Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология социально-гуманитарного исследования



2015-11-10 1646 Обсуждений (0)
Методология социально-гуманитарного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Понятием «методология социально-гуманитарных наук» будем называть специальную научную дисциплину, сформировавшуюся в их рамках с целью теоретического обеспечения эффективности проводимых в них научныхх исследований. Социально-гуманитарные науки в этом плане представляет собой систему различных научных отраслей и дисциплин: 1) отрасли, непосредственно изучающие различные сегменты социальной реальность; 2) специальные научные дисциплины, предметом которой является история отдельных социально-гуманитарных наук; 3) источниковедение, изучающее возможности и способы использования источников эмпирической информации в социально-гуманитарных исследованиях; 4) методология социально-гуманитарных наук, предмет которой выступает процесс научно-исследовательской в них деятельности.

Собственно методологическая деятельность в социально-гуманитарных науках как внешняя рефлексия осуществляется в рамках методологии социально-гуманитарных наук как научной дисциплины. Поэтому понимание природы методологической деятельности в социально-гуманитарных науках зависит от представлений о предмете этой научной дисциплины.

В конце XIX – начале ХХ в. в социально-гуманитарных науках доминировало представление о том, что предметом методологии как научной дисциплины являются методы социально-гуманитарного исследования. В конце ХХ в. одни исследователи считали, что предметом методологии являются закономерности процесса социально-гуманитарного познания. Другие подчеркивали, что методология изучает природу, принципы и методы социально-гуманитарного познания. Третьи исследователи полагали, что предметом методологии являются проблемы специфики взаимодействия субъекта и объекта в социально-гуманитарном познании, социальная природа источников эмпирической информации и их гносеологические функции, специфика научных фактов, уровни социально-гуманитарного познания, пути формирования научных теорий. Некоторые ученые в предметную область методологии включали не только гносеологические вопросы, связанные теорией познания в социально-гуманитарных науках, но и онтологические, такие, например, как закономерности социального процесса, прошлое и настоящее в социальном развитии.

В настоящее время некоторые исследователи считают, что из предметной области методологии как научной дисциплины надо убрать все, что связано с теорией социального развития. Они предлагают рассматривать методологию в качестве научной дисциплины, которая обеспечивает организацию исследовательского процесса с целью получения нового и максимально достоверного знания. Такой взгляд на методологию требует придания ей определенной структуры, включающей в себя обоснование основных этапов и научных принципов исследовательской работы, классификации и объяснения порядка применения ее методов, выделения и уяснения сущности категорий, с которыми имеет дело исследователь.

Методологическая деятельность в социально-гуманитарных науках осуществляется в сфере методологического сознания в рефлексивной форме. В плане внутренней рефлексии методологическая деятельность индивидуализирована и конкретизирована. Она связана с поиском наиболее аутентичных и эффективных когнитивных способов постановки научной проблемы, определения цели конкретного социально-гуманитарного исследования, класса исследовательских задач и перспективных путей их решения, направленных на получение нового научного знания. В этом плане индивидуальная методологическая деятельность носит конструктивно-проектный характер, с помощью которой дости­гается необходимый самоконтроль познавательных действий, их самооценка с позиций соответствия выработанным паттернам. В этом смысле каждый исследователь – сам себе методолог.

В плане внешней рефлексии методологическая деятельность носит идеализированный нормативный характер, абстрагированный от конструктивной и проективной конкретики. Методологическая деятельность в этом смысле является «рефлексией над рефлексией», т.е. когнитивная активность методолога направлена на изучение процесса социально-гуманитарного исследования. Такая методологическая деятельность носит профессиональный характер, независимый от задач конкретных социально-гуманитарных исследований.

Таким образом, методологическая деятельность в социально-гуманитарных науках имеет две ос­новные ориентации: 1) критико-аналитическую и 2) проектно-конструктивную. Реализуя первую ориентацию, методолог выступает как исследователь познавательной деятельности в социально-гуманитарных науках. При этом он должен осуществить рефлексию особого рода – критическую и исследовательскую. Реализуя проектно-конструктивную ориентацию, методолог помогает специалисту перестраивать и развивать свой предмет. Важным результатом критической деятельности методолога является «распредмечивание» понятий и дру­гих дисциплинарных представлений. В рамках проектно-конструктивной ориентации осуществляется об­ратная процедура – «опредмечивание», т.е. пост­роение новых понятий и идеальных объектов. Так как методолог ориентирован на построение но­вого предмета, он аргументирует необ­ходимость построения новых понятий, выявляет нуж­ные для этого средства и методы, разрабатывает план и стратегию действий, иногда создает первые фраг­менты нового предмета. Это означает, что методологическая работа реализует себя, с одной стороны, как особого рода исследова­ние, с другой – как род интеллектуального проектиро­вания.

Как всякая деятельность, методологическая деятельность может быть описана в рамках следующей модели: «среда – предмет – цель – средства – процесс – результат». Средой методологической деятельности является методологическое сознание определенного научного сообщества. Предметом этой деятельности, т.е. тем, на что направлена активность методолога, выступает социально-гуманитарное исследование. Цель методологической деятельности состоит в создании теории социально-гуманитарного исследования. Ее средствами являются, во-первых, эмпирические данные, описывающие конкретные случаи социально-гуманитарного исследования и его методики, во-вторых, теоретические конструкты, объясняющие, обобщающие, типизирующие эти «случаи» и стандартизирующие различные методики, в-третьих, различного рода концепты, необходимые для понимания и интерпретации конкретики социально-гуманитарных исследований.

Процесс методологической деятельности в социально-гуманитарных науках определяется общей логикой научного исследования, в котором исходной точкой выступает постановка проблемы, а его динамикой является решение проблемы. Результат методологической деятельности – это новые конструкты и концепты социально-гуманитарного исследования, носящие объяснительный, понимающий и, в силу этого, нормативно-предписывающий и стандартизированно-универсальный характер.

Таким образом, природа методологической деятельности в социально-гуманитарных науках обусловлена ее предметом. Несколько упрощая, можно сказать, что если ученый познает социальную реальность, то методолог изучает ученого за работой, выясняя, что делает последний в своей профессиональной деятельности, и это изучение носит критически-рефлексивный характер.

Значение методологической деятельности в социально-гуманитарных науках обусловлено тем, что социально-гуманитарное исследование, как правило, складывается на основе культурно-исторически возникших и уже проверенных научных традиций, требований, способов, приемов и методов научно-исследовательской. Вместе с тем оно постоянно сопряжено с постановкой новых проблем, поиском новых путей и способов изучения социальной реальности, разработкой более совершенных средств социально-гуманитарного познания, формированием новых идей даже в тех случаях, когда решение проблемы, казалось, уже было найдено. Поэтому познавательная деятельность в социально-гуманитарных науках претерпевает постоянные изменения. Игнорировать их в исследовательской практике невозможно, напротив, необходимо располагать данными, характеризующими деятельность ученых, ее способность к изменениям под воздействием тех или иных элементов процесса социально-гуманитарного исследования или эпистемологического контекста в целом. Эти данные образуют эмпирическую основу для разработки методологических конструктов и концептов социально-гуманитарного исследования.

Следовательно, предметом методологии как научной дисциплины является само социально-гуманитарное исследование. Его можно изучать в различных аспектах – психологическом, науковедческом, методологическом. Психологический аспект предполагает анализ различных творческих установок в выявлении роли интуиции, личностных характеристик ученого и т.д. Науковедческий аспект – это изучение истории социально-гуманитарних исследований, способов их социальной детерминаций и социальных последствий. Методологический аспект связан с познанием внутренней структуры социально-гуманитарного исследования, когнитивных его предпосылок, специфики познавательного отношения субъекта социально-гуманитарного исследования к его предмету.

Выделение социально-гуманитарного исследования в качестве предмета методологии как научной дисциплины и, соответственно, методологической деятельности ставит важные вопросы: является ли это исследование целесообразным или оно носит произвольный характер, какие условия определяют возможность получения нового социально-гуманитарного знания, существуют ли логика и нормы научно-исследовательской деятельности ученого, познаваем ли ее процесс.

Внутренний мир ученого всегда требует определенной свободы творчества, он связан с вдохновением, интуицией, воображением и некоторыми другими неповторимыми психическими качествами исследователя. Поэтому в данном отношении социально-гуманитарное исследование как творчество является искусством. Вместе с тем социально-гуманитарное исследование, чтобы быть научным, должно проводиться в соответствии с определенными принципами и требованиями, которые должен соблюдать ученый. Поэтому свобода творчества, «вспышки озарения» в социально-гуманитарных науках неизбежно соседствуют с представлениями ученого о необходимых элементах целенаправленной научно-исследовательской деятельности. В связи с этим альтернатива – либо организация, либо свобода научного поиска – является методологически некорректной.

Социально-гуманитарное исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т.е. познавательная деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Изучение этих норм, приведение их в систему целенаправленной деятельности, теоретическое ее обоснование дает возможность осуществлять сознательный контроль над процессом конкретно-социально-гуманитарного исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также осмысливать опыт научно-исследовательского мастерства и обучать ему.

Изучая реальные эпистемологические условия, элементы, структуру и динамику конкретных социально-гуманитарных исследований, методология ставит одной из своих главных задач построение общей теории научного социально-гуманитарного исследования, которая могла бы интерпретировать отдельные действия ученого и объяснять исследовательскую практику при помощи почерпнутых из этой теории посылок о ее содержании. В этом состоит непосредственно практическое значение методологии как научной дисциплины.

 



2015-11-10 1646 Обсуждений (0)
Методология социально-гуманитарного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология социально-гуманитарного исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1646)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)