Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ



2015-11-10 1645 Обсуждений (0)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Также важнейшей характеристикой территории с позиций маркетинга является её конкурентоспособность. Этот термин также не имеет чёткого определения. Более того, в разные периоды он понимался по-разному:

  • Начало XIX века (Д. Риккардо): Государства торгуют (соответственно, конкурируют) между собой в силу разницы в производительности труда в различных отраслях.
  • Середина XX века (теорема Э. Хекшера – Б. Олина): Государства продают (соответственно, конкурируют) друг другу товары, в которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы производства, и покупают товары, в которых использованы дефицитные факторы производства.
  • Конец XX века (М. Портер): Государства торгуют (соответственно, конкурируют) потому, что имеют высокую производительность труда, понимаемую как эффективное использование земли, труда и капитала, результирующееся в большей величине национального дохода на душу населения.

Суть конкурентоспособности территории достаточно сложна и лучше всего раскрывается так называемым «конкурентным ромбом» М. Портера (см. схему на рис. 1.4).

Рис. 1.4.1. Детерминанты конкурентного преимущества территорий –

«конкурентный ромб» М. Портера

 

В соответствии с этим «ромбом» конкурентоспособность территории определяется четырьмя детерминантами:

1. Факторные условия производства - то есть известные базисные факторы производства земля, труд и капитал рассматриваются достаточно широко и понимаются как ресурсное обеспечение территории: природные, людские, финансовые, инфраструктурные ресурсы, ресурсы знаний, традиций, умений и навыков и др. Ресурсы территории обычно подразделяют на:

  • Основные (полезные ископаемые, климат, почвы, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и др.), то есть ресурсы, которые достаются практически даром или при незначительных относительно экономического эффекта капиталовложениях.
  • Развитые (основные фонды предприятий, инфраструктура, накопленные материальные запасы, высококвалифицированные кадры и система их подготовки, исследовательские и инновационные организации, отделы и лаборатории, библиотеки, учебные заведения и другие объекты и технологии социальной сферы), то есть ресурсы, для приобретения которых приходится вкладывать значительные силы, средства и время.

Если предприятие имеет доступ к относительно дешёвым ресурсам, то оно конкурентоспособно и, соответственно, конкурентоспособна территория, предоставившая ему такие ресурсы.

2. Условия внутреннего спроса -то есть спрос на внутренних рынках данной территории на товары и услуги собственного производства. Условия внутреннего спроса обычно характеризуются следующими параметрами:

  • Структура внутреннего спроса, то есть характер и соотношение потребностей внутри территории. Если предприятие способно улавливать изменение характера и соотношения внутренних потребностей, то оно конкурентоспособно и на внешнем рынке.
  • Объёмы и характер роста внутреннего спроса, то есть чем они больше, тем лучше проявляется эффект масштаба производства и тем больше возможностей выйти за пределы данной территории.
  • Механизмы передачи внутренних предпочтений на внешние рынки. Обычно они реализуются через мобильных и внешних покупателей, через информационное влияние территории на окружающую среду и др.

Очевидно, что все условия внутреннего спроса находятся в тесном взаимодействии и могут усиливать или ослаблять друг друга в зависимости от влияния различных факторов.

Если предприятие способно успешно действовать на внутреннем рынке, то, как правило, оно способно конкурировать и на внешнем рынке.

3. Родственные и поддерживающие отрасли. Здесь имеются в виду предприятия, выпускающие близкую по назначению продукцию (например, производство тракторов родственно производству автомобилей) и продукцию, служащую основой для другого производства (например, продукция металлургии является основой для машиностроения). Если предприятия родственных и поддерживающих отраслей данной территории уже занимают конкурентоспособные позиции на внешних рынках, то другие предприятия этой территории имеют льшиебо возможности для занятия конкурентоспособных позиций, так как пользуются сложившейся репутацией, относительно дешёвыми ресурсами, высококачественными технологиями, оборудованием, кадрами и др.

4. Стратегия, структура и соперничество предприятий. Территориальные особенности могут существенно влиять на структуру предприятий, формы их управления и конкуренции.

Примеры влияния территориальных особенностей:

На Урале основную долю составляет продукция металлургии и машиностроения, а на Северном Кавказе – сельскохозяйственная продукция.

В Италии основную долю составляет продукция мелких и средних предприятий, производящих относительно простые товары бытового назначения, одежду, обувь, отделочные материалы, а в Германии – продукция крупных предприятий, производящих дорогостоящую высокотехнологичную машиностроительную продукцию.

По законодательству в США банки не могут владеть производственными предприятиями. Основными владельцами акций предприятий у них являются различные относительно небольшие фонды (инвестиционные, пенсионные, профсоюзные, взаимного кредитования, церковные и др.), которые не обладают контрольными пакетами акций и не способны влиять на деятельность акционерных обществ. Поэтому в целях поддержания высокой доходности своих активов они вынуждены постоянно обновлять свои инвестиционные портфели. Благодаря этому в США постоянно ведутся активные торги на фондовых биржах. В Германии законодательство разрешает банкам владеть акциями, в результате чего контрольные пакеты практически всех крупных и средних предприятий находятся в их собственности. Поскольку банки заинтересованы в стабильности своих активов, то все экономические трудности своих предприятий они, как правило, преодолевают прямым кредитованием и сменой их руководства. Продажа акций довольно редка, поэтому объёмы продаж акций германских предприятий на фондовых биржах на несколько порядков ниже, чем в США.

Упомянутые выше территориальные особенности деятельности на внутреннем рынке могут проявиться конкурентными преимуществами на внешних рынках.

Следует подчеркнуть, что перечисленные детерминанты конкурентных преимуществ действуют не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с другом, и изменение одного может повлиять на все другие.

Своеобразным детерминантом является роль, которую играют территориальные правительства и органы управления. Эта роль не нашла отражения в «конкурентном ромбе» М. Портера по причине того, что правительство и другие органы управления могут в одностороннем порядке влиять на все детерминанты, составляющие «ромб».

Также на конкурентоспособность отдельных предприятий и целых территорий могут существенно влиять различные случайности. Основные источники их следующие:

  • Новые изобретения.

Пример: Изобретение в 1920-х годах автомата перекоса лопастей винта профессором М. Юрьевым привело к возникновению новых летательных аппаратов – вертолётов, серийное производство которых смогли освоить только две страны: СССР и США. Изобретение нейлона и технологий его использования в 1940-х годах корпорацией «Дюпон» произвело переворот в текстильной и швейной промышленности и оказало серьёзное влияние не только на моду, но и на многие технические объекты.

  • Технологический прорыв.

Пример: Реализация известных электронных процессов сначала на уровне электронных ламп, затем – на уровне транзисторов, затем – на уровне микросхем привела к неоднократному перемещению конкурентоспособных центров, разрабатывающих и производящих электронную продукцию. В настоящее время лидерами являются США и Япония.

  • Скачки цен на ресурсы.

Пример: Нефтяные кризисы конца XX века привели к существенному перераспределению финансовых потоков. Нефтедобывающие страны стали быстро обогащаться.

  • Скачки на мировых финансовых рынках или обменных курсов валют.

Пример: Ошибочная оценка и авантюризм ряда финансовых руководителей привели в 1997-1998 годах к затяжному мировому экономическому кризису, который серьёзно ухудшил покупательную способность населения Российской Федерации, но при этом увеличил конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке.

  • Скачки спроса.

Пример: Мода по совершенно иррациональным причинам заставляет людей выбрасывать добротные вещи, далеко не исчерпавшие свой физический ресурс, и приобретать новые, но уже другие.

  • Политические решения органов управления других территорий.

Пример: Введение эмбарго, то есть наложение запрета на ввоз или вывоз какой-либо продукции с данной территории, как это сделала ООН с нефтью Ирака после войны 1991 года.

  • Войны и локальные конфликты.

Пример: Войны Израиля с арабскими странами время от времени выводили из строя Суэцкий канал, в результате чего торговые суда вынуждены были доставлять грузы вокруг Африки, увеличивая сроки доставки грузов на семь и более суток и, соответственно, стоимость доставки.



2015-11-10 1645 Обсуждений (0)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)