Организационно-методический раздел
Т.В. Дорфман, О.Е. Чернова УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Русский язык и культура речи» Магнитогорск 2011 УДК 811.161.1+378.147 Д69
Дорфман Т.В., Чернова О.Е. Д69 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» / Т.В. Дорфман, О.Е. Чернова. – Магнитогорск : МаГУ, 2011. – 240 с.
УДК 811.161.1+378.147
© Дорфман Т.В., Чернова О.Е., 2011 Содержание
Предисловие……………………………………………………………………….………………...6 Раздел I. Выписка из Государственного образовательного стандарта……..……………………7 Раздел II. Рабочая программа курса……………………………………………………..…….…...8 Раздел III. Методические материалы…………………………………………………….……….20 1. Теоретические материалы к курсу «Русский язык и культура речи»…………………...…..20 Дидактическая единица 1. Стилистика…………………………………………………………..20 §1. Функциональные стили современного русского языка……………………………………..20 §2 Научный стиль речи: стилевые и жанровые особенности…………………………………..20 §3 Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности…………………………..22 §4 Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности……………………………..23 §5 Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности………………………………….....24 §6 Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности…………………………...…..25 Дидактическая единица 2. Риторика………………………………………………………….….26 §7. Риторика как наука…………………………………………………………………………….26 §8. Публичная речь: понятие, композиция, аргументация…………………..……………….…27 §9. Выразительные средства языка……………………………………………………………….36 §10. Оратор и его аудитория…………………………………………………………………..….39 Дидактическая единица 3. Деловой русский язык……………………………………………....41 §11. Основные виды деловых и коммерческих документов…………………………………....41 §12. Служебно-деловое общение…………………………………………………………………63 §13. Реклама в деловой речи……………………………………………………………………...77 Дидактическая единица 4. Культура речи ……………………………………………………….79 §14. Культура речи как наука. §15. Речевое общение и речевое взаимодействие…………………………………………….....82 §16. Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка………………..90 §17. Орфоэпические нормы современного русского языка………………………………...…..95 §18. Акцентологические нормы современного русского языка………………………………..96 §19. Словообразовательные нормы современного русского языка…………………………....97 §20. Морфологические нормы современного русского языка……………………………….....98 §21. Синтаксические нормы современного русского языка………………………………..…107 §22. Лексические нормы современного русского языка………………………………………110 §23. Орфографические нормы русского литературного языка………………………………..112 §24. Пунктуационные нормы русского литературного языка………………………………...116 §25. Лингвистические словари русского языка………………………………………………...120 2. Планы практических занятий…………………………………………………………………122 План практического занятия по теме План практического занятия по теме «Официально-деловой и публицистический стили»...122 План практического занятия по теме «Риторика как наука. Публичное выступление»…….123 План практического занятия по теме «Композиция публичной речи»………………………124 План практического занятия по теме «Аргументация публичного выступления»………….125 План практического занятия по теме «Деловая и коммерческая документация. План практического занятия по теме «Личные, распорядительные, административно-организационные и информационно-справочные документы»…………………………….…126 План практического занятия по теме «Служебно-деловое общение. План практического занятия по теме «Культура речи как наука»……………………………128 План практического занятия по теме «Речевое взаимодействие»………………………….…128 План практического занятия по теме «Языковая норма»…………………………………...…129 План практического занятия по теме План практического занятия по теме План практического занятия по теме План практического занятия по теме План практических занятий по теме План практического занятия по теме 3. Методические рекомендации………………………………………………………………....134 Раздел IV. Материалы по контролю знаний……………………………………………………165 1. Упражнения для самостоятельной работы…………………………………………………..165 Дидактическая единица 1. Стилистика………………………………………………………....165 Дидактическая единица 2. Риторика……………………………………………………............167 Дидактическая единица 3. Деловой русский язык……………………………………………..172 Дидактическая единица 4. Культура речи ……………………………………………………...175 2. Контрольно-измерительные материалы……………………………………………………...188 Дидактическая единица 1. Стилистика………………………………………………………....188 Проверочный тест № 1. «Функциональные стили современного русского языка»…………188 Дидактическая единица 2. Риторика…………………………………………………………....189 Проверочный тест № 2. «Риторика как наука»……………………………………………...…189 Проверочный тест № 3. «Виды красноречия»………………………………………………….191 Проверочный тест № 4. «Публичная речь»…………………………………………………….192 Проверочный тест № 5. «Способы связи предложений в тексте»……………………………194 Проверочный тест № 6. «Способы изложения материала в тексте»……………………….…195 Проверочный тест № 7. «Выразительные средства языка»…………………………………...199 Проверочный тест № 8. «Оратор и его аудитория»……………………………………………200 Дидактическая единица 3. Деловой русский язык……………………………………………..202 Проверочный тест № 9. «Основные виды деловых и коммерческих документов»………....202 Проверочный тест № 10. «Служебно-деловое общение. Деловые переговоры»…………....203 Проверочный тест № 11. «Служебно-деловое общение. Презентация»……………………...205 Проверочный тест № 12. «Служебно-деловое общение. Деловая беседа»…………………..207 Проверочный тест № 13. «Служебно-деловое общение. Телефонный разговор»…………...209 Проверочный тест № 14. «Реклама в деловой речи»…………………………………………..210 Дидактическая единица 4. Культура речи ……………………………………………………...211 Проверочный тест № 15. «Культура речи как наука»………………………………………….211 Проверочный тест № 16. «Речевое взаимодействие»………………………………………….213 Проверочный тест № 17. «Язык и речь. Проверочный тест № 18. «Орфоэпические нормы»………………………………………...…217 Проверочный тест № 19. «Акцентологические нормы»…………………………………….…218 Проверочный тест № 20. «Морфологические нормы имени существительного»…………...219 Проверочный тест № 21. «Морфологические нормы имени прилагательного»………….….221 Проверочный тест № 22. «Морфологические нормы имени числительного»………………222 Проверочный тест № 23. Проверочный тест № 24. «Синтаксические нормы»………………………………………...…225 Проверочный тест № 25. «Орфографические нормы»……………………………………...…227 Проверочный тест № 26. «Пунктуационные нормы»……………………………………….…228 Проверочный тест № 27. «Лексические нормы»………………………………………………230 Проверочный тест № 28. «Лингвистические словари русского языка»…………………...…231 3. Глоссарий………………………………………………………………………………..……..233 Предисловие Данный учебно-методический комплекс (УМК) адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, и предназначен как для самостоятельного развития навыков грамотного письма и формирования теоретических знаний, так и для работы под непосредственным руководством преподавателя. Основная цель УМК – способствовать глубокому осмыслению теоретического материала по русскому языку и культуре речи, его систематизации и закреплению. Кроме того, составители ставят перед собой и ряд задач прикладного характера: 1) помочь студентам овладеть нормами литературного языка; 2) сформировать навыки, которые должен иметь профессионал не только для успешной работы по своей специальности, но и для эффективной коммуникации в самых различных сферах − научной, политической, социально-государственной, юридически-правовой, бытовой; 3) повысить общекультурный уровень и речевую эрудицию. Содержание учебно-методического комплекса определено Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Структура позволяет максимально полно усвоить четыре дидактические единицы: «стилистику», «риторику», «деловой русский язык», «культуру речи», – что необходимо при итоговом Интернет-тестировании. Теоретический и практический материал направлен на углубление знаний по изучаемой дисциплине, успешное применение их на практике, на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций. Разделы «Выписка из Государственного образовательного стандарта» и «Рабочая программа курса» предоставляют возможность увидеть, какими знаниями и умениями необходимо овладеть в процессе изучения дисциплины, знакомят с рабочей программой, которая отражает цели, задачи и концепцию курса. Содержание раздела «Методические материалы», включающее теоретический материал по курсу «Русский язык и культура речи», планы практических занятий и методические рекомендации, способствует овладению базовыми знаниями по изучаемой дисциплине. Раздел «Материалы по контролю знаний», в котором размещены упражнения для самостоятельной работы, контрольно-измерительные материалы и глоссарий, позволяет выработать на конкретном речевом материале необходимые навыки и тем самым развить общекультурные и профессиональные компетенции. Желаем успешной работы!
Раздел I. Выписка из Государственного образовательного стандарта Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Раздел II. Рабочая программа курса Организационно-методический раздел Цель курса Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования, на углубление понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и подачи информации, на расширение общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка. Задачи курса Задачи курса состоят в повышении общей культуры речи, уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности, формировании и развитии необходимых знаний о языке и профессиональном общении, а также умений в области деловой и научной речи.Практические навыки, которые должны выработаться у студентов в ходе реализации данных задач, включают: – продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения; – участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями. Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной формах. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням (фонетическому, лексическому, грамматическому). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию при понимании речи.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (994)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |