Показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни
Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни осуществляется по следующим показателям: 1 - зрительные ориентировочные реакции (АЗ - анализация зрительная); 2 - слуховые ориентировочные реакции (АС - анализация слуховая); 3 - эмоции и социальное поведение - Э; 4 - движение (руки и действия с предметами - ДР); 5- движения общие - ДО; 6 - подготовительные этапы развития речи: понимание речи - ПР, активная речь - АР; 7 - умения в кормлении и в других режимных процессах, навыки - Н.
Ребенок в возрасте 10 дней: АЗ - удерживает в поле зрения движущиеся предмет (ступенчатое слежение); АС - вздрагивает и моргает при резком звуке.
Ребенок в возрасте 18-20 дней: АЗ - удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); АС - плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
Ребенок в возрасте 1 месяц:
A3 - плавное прослеживание движущегося предмета;
АС - длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки); Э - первая улыбка в ответ на разговор взрослого; ДО - лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 сек.); АР - издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
Ребенок в возрасте 2 месяца:
A3 - длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого, длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым; АС - ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону голоса взрослого; Э - быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке; ДО - лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 сек.); АР - повторно произносит отдельные звуки.
Ребенок в возрасте 3 месяца:
A3 - зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушки); Э - отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки; ДР - случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; ДО - лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).
Ребенок в возрасте 4 месяца: A3 - узнает мать или близкого человека (радуется); АС - поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами; Э - во время бодрствования часто и легко возникает "комплекс оживления", громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему; ДР - рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки; ДО - удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе; РА - гулит; Н - во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.
Ребенок в возрасте 5 месяцев:
A3 - отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по- разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого); АС - узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует; Э - радуется ребенку, берет у него из рук игрушки, гулит; ДР - берет игрушку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке; ДО - долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки; РА - подолгу певуче гулит; Н - ест с ложки полугустую и густую пищу. Ребенок в возрасте 6 месяцев:
АС - по-разному реагирует на свое и чужое имя; ДР - уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу или занимается, перекладывая из одной руки в другую; ДО - переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая; РА - произносит отдельные слоги (начало лепета); Н - хорошо ест с ложки, снимая пищу губами, небольшое количество жидкой пищи пьет из блюдца или чашки.
Ребенок в возрасте 7 месяцев:
ДР - стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее; ДО - хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях); ПР - на вопрос "Где?" находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу); АР - подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3); Н - пьет из чашки, которую держит взрослый.
Ребенок в возрасте 8 месяцев:
Э - смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет; ДР - игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими, в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, стучит, вынимает); ДО - сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер; РП - на вопрос "Где?" находит несколько предметов, (2-3) на постоянных местах, по просьбе взрослого, выполняет разученные ранее простые действия; РА - громко, четко и повторно произносит различные слоги; Н - ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Ребенок в возрасте 9 месяцев:
АС - плясовые движения под плясовую мелодию; Э - догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка; ДР - с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает); ДО - переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками; РП - на вопрос "Где?" находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов; РА - подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете; Н - хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
Ребенок в возрасте 10 месяцев Э - действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним;
ДР - самостоятельно и, по просьбе взрослого, выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер; ДО - входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки; РП - по просьбе "Дай!" находит и дает знакомые предметы; по вербальной просьбе взрослого, выполняет более сложные разученные действия и движения: "Догоню-догоню", "Сорока-ворона", играет в прятки и др.); РА - подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых не было в его лепете; Н - закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.
Ребенок в возрасте 11 месяцев:
Э - радуется приходу детей; избирательное отношение к детям; ДР - овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень; ДО - стоит самостоятельно; делает первые самостоятельные шаги; РП - по словесной инструкции, выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку); появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого, находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы); РА - произносит первые слова-обозначения, например: "Дай, мама, би-би"; Н - закрепляются приобретенные в 9 месяцев умения и навыки.
Ребенок в возрасте 12 месяцев:
A3 - различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого; Э - протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; ДР - выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит; переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, кошку, зайца); ДО - ходит самостоятельно (без опоры); ПР - понимает (без показа) название нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых, выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай тете, положи на место); понимает слово нельзя (прекращает действие); некоторые слова в понимаемой речи приобретают обобщенный характер; по вербальной просьбе взрослого, выполняет разученные ранее действия с игрушками; РА - подражая взрослому, легко произносит новые слоги; произносит 5-10 облегченных слов; Н - самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4012)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |