Экзистенциально-персоналистская стратегия
Тема 11. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ План лекции:
I. «Человек– предпосылка всякого философского познания, ибо философствует человек и для человека» Философская антропология(от греч. antropos – человек и logos – учение) – философское учение о человеке, его сущности, происхождении, смысле жизни, смерти, свободе и других феноменах человеческого бытия. Многомерность человеческого бытия: Дух, Душа, Тело ТЕЛО Тело – внешнее измерение человеческого бытия натуралистический подход: тело как естественно-природная данность человека(тело как механизм или организм, обладающий анатомическими, физиологическими, генетическими особенностями); социокультурный подход: тело как продукт культурного и социального развития, в процессе которого формируются разнообразные образы тела, задаются стандарты телесного поведения ДУША Душа – внутреннее измерение человеческого бытия оживотворяющее тело, активное, действующее начало в человеке; индивидуальное «Я» человека в единстве чувственно-эмоционального, волевого и разумного компонентов; особая нематериальная субстанция, способная существовать независимо от тела человека (идея бессмертия души). ДУХ Дух – высшее проявление человека,отражающее его сущностную способность выходить за пределы своего индивидуального бытия к миру всеобщих ценностей (Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота и др.), осмысленно преображать действительность и самого себя, соотнося свою деятельность с общечеловеческими идеалами. Многомерность человеческого бытия: Индивид конкретный представитель человеческого рода, носитель всеобщих человеческих свойств и характеристик Индивидуальность неповторимое своеобразие и уникальные черты человека, отличающие его от других людей Личность духовные качества человека (свобода, ответственность, способность к творчеству, преображению окружающего мира и самого себя и др.), его ценность и достоинство.
Образы человека в классической философии Древняя Индия, Китай, Античность:
Античность:
Cредневековая философия: • Человек – образ и подобие Божие. Возрождение: • Человек занимает центральное место в мироздании (антропоцентризм). Характеристики бытия человека: индивидуальность, автономия и свобода, безграничные творческие возможности. Новое время: • Рационалистическая трактовка человека –сущность усматривается в разуме, • мышление и самосознаниевыступают как единственно достоверные свидетели человеческого существования. Немецкая классическая философия: • И.Кант – человек – активный творческий познающий субъект. • Г.Гегель – человек – носитель всеобщего идеального начала – Духа (Разума), благодаря которому он созидает мир культуры и осуществляет свою свободу.
Неклассическая философия – Антропологический поворот Неклассическая философия и наука о человеке (версии) • Биологизаторская–тело • экзистенциально-персоналистская- душа • социологизаторская- дух II. Стратегии исследования человека в классической и постклассической философии. Натурализаторская стратегия. Человек есть природное существо, особый вид животных (Homo sapiens),развитие которого обусловлено естественными (биологическими, биофизическими, биохимическими и т.д.) закономерностями.2 версии: v человек – «венец природы»,наиболее совершенное живое существо в мире природы (позитивизм, бихевиоризм и необихевиоризм, социобиология). v человек – тупик эволюции, биологически неполноценное и «несостоявшееся животное»(Ф.Ницше, З.Фрейд, А.Гелен).
Человек есть существо социальное, продукт социальных взаимодействий и отношений (марксизм, структурализм). «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений»(марксизм) человек в контексте безличных лингвистических, политических, идеологических и др. структур,которые порождают человеческое «Я»; провозглашают «смерть человека» и несостоятельность его претензий на свободу, творчество, индивидуальность (структурализм и постструктурализм)
Экзистенциально-персоналистская стратегия. Человек – уникальное, единичное существо, человеческое существование несводимо ни к природной, ни к социальной реальности. «существование человека предшествует его сущности»(Экзистенциализм - М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, К.Ясперс и др.) Бытие-к-смерти, «забегание вперед», выбор, свобода, бунт против абсурда – феномены, в которых раскрывается уникальность и подлинность человеческого бытия. ценность и неповторимость Личности, ее духовная глубина и опасность, которую таит в себе современный мир для человека, где массовое сознание часто поглощает персональное (персоналисты - Н.Бердяев, Л.Шестов, Э.Мунье).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |