□ Нарушение узнавания пальцев руки с закрытыми глазами (пальцевая агнозия):
а) на левой руке
б) на правой руке
+
+ +
□ Тактильная алексия:
а) на левой руке
б) на правой руке
+/- +
+
□ Нарушение переноса установленной позы пальцев с одной руки на другую без зрительной афферентации
+ +
□ Нарушение воспроизведения установленных поз рук без зрительной афферентации (апраксия позы)
+ +
□ Нарушение восприятия отдельных свойств предмета (формы, величины, текстуры, веса) с закрытыми глазами:
а) в левой руке
6) в правой руке
+
+/- +
□ Нарушение называния пальцев:
а) левой руки
б) правой руки
+
+
□ Невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков (без зрительной афферентации):
а) в левой руке
б) в правой руке
+
+/- +
Окончание таблицы 3
Симптомы, диагностические признаки
Отделы мозга
верхние теменные
нижние теменные
П Л
П Л
□ Ощущение неправильных размеров частей тела или ложных частей тела (соматопарагнозия)
+
□ Нарушение узнавания частей тела или их расположения друг относительно друга (нарушение «схемы тела», или соматоагнозия)
+ +/-
□ Нарушение ориентации в левой половине тела (гемисоматоагнозия)
+
□ Игнорирование половины тела, чаще левой (аутотопагнозия)
+
ТАБЛИЦА 4
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
Формы, симптомы, диагностические признаки
Отделы мозга
передние лобные
височные
затылочно-теменные
теменно-височно-затылоч-ные
субкортикальные
П Л
П Л
П Л ПЛ
П Л
Агнозии (по формам):
□Предметная
+ +
+ + +
□ Лицевая (прозопагнозия)
+
+ +
□ Цветовая
+ + +
□ Символическая (буквенная)
+
□ Оптико-пространственная
+ + +
+ +
+
□ Симультанная
Симптомы, диагностические признаки:
□ Нарушение узнавания предметов, изображений
+ +
+ + + +
□ Нарушение симультанного восприятия нескольких объектов (воспринимается только одна оперативная единица зрительной информации)
+/- +/- +
□ Нарушение целостности восприятия объекта, изображения:
а) восприятие отдельных признаков
б) восприятие отдельных фрагментов (фрагментарность)
+ +/-
+ +
+ +
+
Продолжение таблицы 4
Формы, симптомы, диагностические признаки
Отделы мозга
передние лобные
височные
затылочно-теменные
теменно-височно-затылоч-ные
субкортикальные
П Л
п л
П Л ПЛ
П Л
□ □ Импульсивная речевая реакция на изолированно воспринятый признак из-за инактивного рассматривания
+ +
+
□ □ Нарушение восприятия цвета (при сохранности цветоощущения):
а) основных цветов
б) оттеночных цветов
+ +
+ +
D □ Нарушение соотнесения цвета и предмета
+ + +
□ □ Нарушение восприятия лиц людей
+
+ +
□ □ Нарушение восприятия пространственной ориентации букв, цифр, проявляющееся при списывании и написании
+ + +
+ +
□ □ Нарушение идентификации букв, цифр при сохранной способности их копирования
+
□ □ Ошибки узнавания букв (на уровне разных алфавитов) при сохранности чтения
+
□ □ Игнорирование стороны образа предмета, символа (чаще левой)
+
+ +
□ □ Игнорирование стороны зрительного пространства (чаще левой)
+
+ +
Окончание таблицы 4
Формы, симптомы, диагностические признаки
Отделы мозга
передние лобные
височные
затылочно-теменные
тёменно-височно-затылоч-ные
суб-корти-кальные
П Л
П Л
П Л ПЛ
П Л
□ Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов, а также ошибки отображения этих признаков при срисовывании, конструировании по образцу:
а) координатные
б) метрические
в) структурно-топологические
г) проекционные
+ + + + + + +
+ + +
+ + +
+
+ +
□ Ошибки при копировании по зрительному образцу пространственно-организованных поз, движений
+ + +
+ +
□ Парагнозии
+ +
+ + +
+
□ Псевдоагнозии
+ +
ТАБЛИЦА 5
АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС
(неречевой слух)
Симптомы,
диагностические признаки
Отделы мозга
передние лобные
задние лобные
медио-базальные лобно-височные
верхние височные
средние височные
субкортикальные
П Л
П Л
П Л
П Л
П Л
□ Нарушение идентификации:
а) бытовых шумов
б) мелодий, голосов
+
+
+
□ Трудности различения речевых интонаций
+
+
□ Нарушения акустического звена слухо-моторных координаций:
1) нарушение оценки количества
ударов при сохранном
восприятии ритмической
структуры:
а) недооценка
б) переоценка
+
+
+
+/-
+/-
2) нарушение восприятия
ритмической структуры:
а) недооценка
б) переоценка
+/-
+
+/-
+
+/-
+/-
3) диссоциации между
выполнением ритмов
по образцу и неправильной их
оценкой со слуха
+ +
Продолжение таблицы 5
Симптомы,
диагностические признаки
Отделы мозга
передние лобные
задние лобные
медио-базальные лобно-височные
верхние височные
средние височные
субкортикальные
П Л
П Л
П Л
П Л
П Л
4) Диссоциация между более
успешным воспроизведением
по образцу серий
акцентированных и/или
структурированных ритмов, чем
простых неструктурированных
ритмов
+
+
5) Замена воспроизведения
ритмов по инструкции
недиффиренцированным рядом
ударов
+ +
+
+
6) Ухудшение оценки и
воспроизведения ритмов по
образцу при увеличении:
а) числа проб
б) темпа
в) числа предъявлений
ритмической структуры
в серии
г) сложности ритмической
структуры
+ +
+
+
+
+
+
+
+/-
+/-
Окончание таблицы 5
Симптомы,
диагностические признаки
Отделы мозга
передние лобные
задние лобные
медио-базальные лобно-височные
верхние височные
средние височные
субкортикальные
П Л
П Л
П Л
П Л
П Л
7) Нарушение выполнения
на фоне патологического
утомления
+ +
+
8) Диссоциация между
правильным выполнением
ритмов по инструкции и
неправильной их оценкой и
воспроизведением по образцу
+/-
+/-
+
□ Нарушение моторного звена слухо-моторных координаций:
1) Элементарные персеверации