Современная классификация закономерностей обучения
Общие закономерности процесса обучения характеризуются: · выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность обучения; · вполне определенным выделением сущностей и фиксацией общих связей между ними; · лаконичностью и точностью формулировок. Общие закономерности: · цели обучения – зависят от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики; · содержание обучения – зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей, развития теории и практики обучения, экономических и материально-технических возможностей учреждения; · качество обучения – зависит от продуктивности и результативности предыдущего этапа, объема и характера изучаемого материала, обучаемости и времени обучения; · эффективность дидактических методов – зависит от цели и содержания обучения, возраста и обучаемости учащихся, организации и материально-технического обеспечения; · продуктивность управления – зависит от интенсивности обратных связей, обоснованности корректирующих воздействий; · продуктивность стимулирования обучения – зависит от мотивов (внутренних стимулов) обучения и внешних стимулов. Конкретные закономерности обучения: Дидактические – результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения, зависят от применяемых средств и методов. Гносеологические – результаты обучения прямо пропорциональны продуктивности процесса, зависят от регулярности и систематичности выполнения заданий, от потребности учиться и включения проблемного обучения. Психологические – продуктивность обучения зависит от интереса, возможностей, тренировок, познавательной активности, стойкости внимания, индивидуальных качеств, уровня, силы и интенсивности мышления, уровня развития всех психических функций. Кибернетические – эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи, эффективности контроля. Социологические – развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, зависит от прямого и непрямого общения. Организационные – результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к своим обязанностям.
Литература по теме 1. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–17. 2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М. : 1989. 3. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14. 4. Валеев, Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г.Х.Валеев // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 19–24. 5. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88. 6. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 13–24. 7. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург : Изд-во УГПУ, 1994. 8. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М. : Просвещение, 2001. 9. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М. : Изд-во Новая школа, 1994.
Деятельностный блок Вопросы и задания 1. Дайте характеристику каждому противоречию процесса обучения. 2. Покажите пути решения этого противоречия. 3. Раскройте логическую основу закономерностей обучения. 4. Каково различие между общими и конкретными дидактическими закономерностями? 5. Опишите модель общих закономерностей. 6. Дайте характеристику каждому из компонентов конкретных закономерностей. 7. Преобразуйте педагогическую мысль в педагогическую идею, а далее в закономерность: · хороший жеребенок идет за хорошей лошадью, плохая лошадь идет за жеребенком (казахская пословица); · палка, которой ты бьешь отца, когда-нибудь понадобится твоему сыну (осетинская пословица); · угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность (Гельвеций); · цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя (Э. Хаббард); · детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи (Л.Толстой); · когда слово не бьет, то и палка не поможет (Сократ); · кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед (Аристотель); · лучше потерпеть обиду, чем нанести ее (Платон); · все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся (Ж.-Ж. Руссо). Принципы и методы процесса обучения Целевой блок Содержательный блок Деятельностный блок Целевой блок Цели занятия 1. Дать представление о соотношении дидактических принципов и правил. 2. Познакомить с системой дидактических принципов. 3. Дать определение и характеристику методам обучения как способам взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся. 4. Познакомить с существующей классификацией методов обучения и контроля, методов усвоения содержания образовательного процесса. 5. Выявить дидактические соотношения методов и приемов. 6. Дать характеристику основным методам обучения и особенностям их использования.
Содержательный блок 1. Система дидактических принципов. 2. Методы и приемы процесса обучения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |