Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Философско-антропологическая (синтетическая) стратегия исследования человека




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задача создания целостной концепции человека на основе синтеза религиозных, конкретно-научных и философских представлений о его сущности.

ž Философская антропология как направление философской мысли возникает в 20-е гг. 20 в.

ž Ее основоположниками являются немецкие мыслители Макс Шелер (1874 – 1928), Арнольд Гелен (1904 – 1976), Хельмут Плеснер (1892 – 1985).

Макс Шелер (1874 – 1928)

¡ Сущностная идея человека - антропологический дуализм жизни и духа (сущностное отличие человека).

¡ Базисной характеристикой человеческого духа является его «открытость миру». Животные ограничены средой обитания, дух же человека способен к преодолению давления органической жизни, к безграничному трансцендированию – выходу за любые актуально данные пределы.

¡ Благодаря духу человек может сказать «нет» витальным порывам и инстинктам, возвысившись над ними.

¡ Дух находит свое выражение в свободе, самосознании, интеллектуальном познании, любви, сострадании, раскаянии, доброте. Высшее проявление духа мыслитель видит в святости и устремлении к Богу.

Арнольд Гелен (1904—1976)

· Специфика человека определяется тем, что по сравнению с животными он существо биологически недостаточное, неприспособленное, неспециализированное.



· человек не может вести естественное существование, и вынужден компенсировать свою ущербность активной деятельностью, направленной на овладение природой.

· С целью выживания человек создает искусственный мир культуры (язык, технику, социальные институты, а также собственные влечения, не заданные инстинктами и др.).

III. Современные концепции антропосоцио- и культурогенеза.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ(от греч. anthropos – человек, genesis – происхождение и от лат. societas – общество) –

Единый процесс возникновения человека и общества.

 

1. Креационизм (от лат. creatio – творение, создание)

Креационизм лежит в основе религиозного мировоззрения и исходит из идеи Божественного происхождения человека.

ž Будучи образом и подобием Божиим, человек есть «венец» божественного творения, наиболее совершенное из всех существ.

ž Человек единственный из всех тварей наделен свободной волей, бессмертной душой, разумом, совестью, возможностью трудиться и творить.

Современный креационизм

В 60 – 80 гг. возникает специфическая форма креационизма – «научный» креационизм (Г.Моррис, У.Смит и др.), создаются специализированные центры для обоснования истинности библейского учения о сотворении мира (Институт креационистских исследований в г. Сан-Диего и др.). Для обоснования библейской версии творения креационисты используют новейшие данные естествознания.

Основные аргументы сводятся к следующим:

  • описанное в Священном Писании «шестидневное» творение мира в последовательном его восхождении от низших форм к человеку, в целом соответствует современным научным представлениям о развитии Вселенной (неживая материя – жизнь – человек);
  • видовые «разрывы» (отсутствие промежуточных форм, связывающих между собой различные виды живых существ), скачкообразный характер смены геологических эр свидетельствуют об отдельных днях творения;
  • возникновение человека, его разума, воли, нравственности невозможно объяснить естественными факторами – по сравнению с остальной природой человек настолько уникален, что причиной его появления может быть только сверхъестественное трансцендентное миру начало – Бог.

2. Эволюционизм (от лат. evulutio – развертывание) исходит из идеи естественного происхождения человека в результате развития мира природы.

• 19 в.; английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин («Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871))

идея о естественном отборе как движущем факторе эволюции,

положение о животном происхождении человека и наличии общего предка у человека и обезьяны.

Начало становления человека современные эволюционисты, связывают с появлением первых гоминидных существ (промежуточного звена между обезьяной и человеком).

Причины их генезиса - в генетических мутациях, которые, по разным гипотезам, стали следствием климатических изменений (оледенения или потепления), инверсии магнитного поля Земли, вспышки близкой сверхновой звезды, сейсмической и тектонической активности, повышения уровня радиоактивности и др.

Гоминидным существам были присущи специфические морфологические признаки – гоминидная триада: прямохождение, изменение кисти руки, увеличение объема головного мозга.

Одновременно с морфологическими формировались и социальные признаки гоминид

¡ создание и использование орудий труда в процессе совместной трудовой деятельности,

¡ развитие языка и речи,

¡ возникновение запретов и табу как первых форм регуляции взаимоотношений между людьми.

В ходе эволюции эти признаки получили преимущественное развитие и определили специфику человека как биосоциального существа.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (552)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7