Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОМАТО-СЕНСОРНЫЙ ГНОЗИС



2015-11-10 932 Обсуждений (0)
СОМАТО-СЕНСОРНЫЙ ГНОЗИС 0.00 из 5.00 0 оценок




Симптомы, диагностические признаки   Отделы мозга
верхние теменные нижние теменные
П Л П Л
□ Нарушение узнавания пальцев руки с закрытыми глазами (пальцевая агнозия): а) на левой руке б) на правой руке   + + +
□ Тактильная алексия: а) на левой руке б) на правой руке   +/- + +
□ Нарушение переноса установленной позы пальцев с одной руки на другую без зрительной афферентации   + +
□ Нарушение воспроизведения установленных поз рук без зрительной афферентации (апраксия позы)   + +
□ Нарушение восприятия отдельных свойств предмета (формы, величины, текстуры, веса) с закрытыми глазами: а) в левой руке 6) в правой руке   + +/- +
□ Нарушение называния пальцев: а) левой руки б) правой руки   + +
□ Невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков (без зрительной афферентации): а) в левой руке б) в правой руке   +   +/- +

Окончание таблицы 3

 

 

 

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
верхние теменные нижние теменные
П Л П Л
□ Ощущение неправильных размеров частей тела или ложных частей тела (соматопарагнозия) +  
□ Нарушение узнавания частей тела или их расположения друг относительно друга (нарушение «схемы тела», или соматоагнозия) + +/-  
□ Нарушение ориентации в левой половине тела (гемисоматоагнозия) +  
□ Игнорирование половины тела, чаще левой (аутотопагнозия) +  

ТАБЛИЦА 4

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС

 

 

Формы, симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные височные затылочно-теменные теменно-височно-затылоч-ные суб­корти­кальные
П Л П Л П Л ПЛ П Л  
Агнозии (по формам): □Предметная   + + + + +    
□ Лицевая (прозопагнозия)   + + +    
□ Цветовая     + + +    
□ Символическая (буквенная)   +      
□ Оптико-пространственная     + + + + + +
□ Симультанная Симптомы, диагностические признаки: □ Нарушение узнавания предметов, изображений   + + + + + +    
□ Нарушение симультанного восприятия нескольких объектов (воспринимается только одна оперативная единица зрительной информации)     +/- +/- +    
□ Нарушение целостности восприятия объекта, изображения: а) восприятие отдельных признаков б) восприятие отдельных фрагментов (фрагментарность)   + +/- + + + +   +

Продолжение таблицы 4

 

 

 

Формы, симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные височные затылочно-теменные теменно-височно-затылоч-ные суб­корти­кальные
П Л п л П Л ПЛ П Л  
□ □ Импульсивная речевая реакция на изолированно воспринятый признак из-за инактивного рассматривания + +       +
□ □ Нарушение восприятия цвета (при сохранности цветоощущения): а) основных цветов б) оттеночных цветов         + +   + +    
D □ Нарушение соотнесения цвета и предмета     + + +    
□ □ Нарушение восприятия лиц людей   + + +    
□ □ Нарушение восприятия пространственной ориентации букв, цифр, проявляющееся при списывании и написании     + + + + +  
□ □ Нарушение идентификации букв, цифр при сохранной способности их копирования   +      
□ □ Ошибки узнавания букв (на уровне разных алфавитов) при сохранности чтения     +    
□ □ Игнорирование стороны образа предмета, символа (чаще левой) +   + +    
□ □ Игнорирование стороны зрительного пространства (чаще левой) +   + +    

 


Окончание таблицы 4

 

 

Формы, симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные височные затылочно-теменные тёменно-височно-затылоч-ные суб-корти-кальные
П Л П Л П Л ПЛ П Л  
□ Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов, а также ошибки отображения этих признаков при срисовывании, конструировании по образцу: а) координатные б) метрические в) структурно-топологические г) проекционные         + + + + + + + + + +   + + + + + +  
□ Ошибки при копировании по зрительному образцу пространственно-организованных поз, движений     + + + + +  
□ Парагнозии   + + + + +   +
□ Псевдоагнозии + +        

 


ТАБЛИЦА 5

 

АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС

(неречевой слух)

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медио-базальные лобно-височные верхние височные средние височные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л  
□ Нарушение идентификации: а) бытовых шумов б) мелодий, голосов       + + +    
□ Трудности различения речевых интонаций     + +    
□ Нарушения акустического звена слухо-моторных координаций: 1) нарушение оценки количества ударов при сохранном восприятии ритмической структуры: а) недооценка б) переоценка   +         +     +     +/- +/-
2) нарушение восприятия ритмической структуры: а) недооценка б) переоценка           +/- +     +/- +     +/- +/-
3) диссоциации между выполнением ритмов по образцу и неправильной их оценкой со слуха + +          

 


Продолжение таблицы 5

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медио-базальные лобно-височные верхние височные средние височные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л  
4) Диссоциация между более успешным воспроизведением по образцу серий акцентированных и/или структурированных ритмов, чем простых неструктурированных ритмов       + +  
5) Замена воспроизведения ритмов по инструкции недиффиренцированным рядом ударов + +     + +  
6) Ухудшение оценки и воспроизведения ритмов по образцу при увеличении: а) числа проб б) темпа в) числа предъявлений ритмической структуры в серии г) сложности ритмической структуры       + +     +   +     +   +   + +     +/-   +/-  

 


Окончание таблицы 5

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медио-базальные лобно-височные верхние височные средние височные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л  
7) Нарушение выполнения на фоне патологического утомления     + +     +
8) Диссоциация между правильным выполнением ритмов по инструкции и неправильной их оценкой и воспроизведением по образцу       +/- +/- +
□ Нарушение моторного звена слухо-моторных координаций: 1) Элементарные персеверации   +       +
2) Персеверации предыдущей структуры + +   +     +
3) Контролируемые лишние неоттормаживаемые импульсы   + + +     +
4) Трудности выполнения акцентированных ритмов (разных по силе удара)   + +       +

 


ТАБЛИЦА 6

УСТНАЯ РЕЧЬ

Нарушения речи Отделы мозга
передние лобные задние лобные передние височные средние височные задние височные нижние теменные теменно-височно-затылочные субкортикальные мозолистое тело  
Л Л Л Л Л Л Л      
Афазии (по формам): □ Динамическая +                  
□ Эфферентная моторная   +                
□ Афферентная моторная           +        
□ Сенсорная     +              
□ Акустико-мнестическая       +            
□ Семантическая             +      
□ Амнестическая         +   +      
Дизартрии               +    
Аномии                 +  
Симптомы, диагностические признаки Формы афазий
динамическая эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая амнестическая семантическая
Нарушения речи (по ее видам) Нарушения устной речи: □ Экспрессивной (разговорной): + + + + + + +
1) Автоматизированной (упроченные фразы, штампы, несентенциальные выражения)   +/- +/- +/-      
                                 

Продолжение таблицы 6

Симптомы, диагностические признаки Формы афазий
динамическая эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая амнестическая семантическая
2) Рядовой (перечисление чисел натурального ряда, дней недели, месяцев года)     +/- +/- +/-      
3) Спонтанной: а) монологической б) диалогической в) групповой   + +/- +/-   + + +   + + +   + + +   + + +     + + +
4) Произвольной: а) повторной б) номинативной     + +   + +   + +   +/- +     +  
□ Импрессивной (восприятие и понимание)   +/- +/- + +   +
Нарушения письменной речи: □ Письмо   + + + +/-    
□ Чтение   + + + +/-    
Нарушения внутренней речи Симптомы нарушения устной речи □ Элементарные персеверации + +          
□ Искажения просодики (ритмики и мелодики) + +          
□ Сужение речи до штампов, автоматизмов + +          
□ Эмболы   + +        
□ Эхолалии + +          
□ Нарушение предикативности (телеграфный стиль) + +          
□ «Рубленый» характер фраз (короткие фразы) + +          

 


Окончание таблицы 6

Симптомы, диагностические признаки Формы афазий
динамическая эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая амнестическая семантическая
□ Речевая инактивность +            
□ Трудности включения в активную речь + +          
□ Трудности артикуляции   + +        
□ Смазанность, нечеткость речи     +/-        
□ Литеральные парафазии   +/- + +      
□ Отчуждение смысла слов       + +    
□ Логоррея, или жаргон афазии       +      
□ Вербальные парафазии       +/- + + +
□ Называние предмета по функциональным признакам         +    
□ Мнестические западения на слова       + + +  
□ Трудности звукоразличения при увеличении объема материала       + +    
□ Нарушение понимания: а) логико-грамматических конструкций б) предлогов в) сравнительных конструкций г) падежных конструкций д) инверсий               +   +   + + +
□ Трудности определения грамматической категории слова   +         +
□ Поиск номинации в семантическом поле         + + +
□ Аграмматизм   +          
□ Параграмматизм       + +/-    

 


ТАБЛИЦА 7

ЧТЕНИЕ

Формы алексий Отделы мозга
задние лобные передние височные средние височные височно-затылочные височно-теменные нижние теменные теменно-затылочные
Л Л Л Л Л Л Л
□ Эфферентная моторная +            
□ Афферентная моторная           +  
□ Сенсорная   +          
□ Акустико-мнестическая     +        
□ Оптико-литеральная       + +   +
□ Оптико-вербальная (симультанная)       + +   +
□ Оптико-мнестическая       + +   +
Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы алексий
передние лобные задние эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая оптико-литеральная оптико-вербальная оптико-мнестическая
П Л П Л
□ Угадывающее чтение + +   + + +   + + +
□ Узнаёт упроченные слова «в лицо», но не может их прочитать     + + +        
□ Трудности чтения: а) букв б) слогов в) слов (особенно малознакомых)         +   +   + +   +   + +   +     + +   +     +   +   + +   +
                               

Продолжение таблицы 7

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы алексий
передние лобные задние эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая оптико-литеральная оптико-вербальная оптико-мнестическая
П Л П Л
□ Полное отсутствие чтения         +        
□ Литеральные замены, паралексии         +        
□ Вербальные паралексии, при сохранности понимания общего смысла прочитанного         +        
□ Нарушение понимания прочитанного +/- + + + +/- +/- +/- + + + +
□ Персеверации: а) элементарные б) системные +     +            
□ Дезавтоматизированное чтение     + +     + + +
□ Нарушение звуко-буквенного анализа слова     + + +   +   +
□ Нарушение дифференциации близких по зрительным признакам букв (особенно в стилизованном виде)             +   +/-
□ Нарушени восприятия пространственной ориентации букв             +   +/-
□ Трудности прочтения букв, слов, частично компенсируемые узнаванием их со слуха                 +

Окончание таблицы 7

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы алексий
передние лобные задние эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая оптико-литеральная оптико-вербальная оптико-мнестическая
П Л П Л
□ Нарушение называния букв при правильном их копировании                 +
□ Нарушение узнавания «в лицо» знакомых и незнакомых слов               + +
□ Схватывание отдельной части слова (чаще корневой)               +  
□ Игнорирование левой части страницы текста +/- +              
□ Чтение как неконтролируемая система догадок +                
□ Потеря строки, выхватывание отдельных фрагментов строк + +                
□ Нарушение звуко-буквенного анализа слова                  
□ Пропуск букв     + + +        
□ Перестановка букв, слогов     + +/- +        

 


ТАБЛИЦА 8

 

ПИСЬМО

Нарушения письма Отделы мозга
передние лобные задние лобные передние височные нижние теменные теменно-височно-затылочные затылочно-височные затылочно-теменные мозолистое тело субкортикальные
П Л Л Л Л Л П Л П Л    
Аграфии (по формам): □ Динамическая + +/-              
□ Афферентная моторная       +          
□ Эфферентная моторная   +              
□ Сенсорная     +            
□ Семантическая         +        
□ Оптико-пространственная         + + + + +    
□ Оптико-мнестическая           + +    
Дизграфия-дископия               +  
Макрография +                
Микрография                 +
Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы аграфий
передние лобные динамическая афферентная моторная   эфферентная моторная сенсорная семантическая оптико-пространственная оптико-мнестическая
П Л
□ Нарушение самостоятельного письма: а) букв б) слогов, слов         + +       + +       + +     + +
                               

 


Продолжение таблицы 8

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы аграфий
передние лобные динамическая афферентная моторная   эфферентная моторная сенсорная семантическая оптико-пространственная оптико-мнестическая
П Л
□ Нарушение письма со слуха: а) букв б) слогов, слов       + +     +   + +     + +   + +
□ Нарушение списывания                
□ Перестановки или антиципации букв, слогов     +/- + +      
□ Пропуск букв: а) гласных б) согласных       + +   + +   + +      
□ Литеральные пространственные параграфии (подбор нужной буквы или неадекватное пространственное расположение элементов буквы)             +  
□ Зеркальное написание букв             +  
□ Литеральные оптические параграфии (трудности дифференциации букв, близких по зрительному образу)               +
□ Замена обобщенного образа буквы в рамках одной графемы конкретным обазом               +

 


Окончание таблицы 8

 

 

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы аграфий
передние лобные динамическая афферентная моторная   эфферентная моторная сенсорная семантическая оптико-пространственная оптико-мнестическая
П Л
□ Слитное написание слов, фраз + +/-              
□ Недописывание слов: а) опускается середина слова б) опускается конец слова       + +        
□ Побуквенное письмо     +         +
□ Инициальное письмо +              
□ Замена букв, близких фонематически         +      
□ Замена букв, далеких фонематически         +      
□ Гоморганные параграфии (близкие по месту порождения звука)     + +/-        
□ Трудности артикуляции подлежащей написанию буквы     +          
□ Трудности грамматического согласования слов и структурирования предложений при самостоятельном письме + +   +        
□ Персеверации: а) букв, слогов, слов б) фраз     +/- +     +        
□ Трудности употребления логико-грамматических конструкций при самостоятельном письме                
□ Нарушение намерения, замысла реализации письма + +            

 


ТАБЛИЦА 9

 

ПАМЯТЬ

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медиальные лобные средние височные базальные височные медиальные височные (гиппокамп) теменные затылочно-теменные гипоталамо-диэнцефальные
П Л П Л П Л П Л П Л   П Л П Л  
Модально-неспецифические нарушения памяти: □ Забывание текущих событий           +     +
□ Сужение объема отсроченного воспроизведения из-за: 1) тормозимости следов интерференицией 2) угасания (слабости) следов без интерферениции 3) нарушения избирательности в виде: а) контаминаций б) побочных вплетений   +   +     +       +         +   +/-     +/-
□ Конфабуляции     + +/-            
□ Реминисценции           +     +
□ Улучшение запоминания при смысловой организации материала                 +
□ Сужение объема непосредственного воспроизведения (отсутствует «фактор края») + + + + +   + +  

 


Продолжение таблицы 9

 

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медиальные лобные средние височные базальные височные медиальные височные (гиппокамп) теменные затылочно-теменные гипоталамо-диэнцефальные
П Л П Л П Л П Л П Л   П Л П Л  
Модально-специфические нарушения памяти: □ Сужение объема непосредственного воспроизведения (отчетливо выражен «фактор края») при запоминании: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов в) движений                  
□ Процесс заучивания не приводит к росту продуктивности запоминания: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов в) движений                  
□ Сужение объема отсроченного воспроизведения из-за гомогенной интерференции, при запоминании: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов в) движений                  
□ Вербальные парафазии           +     +

 


Окончание таблицы 9

 

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медиальные лобные средние височные базальные височные медиальные височные (гиппокамп) теменные затылочно-теменные гипоталамо-диэнцефальные
П Л П Л П Л П Л П Л   П Л П Л  
□ Реминисценции для: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов           + +     +/- +/-  
□ Пространственные ошибки при запоминании зрительных стимулов: 1) координатные 2) метрические 3) структурно-топологические 4) проекционные               + + +   + + +   + + +   + + +  
□ Нарушение памяти на лица         +     +  

 


ТАБЛИЦА 10

 

МЫШЛЕНИЕ

Симптомы, диагностические признаки  
передние лобные задние лобные базальные лобные теменно-затылочные височные теменно-височно-затылочные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л П Л  
□ Нарушение контроля + +   + +        
□ Нарушение деятельности на фоне патологического утомления     + +       +
□ Постепенная врабатываемость в деятельность              
Наглядно-образное мышление: □ Фрагментарность анализа + +            
□ Равновероятная актуализация нескольких гипотез + +/-   + +        
□ Соскальзывание на побочные ассоциации + +   + +        
□ Формальное описание элементов сюжетной картинки +            
□ Резонерство + +            
□ Неспособность к самостоятельному описанию сюжета + +           +
Наглядно-действенное мышление: □ Хаотичность и импульсивность в конструкторской деятельности + +   + +        

Окончание таблицы 10

Симптомы, диагностические признаки  
передние лобные задние лобные базальные лобные теменно-затылочные височные теменно-височно-затылочные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л П Л  
□ Пространственные ошибки: а) координатные б) метрические в) структурно-топологические г) фрагментарные +   + + + + + + + + + + +  
□ Инертные + + +/-       +
Вербально-логическое мышление: □ Нарушение планирования при решении задач +            
□ Нарушение понимания условий задачи, текста + +   + + +  
□ Нарушение следования плану при решении задач + + + +    

2015-11-10 932 Обсуждений (0)
СОМАТО-СЕНСОРНЫЙ ГНОЗИС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОМАТО-СЕНСОРНЫЙ ГНОЗИС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)