Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В социально-гуманитарных науках



2015-11-10 748 Обсуждений (0)
В социально-гуманитарных науках 0.00 из 5.00 0 оценок




В отечественной и зарубежной литературе понятие методологии часто ис­пользуют в качестве синонима для обозначения, в одних случаях, совокупнос­ти приемов, методов и иных познавательных средств, приме­няемых в науке, а в других – специального учения о принципах, способах, методах и средствах научного познания. Кроме того, в научной литературе часто используется понятие «методология науки». При этом одни исследователи придают ей статус «самостоятельной дисциплины», другие считают ее всего лишь вспомогательным «на­правлением исследования» в рамках отдельных научных дис­циплин. При этом отмечается, что методология науки тесно связана с философией, особенно с такими ее раз­делами, как гносеология (теория познания) и диалектика, а также логика (формальная), которая главное внимание уделяет прояснению структуры готового, «ставшего» знания, на описание его формальных связей и элементов на языке симво­лов и формул при отвлечении от конкретного содержания выска­зываний и умозаключений.

Начиная с Нового времени методологические идеи стали разрабатываются не только в философии, но и в рамках воз­никающих и развивающихся частных наук, в том числе и в социально-гуманитарных. Однако вопросы методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны рассматриваться в широком социокультурном контексте. Поэтому в современной методологии науки все большее место занимают вопросы, связанные с динамикой познавательных проблем, обусловленной культурно-исторической природой познавательных средств, изменчивостью категорий и понятий.

Понятие «методология социально-гуманитарных наук» также употребляется в различных смыслах. В отечественной философии вопрос о том, что такое «методология социально-гуманитарных наук», актуализировался в 70-х гг. прошлого века, когда стало ясно, что эти науки, превратившись в «служанку» исторического материализма, не выходит на необходимый уровень теоретических обобщений, а сам методологический потенциал материалистического понимания социальной реальности стал угасать.

В условиях господства марксистской идеологии и тесно связанной с ней монистической интерпретации социальной реальности все усилия методологов были направлены на то, чтобы придать марксистской методологии новый импульс. Однако в целом повышенный интерес в советском обществоведении к методологическим вопросам в 70–80-х гг. ХХ в. был симптомом кризиса марксистской методологии социально-гуманитарного познания.. Но именно в эти годы организуются методологические дискуссии, в академических учреждениях создаются методологические секторы, а в учебных заведениях – методологические семинары, выходит целый ряд монографий, посвященных методологическим вопросам социально-гуманитарного познания.

Анализ научной литературы тех лет позволяет сделать вывод о том, что в социально-гуманитарных науках смешивались пред­ставления о методологии как системе теоретических знаний и методологии как научной дисциплины, в рамках которой протекает специфическая научная деятельность. Вместе с тем в ходе методологических дискуссий пришло осознание того, что разграничивать эти поня­тия необходимо, поскольку знания методологического характера существуют с момента зарождения социально-гуманитарной мысли, а «методология социально-гуманитарных наук» как специальная научная дисципли­на стала оформляться лишь в конце XIX – начале ХХ в. в связи с распространением в социально-гуманитарных науках идей неокантианской философии, в которой на первый план выдвинулась гносеологическая и мето­дологическая проблематика, связанная с анализом процесса и результатов социально-гуманитарного познания.

В научной литературе последней четверти ХХ в. существовало несколько представлений о том, что такое «методология социально-гуманитарных наук». Одни исследователи считали, что методология социально-гуманитарных наук – это система определенных мировоззренческих, теоретических положений (законов, понятий, выводов), используемых ученым в качестве познавательных принципов, идей в научно-исследовательской работе. Другие рассматривали методологиб социально-гуманитарных наук как теорию социально-гуманитарного познания. Третьи полагали, что методология социально-гуманитарных наук – это не только теория социально-гуманитарного познания, но и совокупность исследовательских методов. Некоторые исследователи представляли методологию как науку о методах социально-гуманитарного исследования, а также теорию практики их использования в социально-гуманитарных исследованиях. В некоторых работах получила аргументацию идея выделения методологии в специальную научную дисциплину.

Таким образом, в 70–80-х гг. ХХ в. постепенно стало складываться представление о том, что о «методологии социально-гуманитарных наук» можно говорить в двух смыслах. Во-первых, под «методологией» стали подразумевать теорию социально-гуманитарного познания, которая разрабатывает принципы и средства добывания новых научных знаний, систематизации и истолкования полученных данных с целью выяснения сущности социальных процесса и их реконструкции его во всей конкретности и целостности. Во-вторых, этим понятие методологии стали использовать для обозна­чения специальной научной дисциплины.

В связи с этим предлагалось различать методологию в широком и узком смысле слова. Под методологией широком смысле слова понималась совокупность общих установок и философских принципов, определяющих конечные цели научно-исследовательской деятельности. Под методологией в узком смысле слова подразумевалась специальная научная дисциплина, задача которой состояла в теоретическом исследовании, анализе, реконструкции и обосновании методов научно-исследовательской деятельности.

В настоящее время ситуация, связанная с прояснением в методологическом сознании понятия «методология социально-гуманитарных наук» , осталась на уровне 80-х гг. ХХ в. В одних случаях методологией называют совокупность философских принципов и конкретных установок, представляющих собой систему теоретических знаний, которые определяют и нормируют направление, цели и конечные результаты социально-гуманитарных исследований. В других – этим термином обозначают научную дисциплину, представляющую собой специфическое направление исследовательской деятельности в социально-гуманитарных науках. При этом следует подчеркнуть, что многие проблемы относительно содержания понятия «методология социально-гуманитарных наук» порождены как раз отсутствием четкого различия указанных двух случаев его употребления. Поэтому часто смешиваются представления о структуре методологии как системе теоретических знаний, определяющих процесс социально-гуманитарного исследования, и предмете методологии как научной дисциплины.

На наш взгляд, понятие методологии социально-гуманитарных наук не целесообразно сводить к «теории социально-гуманитарного познания», т.е. социально-гуманитарной эпистемологии. Методологию социально-гуманитарных наук не следует также отождествлять и с методологией социально-гуманитарного исследования как системой познавательных установок, определяющих направление исследовательской деятельности, ее предмет, когнитивную стратегию, цели, задачи, структуру, а также принципы и методы получения нового социально-гуманитарного знания.

В этом плане понятие методологии социально-гуманитарного исследования по содержанию близко таким понятиям, как «методологическое сознание» и «парадигма социально-гуманитарного исследования». Причем речь идет о методологическом сознании не как определенной сфере интеллектуальной деятельности, в которой происходит осмысление путей, способов и форм производства научных социально-гуманитарных знаний и его оптимальной организации, а методологическом сознании как результате этой деятельности, выполняющем в социально-гуманитарном исследовании проективную функцию. Таким результатом выступает методологическое знание, причем знание не в виде эмпирического описания различного процедур и приемов получения социально-гуманитарного знания, что является методикой социально-гуманитарного исследования, а в теоретической форме, обобщающей и объясняющей эту методику из оснований, лежащих за ее пределами.

В связи с этим необходимо уточнить возможности употребления понятия «теоретическое знание» в социально-гуманитарном исследовании. В научной литературе часто употребляют понятия «теоретические знания» и «методологические знания». Причем под первыми понимают прежде всего знания предметного характера, а под вторыми – гносеологического. Подобное представление сужает содержание понятия «теория» в социально-гуманитарном познании, а также возможности его употребления. Теория – это знание, которое раскрывает сущность социального явления, типизирует и объясняет его с точки зрения причинной взаимообусловленности или взаимосвязей с другими явлениями. Причем таким явлением может выступать как социальная реальность, фиксируемая в предмете социально-гуманитарного исследования, так и процесс ее непосредственного познания. Поэтому в социально-гуманитарном познании теоретические знания могут возникать не только в результате изучения его предмета, но и самого процесса социально-гуманитарного исследования. Следовательно, теоретические знания в социально-гуманитарных науках по содержанию бывают двух видов – онтологическими и гносеологическими. Первые можно назвать предметно-теоретическими, вторые – теоретико-методологическими знаниями. Поэтому в научном дискурсе корректнее будет использовать понятия не теоретических и методологических знаний, а предметных и методологических, эмпирических и теоретических знаний.

Теоретические знания превращаются в методологические только в том случае, если они интериоризированы методологическим сознанием исследователя и становятся проектной основой социально-гуманитарного исследования. В этом случае знания теоретического характера выполняют функцию когнитивных «фильтров», опосредствующих взаимодействие субъекта и предмета социально-гуманитарного исследования. Это – так называемое «предпосылочные», или «внеисточниковые знания». Такого рода «фильтры» иногда называют паттернами, которые представляют собой синкретическое единство конструктивного и концептуального. Это – «образы», с одной стороны, предмета социально-гуманитарного исследования, а с другой – самого процесса исследования.

Понятие методологии социально-гуманитарного исследования является близким к понятию парадигмы социально-гуманитарного исследования. Это объясняется тем, что в современной методологии науки понятие парадигмы используется для обозначения системы предписаний и правил познавательной деятельности, или моделей научного исследования. Так, Т. Кун под парадигмами подразумевал признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Парадигмы социально-гуманитарного исследования, которых придерживаются в научной деятельности те или иные научные сообщества ученых, задают способ видения предметной области социально-гуманитарного исследования, определяют выбор его методологических ориентиров и формулируют основные правила профессиональной научно-исследовательской деятельности.

Однако близость этих понятий «методология» и «парадигма» не означает их тождественности. В их структуре есть общее – методологическое знание. Однако в «парадигме социально-гуманитарного исследования» это знание постулируется и нормативизируется. В «методологии социально-гуманитарного исследования» это знание приобретает функцию методологической установки, благодаря методологическому сознанию исследователя, в котором методологическое знание выбирается, анализируется, синтезируется и концептуализируется, т.е. перерабатывается и усваивается (интериоризируется), а затем реализуется (экстериоризируется) в конкретной научно-исследовательской деятельности.

Методология социально-гуманитарного исследования имеет многоуровневую структуру. В научной литературе существует представление о том, что первый ее уровень представляют знания философского характера. На этом уровне методологическую функцию выполняет эпистемология как теория познания. Второй уровень – это научные концепции и формальные методологические теории, в состав которых входят теоретические знания о сущности, структуре, принципах, правилах и методах научного исследования вообще. Третий уровень представлен теоретическими знаниями, которые отличаются прежде всего своей предметной привязанностью и отнесенностью методологических рекомендаций только к определенному классу исследовательских задач и познавательных ситуаций, специфических для данной области знаний.

На наш взгляд, такое выделение уровней методологии социально-гуманитарного исследования слишком расширено, и поэтому оно элиминирует специфику той системы теоретического знания, которое непосредственно выполняет методологическую функцию в конкретном социально-гуманитарном исследовании. Специфицируя понимание методологии научного познания применительно к социально-гуманитарному исследованию, в структуре методологии конкретно-социально-гуманитарного исследования можно выделить следующие уровни (см. схему 3):

1. Модель социально-гуманитарного исследования как система нормативного знания, определяющего предметную область социально-гуманитарного познания, его когнитивную стратегию, основные познавательные средства и роль ученого в получении нового социально-гуманитарного знания.

2. Парадигма социально-гуманитарного исследования как образец и стандарт постановки и решения определенного класса исследовательских задач, принятая в научном сообществе, к которому принадлежит исследователь.

3. Научные теории, имеющие отношение к предметной области конкретного социально-гуманитарного исследования, формирующие его научный тезаурус, модель предмета и используемые в качестве объяснительных конструктов или понимающих концептов.

4. Методы социально-гуманитарного исследования как способы решения отдельных научно-исследовательских задач.

Схема 3.



2015-11-10 748 Обсуждений (0)
В социально-гуманитарных науках 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В социально-гуманитарных науках

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (748)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)