Сильные и слабые позиции гласных фонем
Состав сильных гласных фонем современного русского литературного языка определяется по способности фонем выступать в ударной позиции. В системе русского языка обычно выделяются 5 сильных гласных фонем: <и>, <у>, <а>, <о>, <е>. Эти фонемы характеризуются с учетом постоянных признаков - степени подъема языка и отношения к лабиализации, выступающих в роли дифференциальных. Так, <у> отличается от <о> признаком подъема при интегральном (общем) признаке лабиализованности. Фонемы <у> и <и> признаком подъема (верхнего) объединяются, а дифференциальным признаком выступает лабиализованность (<у>) /нелабиализованность (<и>). Среди сильных гласных фонем особое положение занимает <а>. Фонема <а> является единственной фонемой нижнего подъема, следовательно, данным признаком фонема <а> отличается от всех остальных сильных гласных фонем. Это делает признак нелабиали-зованности фонемы <а> избыточным, поскольку в системе гласных фонем современного русского литературного языка нет ни одной фонемы, отличающейся от <а> только отношением к лабиализации, ср.: <а> - <о>; <а> - <е>; <а> - <и>; <а> - <у>. Однако вопрос о количестве сильных гласных фонем СРЛЯ является спорным. По мнению сторонников МФШ (Московской фонологической школы), в систему гласных фонем входит 5 сильных гласных фонем, представители СПбФШ (Санкт-Петербургской фонологической школы) выделяют 6 сильных фонем, включая в состав фонем <ы>. Сторонники СПбФШ, в отличие от приверженцев МФШ, считают <и> и <ы> двумя самостоятельными фонемами. Указанные фонологические школы по-разному подходят к определению фонемы, ее сущности и признаков. Представители МФШ рассматривает [ы] как аллофон фонемы <и>, а не самостоятельную фонему, т.к.: 1. [и] и [ы], в отличие от других фонем, не выступают в тождественных 2. В русском языке нет случаев реализации звука [ы] в абсолютном начале слова (за исключением термина «ы́канье»). 3. Звуки [и] и [ы] часто выполняют одни и те же функции в слово – и формообразовании, ср.: Род.п. кос[ы́] - земл[и́] 4. Звук [ы] является результатом позиционного изменения звука [и] – в позиции после t (твердого согласного) на стыке приставки и корня ([и]гра́ть – с[ы]гра́ть), предлога и знаменательного слова ([и́ръ] - [к-ы́˙р’ь]). Сторонники СПбФШ считают очень существенными для определения фонемы и артикуляционные признаки звуков, организующие фонему. В работах СПбФШ <ы> рассматривается как самостоятельная фонема, т.к.: 1. Звуки [и] и [ы] имеют разную артикуляцию. 2. Звук [ы] можно произнести изолированно, в отличие от редуцированных гласных. 3. Среди географических названий есть слова, начинающиеся с [ы]: Ыйсон, Ыйджонбу и т.д. 4. Звук [ы] далеко не всегда выступает как позиционная замена звука [и], например: [бы́л'], [сы́р] и т.д. Однако, аргументируя свою точку зрения, сторонники СПбФШ наделяют фонему признаками конкретных единиц речи - звуков. МФШ более последовательна в определении фонемы как функциональной единицы языка, признаки которой являются конститутивными, не зависящими от конкретной фонетической позиции. Звуки [и] и [ы] различаются только признаком ряда, не являющимся признаком самостоятельной фонологической единицы – фонемы. Доказана целесообразность включения звуков [а], [˙а], [а˙], [˙а˙] в одну фонему <а>, звуков [о], [˙о], [о˙], [˙о˙] – в одну фонему <о>, звуков [у], [˙у], [у˙], [˙у˙] – в одну фонему <у>. Следовательно, [и] и [ы] должны рассматриваться как аллофоны одной фонемы - <и>. Фонема обозначается как <и>, поскольку именно звук [и] может выступать в абсолютном начале слова, то есть в не зависимой от предшествующего согласного позиции. Рассматривая позицию под ударением как сильную, можно выделить позиции наименьшей обусловленности, то есть позиции, в которых качество звука не зависит от качества предшествующего и последующего звуков. В абсолютно сильных позициях, являющихся позициями наименьшей обусловленности, фонема выступает своем основном виде, то есть звуке, максимально приближенном к идеальному облику фонемы. Рассматривая систему сильных гласных фонем, можно выделить основной вид фонем и позиционно обусловленные аллофоны:
Нужно отметить, что в одну фонему объединяются аллофоны, имеющие одинаковые признаки подъема и лабиализованности/нелабиализованности, при этом различающиеся признаком ряда, который является позиционно обусловленным и не входит в число различительных признаков фонем. Позиции без ударения являются слабыми для гласных фонем, так как в них различаются меньшее количество фонологически значимых единиц. В этих позициях выступают слабые гласные фонемы. Следует различать слабые гласные фонемы верхнего и неверхнего подъема. Слабые гласные фонемы верхнего подъема <и> и <у> реализуются в своих аллофонах [и], [ы], [у]. Фонемы верхнего подъема в слабой позиции частично сохраняют различительную способность, но противопоставляются уже меньшему количеству фонем, так как в слабой позиции выступают только две слабые фонемы неверхнего подъема. Следовательно, различительная сила <и> и <у> в безударных слогах слабее по сравнению с сильными фонемами. На месте сильных фонем <а>,<о>,<е> в первом предударном слоге и во всех неприкрытых предударных слогах выступает слабая фонема <α>, которая реализуется в звуках [Λ], [ыэ] после твердых согласных и в аллофоне [ие] после мягких согласных: м[Λ]ря́, [шыэ]сто́й, [п’ие]та́к. В остальных безударных слогах на месте сильных фонем неверхнего подъема выступает слабая фонема <α ı>, реализующаяся в звуке [ъ] после твердого согласного и в аллофоне [ь] - после мягкого согласного. В работах МФШ и СПбФШ по-разному определяются количество фонем, состав аллофонов. Для МФШ характерен более последовательный функциональный подход к фонеме, поэтому артикуляционно различные звуки [Λ] и [ие] рассматриваются как аллофоны одной слабой фонемы < α >, а звуки [ ъ] и [ ь ] – как аллофоны фонемы < α ı>. Гласные фонемы неверхнего подъема <а> и <о> частично утрачивают различительную способность и заменяются слабой фонемой < α > в словоформах «валы» - «волы» так же, как фонемы <а> и <е > в словоформах «мячи» - «мечи». Следовательно, звуки [Λ] и [ие] являются позиционно обусловленными вариантами одной функциональной единицы языка - слабой фонемы < α >. Сторонники СПбФШ по-иному определяют звуки, в которых реализуются фонемы неверхнего подъема. Академик Л.В. Щерба и его последователи рассматривают звуки [Λ] и [ъ] в качестве разновидностей фонемы <а>, опираясь на артикуляционную близость звуков [ а ], [Λ] и [ъ]. Также на основе сходства артикуляции звуки [ие] и [ ь] признаются вариантами фонемы <е>. Таким образом, сторонники СПбФШ избежали объединения в одну фонему артикуляционно далеких друг от друга звуков, но при таком подходе уделяется недостаточное внимание функциям единиц, их зависимости от позиции. Взгляды лингвистов – представителей МФШ на возможность объединения артикуляционно различных аллофонов в одну слабую фонему представляются более аргументированными. В результате позиционной мены фонем в пределах одной морфемы образуются фонемные ряды. Р.И. Аванесов определил их как ряды фонем, позиционно меняющихся внутри одной морфемы. Объединение фонем в ряды можно использовать как доказательство тождества морфемы: тр<а>вы́ – тр< α >ва́ - тр< α ı >вяно́й. Фонемные ряды гласных фонем лежат в основе морфофонематического принципа русской орфографии, предполагающего проверку слабой позиции сопоставлением с сильной позицией внутри той же морфемы и ее единообразное оформление – с учетом соотношений между фонемами и обозначающими их буквами в сильной позиции. Например, слабую (безударную) гласную фонему в корне слова графически обозначаем по аналогии с сильной позицией: мири́ться – ми́р.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |