на цели и задачи организации путем частичного приспособления их к целям менеджеров высшего и среднего уровней. Этот вид мотивации требует делегирования полномочий на нижние уровни, что становится мотивом для внутреннего объединения целей менеджеров и персонала организации. Применение каждого из видов мотивации или их сочетания зависит от конкретных условий, в которых работает организация.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1067)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |