Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

III. Домашнее задание





Подготовьте ответы на вопросы:

1. Ударение и его роль в русском языке;

2. Характер русского ударения (в связи с понятиями свободное/несвободное, подвижное/неподвижное, главное/второстепенное ударение).

3. Интонация (определение понятия; аспекты изучения интонации).

4. Типы интонационных конструкций в русском языке.

См.: Современный русский литературный язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 93-99; Русская грамматика: В 2 т. М., 1980. Т. I. С. 90-95, 96-99. Современный русский язык. Анализ языковых единиц.: Учеб. пособие для студентов филол. ф-тов пед. ун-тов и ин-тов: В 3 ч. Ч.I./ Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995. С. 22-29.

Занятие №7

УДАРЕНИЕ. ИНТОНАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ ИНТОНАЦИИ. ТИПЫ ИНТОНАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Литература

1. Русская грамматика: В 2 т./ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М., 1980. Т. I. С. 97-103.

2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. М., 1977. С. 194-217.

3. Кодзасов С.В. Интонация// Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 157-158.

4. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударение, интонация. Учеб. пособие. М., 1975. С. 74-187.

5. Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Учимся говорить по-русски: Лингафонное пособие. М., 1975. Урок 2.

6. Торсуева И.Г. Интонация// Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 197-198.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Определите функции словесного ударения. Выясните, какие особенности русского ударения обусловливают эти функции: о́рган – орга́н, а́тлас – атла́с, па́рить – пари́ть, пи́ща – пища́, бе́лок – бело́к, наре́зать – нареза́ть, пла́чу – плачу́, ме́ли – мели́, зна́ком – знако́м (см.: Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. С. 679-680).

2. Дайте определение терминам «интонация» и «интонационная конструкция». Укажите, какие компоненты включаются в описание интонационных конструкций (ИК).

II. Задания:

1. Сравните односинтагменные и двусинтагменные варианты интонационного оформления предложения. Установите, какие оттенки смысла обнаруживаются при сопоставлении интонационных вариантов предложения. См.: Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Учимся говорить по-русски: Лингафонное пособие. М., 1975. Урок 2 (упр. 10, с. 61).



1 3 1

Моя дочь учится в институте. Моя дочь/ учится в институте.

1 3

Летом мы поедем на Дальний Восток. Летом/ мы поедем на Дальний

Восток.

2. Определите, какова цель упражнения. Объясните, почему необходимо сопоставление конструкций ИК- 1 и ИК-3. См. в том же лингафонном пособии упр. 2 (с. 61).

3 3 1

Его брат инженер? Его брат/ – инженер.

3 3 1

Сегодня мы идём на концерт? Сегодня/ мы идём на концерт.

 

3. Измените смысл высказывания, перемещая интонационный центр с первого слова до последнего. Какую ИК целесообразно использовать при оформлении нейтрального вопроса? Ответьте на вопрос: «Это ваша тетрадь?» Установите, сколько ответов может быть дано.

4. Прослушайте диалоги (см.: Русский язык за рубежом. 1977. №4). Объясните правила употребления ИК. Систематизируйте свои наблюдения:

- Что ты делаешь сегодня вечером?

- Иду на плаванье.

- А завтра?

- А завтра у меня концерт.

- Вы смотрели пьесу Островского «Волки и овцы»?

1 2

- Да, конечно.

- А «Лес»?

1 4

- «Лес» ещё не смотрела. А вы?

2 1

Как раз завтра иду. И вас хочу пригласить. У меня есть лишний

1 3

билет. Вы пойдёте?

- С удовольствием.

 

III. Домашнее задание

А. Определите тип ИК:

Какой у неё голос. (повествовательное предложение – ИК…)

Какой у неё голос? (нейтральный вопрос – ИК…)

Какой у неё голос? (повторение вопроса при ответе – ИК…)

Какой у неё голос? (вопрос-припоминание – ИК…)

Какой у неё голос! (восклицательное предложение – ИК…)

Б. Подготовьтесь отвечать на вопросы:

1. Функциональный аспект изучения звуковых единиц.

2. Понятие фонемы.

См.: Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 144-147. Современный русский литературный язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1982. (более подробные библиографические сведения см. в списке литературы к занятию №8).

 

Занятие №8

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ И ЕЁ ПРИЗНАКОВ В МОСКОВСКОЙ И ПЕТЕРБУРГСКОЙ (ЛЕНИНГРАДСКОЙ) ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ.

 

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 7-9, 19-21.

2. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка// Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. С. 149-156.

3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. СПб., 2004. С. 7-18.

4. Виноградов В.А. Фонема// Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 552-554.

5. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 42-44, 46, 56.

6. Касаткин Л.Л. Фонема // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 596-597.

7. Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика. М., 1976. С. 41, а также 32-40, 42-43.

8. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. С. 220-232.

9. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979. С. 90-94.

10.Щерба Л.В. Слог и фонема// Грамматика русского языка. М., 1960. Т. I. С. 49-50.

 

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Определите типы ИК в предложении «Какой у неё голос…». Объясните, почему целесообразно сопоставление предложений с одинаковым лексическим составом, но различающихся интонационной оформленностью.

2. Расскажите о функциональном аспекте изучения фонетических единиц. Дайте определение основным терминам, связанным с функциональным аспектом изучения фонетических единиц.

3. Укажите, каковы общие и различительные признаки понятий «звук» и «фонема».

4. Расскажите, какие типы признаков учитываются при характеристике фонемы как функциональной единицы.

5. Объясните, в соответствии с какими правилами устанавливаются постоянные признаки фонемы, как определяются дифференциальные и дополнительные признаки фонемы.

 

II. Задания:

Проанализируйте определения фонемы и её признаков в работах разных исследователей: представителей Московской фонологической школы (Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова, А.А. Реформатского, П.С. Кузнецова), учёных Петербургской (Ленинградской) фонологической школы (Л. В. Щербы, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич и др.).

Заполните таблицу:

Автор Опре- деле- ние фоне- мы Критерии установле- ния фонемы Типология признаков фонем Реально произно- симые звуки и фонемы Добавочные замечания
           

 

Сделайте вывод (и запишите в тетради), какие признаки фонемы являются общепризнанными; какие свойства фонемы вызывают дискуссии.

 

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации.

2. Сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по данному признаку.

3. Фонемы, непарные по признаку наличие/отсутствие палатализации.

Основные пособия: Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 116-122. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М., 1987. С. 150-153, 155-157.

4. Затранскрибируйте текст. Найдите в нём согласные фонемы, парные по признаку наличие/отсутствие палатализации; согласные фонемы, непарные по этому признаку. Дайте по 3 примера сильных, слабых позиций согласных фонем по данному признаку из предложенного текста. Сделайте необходимые пояснения:

После грозы.

Пронёсшейся грозою полон воздух.

Всё ожило, всё дышит, как в раю.

Всем роспуском кистей лиловогроздых

Сирень вбирает свежести струю.

 

Всё живо переменою погоды.

Дождь заливает кровель желоба.

Но всё светлее неба переходы,

И высь за чёрной тучей голуба.

 

Рука художника ещё всесильней

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображённей из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль.

(Б. Пастернак)

 

 

Занятие №9

СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ.

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ.

 

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 170-182.

2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 17-24.

3. Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-153.

 

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Затранскрибируйте слова. Подчеркните фонемы, непарные по признаку наличие/отсутствие палатализации. Дополните перечень непарных фонем: машина, гараж, камыши, сушь, в шалаше, ужи, ежей, слышишь, пишешь, цитаты, дикция, центральные, язык, языковой, языковедческий. Укажите, с какими трудностями мы встречаемся при транскрибировании этих слов. Чем вызваны эти трудности?

2. Расскажите о соотносительном ряде согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Назовите пары согласных и докажите их пропорциональный характер.

3. Сделайте транскрипцию слов. Выясните, какие типы сильных позиций для согласных, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации, можно выделить в примерах: бас- бязь, вал – вял, дата – дятел, зарево – зяблик, ласка – лязг, мать – мят, нас – няня, пал – пяльцы, рад – ряд, сад – сядь, резко – авоська, мой – восьмой. Дополните перечень сильных позиций.

4. Приведите примеры сильных и слабых позиций согласных, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации, из домашнего задания.

 

II. Задания:

1. Затранскрибируйте текст.

2. Выпишите из текста примеры оппозиций согласных фонем по признаку наличие/отсутствие палатализации, доказывающие их соотносительный и пропорциональный характер.

3. Найдите в тексте примеры сильных позиций согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Аргументируйте выводы.

4. Из того же текста выпишите примеры слабых позиций согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Докажите, что позиция по данному признаку является слабой.

 

Вариант 1.

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

(А. Пушкин)

Вариант 2

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил, безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

(А. Пушкин)

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку участие голоса и шума.

2. Сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по данному признаку.

3. Согласные фонемы, непарные по признаку участие голоса и шума.

4. Абсолютно сильные и абсолютно слабые согласные фонемы.

 

Основные пособия: 1) Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 162-167, 192-203. 2) Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 116-122. 3) Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-157.

Б. Затранскрибируйте текст. Найдите в нём согласные фонемы, парные по глухости-звонкости; согласные фонемы, непарные по данному признаку.

Приведите по 3 примера позиций согласных фонем, сильных по глухости-звонкости, 3 примера согласных фонем, слабых по глухости-звонкости. Сделайте пояснения:

Само упало яблоко с небес

или в траву его подбросил бес?

А может, ангел сбил крылом с ветвей

или столкнул руладой соловей?

Ударился о землю бок,

и брызнул из него шипящий сок.

Прося меня: «Скорее подбери…» -

чуть зазвенели зёрнышки внутри.

Светясь, лежало яблоко в росе,

и не хотело быть оно, как все,

и отдыхало телом и душой,

как малая планета на большой.

(Е. Евтушенко)

 

Занятие №10

СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ УЧАСТИЕ ГОЛОСА И ШУМА. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ. СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ.

 

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С.162-167, 192-203.

2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 17-24.

3. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-157.

 

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Расскажите о соотносительном ряде согласных фонем, парных по признаку участие голоса и шума. Назовите согласные фонемы, непарные по данному признаку.

2. Приведите из текста стихотворения Е. Евтушенко примеры согласных фонем, находящихся в сильной позиции по признаку участие голоса и шума. Объясните критерии, в соответствии с которыми сильные позиции согласных отграничиваются от слабых.

3. Укажите в этом же тексте случаи позиционной мены согласных по признаку участие голоса и шума. Определите фонологическую сущность мены согласных (влияние мены на различительную способность звуков).

4. Выясните характер позиций согласных фонем (сильная или слабая) по признаку участие голоса и шума в слове столкнул.

5. Установите характер позиций согласных фонем по признаку наличие/отсутствие палатализации в том же слове. Какие из согласных фонем этого слова можно назвать абсолютно сильными; абсолютно слабыми?

6. Определите, сколько согласных фонем в словах: тест, список (отвечая на вопрос, установите интегральные и дифференциальные признаки фонем).

II. Задания:

1. Затранскрибируйте текст.

2. Определите характер позиций согласных фонем, парных по глухости/звонкости:

а) сильная по признаку участие голоса и шума, сильная по признаку наличие/отсутствие палатализации (т.е. абсолютно сильная);

б) сильная по признаку участие голоса и шума, но слабая по признаку наличие/отсутствие палатализации (обозначьте индексом 2);

в) слабая по признаку участие голоса и шума, но сильная по признаку наличие/отсутствие палатализации (обозначьте индексом 1);

г) слабая по признаку участие голоса и шума, слабая по признаку наличие/отсутствие палатализации, т.е. абсолютно слабая (обозначьте индексом 3);

3. Выпишите слова с непарными по глухости/звонкости согласными фонемами. Подчеркните эти фонемы.

Вариант 1

Гляди,

Решивший землю исходить,

Вначале на людей, а после на строенья

И научись в сужденьях исходить

Из справедливости, а не из настроения.

(Я. Козловский)

Вариант 2

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за дело:

Слышится, как зазвенела

пила.

(Я. Козловский)





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)