Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение позвоночных животных различных классов





ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ

Методические указания

 

к полевой практике для студентов 2 курса

бакалавриата биологического факультета по специальности «Биология» и «Экология и природопользование»

Уфа

РИЦ БашГУ

Печатается по решению кафедры физиологии человека и зоологии биологического факультета. Протокол заседания кафедры № 11 от 20 мая 2015 г.

 

 

Составители: доц., к.б.н. А.Г. Яковлев, асс. А.М. Шевченко.

 

 

Методические указания к полевой практике по зоологии позвоночных для студентов 2 курса бакалавриата биологического факультета специальностей «Биология» и «Экология и природопользование».


Содержание

Цели и задачи полевой практики…………………………………………….4

Техника безопасности на экскурсиях………………………………………..4

Правила поведения студентов на экскурсии………………………………..5

Оборудование…………………………………………………………………6

Работа на экскурсии…………………………………………………………..6

Полевой дневник…………………………………………………………..6

Изучение позвоночных животных различных классов…………………7

Рыбы……………………………………………………………………7

Земноводные…………………………………………………………...8

Пресмыкающиеся…………………………………………………….10

Птицы...……………………………………………………………….10

Млекопитающие……………………………………………………...12

Лабораторная обработка материалов………………………………………13

Хронологический дневник………………………………………………13

Методики учётов численности………………………………………….14

Земноводные и пресмыкающиеся…………………………………..14

Птицы…………………………………………………………………14

Млекопитающие……………………………………………………...15

Самостоятельная работа по теме…………………………………………...15

Зачёт…………………………………………………………………………..16

Список видов позвоночных…………………………………………………17

Рекомендуемая литература и ресурсы интернета…………………………26

 

 

Цели и задачи полевой практики

Цель. Изучение фауны, населения и экологии позвоночных животных различных биотопов.



Задачи:

· Научиться производить наблюдения за позвоночными животными в полевых условиях;

· Научиться определять позвоночных животных в полевых условиях;

· Ознакомиться с фауной позвоночных животных своего региона;

· Ознакомиться с основными методами полевых зоологических исследований позвоночных животных;

· Ознакомиться с лабораторными методами обработки собранного на экскурсиях материала по позвоночным животных.

 

Техника безопасности на экскурсиях

· Одежда должна защищать от кровососущих насекомых и клещей, предохранять от охлаждения, перегревания и не стеснять движение (летний полевой костюм, брюки из плотной ткани, штормовки). Одежда не должна быть ярких и контрастных раскрасок. Желателен зелёный, серый, коричневый цвет тканей.

· Обувь должна быть удобной, разношенной и защищать ноги от травм, укусов змей и воды (резиновые сапоги, высокие ботинки).

· Обязательно наличие головного убора.

· На открытые части тела (лицо, руки), а также на одежду допускается применение репеллентов против кровососущих насекомых и клещей.

· В случае укуса клеща немедленно сообщить об этом преподавателю.

· Во избежание укусов змей и других подобных неприятностей, особенно при движении в высокой траве, необходимо внимательно смотреть под ноги. Не следует залезать руками в такие места, где их невозможно видеть (под камни, пни или брёвна, в норы животных и т.д.).

· Руки должны быть свободны при движении по склонам, кустарнику. Для переноса оборудования и личных вещей использовать рюкзаки или сумки с ремнём через плечо.

· Запрещается употребление пищи, курение. Воду для питья можно употреблять только взятую с собой, а не из естественных источников и водоемов.

· Запрещается самовольно удаляться с экскурсии. В случае таковой надобности необходимо отпроситься у преподавателя.

Правила поведения студентов на экскурсии

· На экскурсии студенты не должны выходить вперёд от преподавателя.

· Группа должна соблюдать тишину и не утрачивать внимания.

· Нельзя издавать громкие звуки и делать резкие движения. Посторонние разговоры недопустимы.

· На экскурсии не отставать от группы. Необходимо всегда быть в зоне видимости у преподавателя.

 

Оборудование

Индивидуальное

Блокнот, карандаш, ручка, стирательная резинка, линейка, мерная лента, фотоаппарат (телефон с камерой), диктофон (телефон с плеером и диктофоном), бинокль, резиновые перчатки, тетрадь 48 листов.

Групповое

Ёмкости для сбора следов жизнедеятельности и остатков позвоночных животных, гидробиологический сачок для отлова земноводных, весы с разновесами, мешки из х/б ткани разного размера для сбора и взвешивания живых земноводных и пресмыкающихся, этиловый спирт, марлевые салфетки, рыболовные снасти (например, поплавочная удочка), сапёрная лопатка, литературные руководства и определители (см. список рекомендуемой литературы).

Работа на экскурсии

Полевой дневник

Для полевого дневника используется блокнот карманного размера. Записи производятся только на экскурсии простым карандашом. На каждой экскурсии в полевом дневнике обязательно записываются следующие пункты.

  1. Дата.
  2. Место проведения экскурсии.
  3. Время начала экскурсии.
  4. Погодные условия (температура воздуха, облачность, осадки, атмосферное давление, направление и скорость ветра).
  5. Описание биотопов, через которые проходит маршрут экскурсии (рельеф, увлажнённость, растительность, ярусность).
  6. По мере продвижения по маршруту составляется схема маршрута.
  7. В дневнике записываются все встречи позвоночных животных и следов их жизнедеятельности, определительные признаки, особенности поведения. Точки встреч позвоночных отмечаются на схеме маршрута.
  8. В конце экскурсии записывается время окончания экскурсии.

Изучение позвоночных животных различных классов

Рыбы

Цель. Установить видовой состав, население и экологический тип ихтиофауны водоёмов и водотоков, посещённых на полевой практике.

Ход работы.

  1. Визуальное наблюдение и определение рыб в водоёме.
  2. Опрос рыбаков и фотографирование их уловов. Установить виды рыб, которые есть у рыбаков и виды, которые, по словам рыбаков, встречаются в водоёме, а также примерное соотношение видов и их размеры в уловах.
  3. Самостоятельный отлов рыб с помощью рыболовных снастей.
  4. Определение видов рыб.
  5. Для каждой особи определить пол.
  6. Взвесить отловленных рыб.
  7. Сделать промеры (см. рис. 1).
  8. Взять пробу чешуи для определения возраста (рис. 2).

Рис. 1. Схема наиболее употребительных стандартных промеров рыб (Правдин, 1966).

Обозначения: L – полная длина тела; ls – длина по Смитту; l – длина тела без учета длины хвостового плавника (до конца чешуйного покрова); C – длина головы; Ch – высота головы; H – наибольшая высота тела; h – высота хвостового стебля (наименьшая высота тела); AD – антедорсальное расстояние; PD – постдорсальное расстояние; Cl – длина хвостового отдела.

Рис. 2. Места взятия проб чешуи у рыбы (показаны пунктиром).

Земноводные

Цель.Установить видовой состав и население земноводных в различных биотопах.

Ход работы.

  1. Описать внешнее строение и определить встреченных на экскурсии земноводных.
  2. Описать биотоп, где встречены земноводные.
  3. Провести учёт численности земноводных (по береговой линии, если около водоёма, и общий для биотопа).
  4. Отловить земноводных.
  5. Для каждой особи определить пол и возраст.
  6. Каждую особь взвесить и произвести морфологические промеры (рис. 3).

Рис. 3. Схема промеров лягушки (Банников и др., 1977).

Пресмыкающиеся

Цель.Установить видовой состав и население пресмыкающихся в различных биотопах.

Ход работы.

  1. Описать и определить встреченных на экскурсии пресмыкающихся.
  2. Описать биотоп, где встречены пресмыкающиеся.
  3. Провести учёт численности пресмыкающихся.
  4. Отловить пресмыкающихся.
  5. Для каждой особи определить пол, возраст, каждую особь взвесить и произвести морфологические промеры:

Птицы

Цель.Установить видовой состав и население птиц в различных биотопах.

Ход работы.

  1. Описать облик каждого встреченного вида птицы по следующей схеме: размеры, окраска оперения на разных частях тела птицы, особенности строения клюва, крыльев, хвоста (рис. 4).
  2. Описать место наблюдения и особенности поведения птиц.
  3. Для стайных птиц установить количество.
  4. Для каждой наблюдаемой птицы записать расстояние, на котором птица находилась в момент её наблюдения.
  5. Для видов, которые определенны по голосу, записать примерное расстояние.
  6. Провести учёт численности птиц.
  7. Описать, сфотографировать и промерить встреченные гнёзда (рис. 5).

Рис. 4. Схема участков оперения и частей тела птиц (Карташов и др., 2004).

Рис. 5. Схема промеров птичьего гнезда: 1 – наружный диаметр гнезда; 2 – диаметр лотка (внутренний диаметр гнезда); 3 – высота гнезда; 4 – глубина лотка.

Млекопитающие

Цель.Установить видовой состав и население млекопитающих в различных биотопах.

Ход работы.

1. Описать и определить каждое встреченное млекопитающее.

2. Описать особенности поведения встреченного млекопитающего и биотоп, где произошла встреча.

3. Описать и сфотографировать следы жизнедеятельности млекопитающих.

4. Провести учёт численности млекопитающих.

Рис. 6. Промеры тела мелких млекопитающих: 1 - длина тела (L.), от конца морды до анального отверстия; 2 – длина хвоста (С.), от анального отверстия до конца хвоста без концевых волос; 3 – длина задней ступни (Pl.); 4 – высота уха (Au.) (по: D.Macdonald, P.Barrett, 1993).





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1129)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)