Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Схема функционально-стилевого анализа речи



2015-11-11 2052 Обсуждений (0)
Схема функционально-стилевого анализа речи 4.83 из 5.00 6 оценок




1. Объективные стилеобразующие факторы применительно к данному тексту.

2. Языковая функция, доминирующая в данном тексте.

3. Доминантные стилеобразующие признаки речи:

а. лексические,

б. морфологические,

в. синтаксические.

4. Вывод о принадлежности текста к определенному функциональному стилю.

 

§2 Научный стиль речи: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – наука.

Основная форма реализации – письменная.

Типичный вид речи – монолог.

Специфичные стилевые черты:

1) научная тематика;

2) точность (точное определение понятий);

3) стремление к абстрактности, обобщению;

4) логичность изложения;

5) объективность.

Ведущая функция – информативная.

К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:

На лексическом уровне

· использование специальной научной и терминологической лексики (Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. В научной речи употребляются термины трех видов: общенаучные, межнаучные и узкоспециальные.

Общенаучные термины предназначены выражать категории и понятия, продуктивно применимые ко всем областям научного знания (система, программа, конструкция, функция и т.д.). Межнаучные термины представляют собой наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук (адаптация (биолог., пед.) робототехника (тех., мед.), охлаждение (хим., физ.)). Узкоспециальные терминыименуют специфические для каждой отрасли знания, реалии, понятия, категории (иммуногенетика, микропроцессор, эргономика).);

· специальных лексических единиц, подчеркивающих отвлеченно- обобщенный характер речи (обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый);

· отсутствие разговорных, просторечных и эмоционально-экспрессивных слов.

На морфологическом уровне

· преобладание существительных и прилагательных над глаголами;

· преобладание глаголов несовершенного вида 3-го лица настоящего времени (ученые исследуют, рассматривают);

· частое употребление причастий и деепричастий (происходящие события, анализируя факты);

· местоимений 3 лица (1 лицо редко встречается, 2 лицо не используется);

· производных предлогов (в течение, в результате, в связи, за счет);

· множественного числа от абстрактных и вещественных существительных (теплоты, климаты, глины, стали);

· существительных в родительном падеже (установление длины линии волны);

· использование существительных в единственном числе, обозначающих считаемые предметы, для выражения обобщенного понятия (Лось встречается ... Дуб преобладает ...);

На синтаксическом уровне

· характерно использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (так, таким образом, следовательно);

· употребление наречий в связывающей функции (поэтому, тогда, отсюда);

· оборотов связи (Приведу еще пример ..., Далее отметим .... Теперь перейдем к вопросу ...);

· преобладание сложных предложений над простыми;

· широкое употребление причастных и деепричастных оборотов;

· использование исключительно повествовательных предложений;

· соединение предложений при помощи повторяющихся существительных в сочетании с указательными местоимениями (В каждом ощущении мы различаем силу, высоту, тембр ... Мерою силыявляется ... квадрат амплитуды ... Эта амплитуда может быть крайне мала).

 

§3 Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – административно-правовая.

Основная форма реализации – письменная.

Типичный вид речи – монолог.

Специфичные стилевые черты:

1) точность изложения, не допускающая возможности инотолкований; детальность изложения;

2) долженствующе-предписывающий характер изложения;

3) объективность;

4) логичность;

5) стереотипность, стандартизованность изложения;

Ведущая функция – информативная (предписывающая, констатирующая).

К доминантным стилевым признакамможно отнести следующие:

На лексическом уровне

· использование профессиональной (дипломатической, военной, бухгалтерской и др.) терминологии (закон, паспорт, прокурор, протокол, контракт и т. п.);

· узкоспециальной юридической терминологии (санкция, расследование, ответчик, истец);

· канцеляризмов (нижеподписавшийся, вышеозначенный, запротоколировать);

На морфологическом уровне

· широкое употребление отглагольных существительных (усыновление, освидетельствование и др.); существительных, обозначающих профессии, должности, звания (бухгалтер, почтальон, майор и др.); названий людей по признаку, обусловленному каким-либо действием или отношением (работодатель, свидетель, заказчик и др.). (Примечание: во избежание неточностей, существительное не заменяется местоимением и повторяется даже в рядом стоящих предложениях);

· использование имен существительных в родительном падеже;

· местоимений 3 лица;

· активное употребление инфинитивов;

· кратких прилагательных со значением долженствования (должен, обязан, подотчетен, необходим);

· отыменных предлогов (в целях, в ходе, во избежание, по линии, на предмет и др.);



2015-11-11 2052 Обсуждений (0)
Схема функционально-стилевого анализа речи 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Схема функционально-стилевого анализа речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2052)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)