МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
А.В. Лубский МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Учебное Пособие для магистрантов Ростов-на-Дону Изд-во ЮФУ УДК 001(075.8) ББК 72.30я73
Рекомендован кафедрой теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета (протокол № от февраля 2015 г.)
Рецензенты: кандидат социологических наук, доцент В.И. Немчина, доктор философских наук, профессор В.О. Пигулевский
Лубский А.В. Методология научного исследования: Учебное пособие для магистрантов. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2015. с.
В учебном пособии в систематическом виде рассматриваются вопросы, связанные с методологией научного исследования, содержанием профессиональной культуры магистранта-исследователя, признаками научности магистерской диссертации, особенностями классической, неклассической и неоклассической моделей научного исследования, новациями в современном методологическом сознании, логикой разработки концепции магистерской диссертации как проекта взаимосвязанных научно-исследовательских действий, направленных на производство новых научных знания. Учебное пособие предназначено для магистрантов направлений подготовки высшего образования: 41.04.01 – зарубежное регионоведение, 41.04.02 – регионоведение России, 37.04.02 – конфликтология.
© Лубский А.В., 2015. © Южный федеральный университет, 2015. ВВЕДЕНИЕ
Обучаясь в магистратуре, студент должен овладеть целым рядом профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью. Овладеть этими компетенциями и обнаружить их студент может только в самой деятельности – в процессе подготовки и защиты магистерской диссертации. Многие думают, что способность к научно-исследовательской деятельности – это от «природы»: если она есть – можешь стать ученым, если ее нет – занимайся другим делом. Однако в жизни все не так. Сколько вокруг людей, интеллектуальных, творческих, способных, но они не «занимаются наукой»: у них нет никакого интереса к такой профессиональной деятельности. А сколько «ученых», которые творческими способностями, мягко говоря, вообще не обладают, но они, по-видимому, знают нечто такое, что позволило им написать и защитить магистерскую, затем кандидатскую, а иногда и докторскую диссертации. В последнее время в сфере социальных наук в России наблюдается снижение уровня профессиональной культуры и научно-исследовательского мастерства, дилетантизм размывают стандарты научной профессиональной деятельности, что сказывается на качестве научных исследований и сопровождается нарастанием потока ничтожных магистерских диссертаций. Профанация науки, имитация научно-исследовательской деятельности, банальность теоретических положений, выносимых на защиту, – характерные черты значительной части этих диссертаций. Особенно бросается в глаза методологическая беспомощность их авторов, которые, как правило, никогда не учились профессии исследователя. В связи с этим особое значение в подготовке магистрантов имеют учебные дисциплины, связанные с методологией научного исследования, предметом которых является научное исследование как особый вид познавательной деятельности, направленной на производство принципиально нового научного знания. Выделение научного исследования в качестве предмета методологии ставит важные вопросы: является ли это исследование целесообразным или оно носит произвольный характер, какие условия определяют возможность получения нового научного знания, существуют ли логика и нормы научно-исследовательской деятельности ученого. Внутренний мир исследователя всегда требует определенной свободы творчества, он связан с вдохновением, интуицией, воображением и некоторыми другими неповторимыми психическими его качествами. В этом плане научное исследование как творчество является в определенном смысле искусством. Вместе с тем диссертационное исследование, чтобы быть научным, должно проводиться в соответствии с определенными принципами и требованиями, которые должен соблюдать магистрант. Поэтому свобода творчества, «вспышки озарения» в социальных науках неизбежно соседствуют с представлениями ученого о необходимых элементах целенаправленной научно-исследовательской деятельности. Таким образом, научное исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т. е. познавательная деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Знание и инструментализация этих норм, приведение их в систему целенаправленной деятельности дает возможность осуществлять рефлексивный контроль над процессом научного исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также осмысливать опыт научно-исследовательского мастерства других. Целью методологии научного исследования как учебной дисциплины является формирование профессиональной культуры магистранта-исследователя. Профессиональная культура магистранта-исследователя представляет собой метапрограмму его научно-исследовательской деятельности. От уровня этой культуры зависит в первую очередь эффективность и качество диссертационного исследования. Основу профессиональной культуры составляют научно-исследовательские компетенции, овладение которыми является необходимым условием для успешной подготовки и защиты магистерской диссертации Настоящее учебное пособие включает три модуля. В первом модуле «Магистерская диссертация как научное исследование» рассматриваются особенности магистерской диссертации как научного исследования, содержание профессиональной культуры магистранта-исследователя и его научно-исследовательские компетенции, признаки научности магистерской диссертации, типы научных исследований. Во втором модуле «Модели научных исследований» рассматриваются специфика методологической ситуация, сложившейся в современном научном познании, особенности классической, неклассической и неоклассической моделей научного исследования, новации в современном методологическом сознании исследователя. В третьем модуле «Концепция диссертационного исследования» рассматривается логика разработки концепции диссертационного исследования как его замысла и проекта взаимосвязанных научно-исследовательских действий, связанных с производством нового научного знания. Учебное пособие содержит материалы диагностико-квалиметрического характера, цель которых – выяснение уровня профессиональной культуры магистранта-исследователя и степени овладения ими профессиональными компетенциями в сфере научно-исследовательской деятельности. Эти материалы включают, во-первых, логические задания, направленные на развитие способностей, связанных с логическим анализом текстов и формализацией их содержания путем составления структурно-логических схем, во-вторых, логические задачи на сравнение, направленные на развитие логического мышления, необходимого для проведения исследований, в-третьих, проектное задание, направленное на выяснение степени овладения магистрантами профессиональными компетенциями, необходимыми для разработки концепции магистерского исследования. Модуль 1. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1128)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |