Развитие памяти в онтогенезе
Работа выполнена студенткой III курса Философско-социологического факультета Группы КЛП-1,2 - СП Солнцевой А.Н. «Психофизиология развития памяти в онтогенезе (до 7 лет)». Слайд Память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. («Возрастная физиология и психофизиология», В. Н. Осипова).
(Т.В. Алейникова, «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»)
Локализация памяти
Пространственная организация памяти связана со многими структурами головного мозга. Прежде всего — это медиальная часть височной доли, гиппокамп и миндалевидный комплекс. Слайд Роль височной доли Многие авторы считают, что височные доли мозга играют преимущественную роль в процессах, обусловливающих память. Одним из первых доказательств этому были опыты канадского нейрохирурга У.Г. Пенфилда. Опыты проводились на операционном столе по окончании нейрохирургической операции (под местным обезболиванием). Прежде, чем закрыть трепанационное отверстие в черепе, Пенфилд производил раздражение различных участков мозга слабым электрическим током. При раздражении коры височных отделов мозга у больных возникали воспоминания. Интересно то, что таким путем удавалось вызвать у больного воспоминания, которых он не мог вызвать произвольно, причем в них присутствовало огромное число, казалось бы, совершенно забытых деталей.
Слайд
Роль миндалевидного комплекса Миндалевидный комплекс является важнейшей структурой эмоциогенной системы, регулирующей память. И он участвует в первичной оценке поступающей в мозг информации и в осуществлении эмоциональной реакции. В результате, в миндалевидном комплексе формируется энграмма на эмоциогенное событие. Существуют сведения о том, что выключение миндалевидного комплекса затрудняет воспроизведение следов памяти. А также, что стимуляция миндалин может нарушать краткосрочную память и процесс перехода краткосрочной памяти в долгосрочную. (Ильюченко).
Слайд
Роль гиппокампа Функция гиппокампа в процессах памяти связана с кратковременной памятью. Люди с мозговыми нарушениями, локализованными в области гиппокампа, не могут хранить в памяти то, о чем узнали совсем недавно, однако память на давние прошлые события у них обычно бывает сохранной. (Милнер, Пенфилд). Есть также сведения о том, что активность гиппокампа соотносится с переводом информации с кратковременной в долговременную намять.
Развитие памяти в онтогенезе Если рассматривать возрастные аспекты развития памяти, то уже в период новорожденности (к концу первого месяца жизни) появляются первые, наиболее простые и жизненно важные условные рефлексы: на позу кормления проявляется сосательный рефлекс, на появление в поле зрения матери – эмоциональный “комплекс оживления”. Образование условных рефлексов свидетельствуют о развитии механизмов памяти, и оно продолжается в период младенчества, когда четко проявляется узнавание знакомых предметов и знакомых лиц (в 3 – 4 месяца). К 8-10 месяцам ребенок в состоянии воспроизвести образ предмета, спрятанного на его глазах (т.е. найти этот предмет через 3-7 секунд после того, как его спрятали). К 8-месячному возрасту у ребенка созревает префронтальная кора, ответственная за хранение и актуализацию оперативной (рабочей) памяти, позволяющей воспроизводить место положения (запрятывания) объекта. В годовалом возрасте появляются первые подражательные речевые реакции при запоминании ребенком первых слов (и понимании 10-20 слов, произносимых взрослыми). Далее, благодаря развитию памяти и мышления речевой запас наращивается. Также в раннем возрасте (1-3 года) память становится одной из доминирующей функцией и очень быстро развивается, но при этом она имеет свои специфические особенности. В этом возрасте память непроизвольна. Для запоминания играет роль эмоциональность материала, его звучность, красочность и осмысленность и тому подобное. В дошкольном возрасте (4-6 лет) начинает формироваться произвольная память, причем наилучшим образом в этот период она реализуется в игре. По-настоящему произвольная (сознательная, целенаправленная) память развивается в последующие возрастные периоды. Поскольку память в дошкольном периоде, развиваясь, включается в формирование личности, то ранние дошкольные годы (обычно с 3-4-х лет) оказываются годами первых детских воспоминаний. Дальнейшее развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности.
При высокой способности к непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре (свойственному и дошкольному возрасту) младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше. В подростковом возрасте (11 - 15 лет), совпадающем с пубертатным кризисом, из-за нестабильности настроения, эмоциональной сферы, физиологического тонуса проявления памяти также становятся нестабильными. Это не значит, что память слабеет, напротив, она продолжает улучшаться, но из-за рассеянности внимания, что часто связано с психологическими проблемами пубертанта, может периодически страдать как запоминание, так и воспроизведение. Старший школьный возраст, или ранняя юность (15 - 19 лет), характеризуется общей стабилизацией личности и в связи с этим стабилизацией памяти на фоне продолжающегося ее развития. В норме все процессы памяти (образной, эмоциональной, условнорефлекторной, словесно-логической) – и запоминание, и хранение, и воспроизведение - продолжают улучшаться до 20-25 лет, затем выходят на стабилизированное плато, оставаясь практически без изменений до 40-45 лет, и потом ухудшаются.
Этапы формирования энграмм. Фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа. Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти. На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах височной доли, а также в гиппокампе и миндалевидном комплексе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6462)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |