Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образ Божий в человеке



2015-11-11 696 Обсуждений (0)
Образ Божий в человеке 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Античные философы называли человека "микрокосм", то есть малый мир. Свв. отцы были согласны с таким наименованием. Свт. Григорий Нисский писал, что человек – это "некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная", который "объемлет собою всякий род жизни" – разумную, животную и растительную.

В то же время у свв. отцов отношение к наименованию "микрокосм" было отличным от того, какое имело место в античности. Для языческих мудрецов это — гордое наименование, выражающее величие человека, тогда как у отцов Церкви встречается откровенно ироническое отношение к этому термину. Свт. Григорий Нисский замечает: "Говорили: человек есть микрокосм... но этим именем воздавая такую хвалу человеческой природе, не заметили, что почтили человека свойствами комара и мышей". Для свв. отцов величие человека заключается не в том, что роднит его с космосом, а в том, что, напротив, выделяет его из мира природы. Выделяет же человека образ его сотворения и существования: по образу Божию. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его... " (Быт. 1, 27).

В Священном Писанин понятие "образ Божий" не раскрывается, а в святоотеческой литературе содержится широкий спектр мнений по этому вопросу. Впрочем, все свв. отцы сходятся в том, что образ Божий состоит в способности человека отражать Божественные совершенства. Например, Бог есть абсолютный Дух, и человек имеет в своем составе нематериальную составляющую — душу ( Климент Александрийский, свт. Григорий Нисский, блж. Августин). Бог есть абсолютный разум, и человек также есть существо разумное (Климент Александрийский, блж. Августин). Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие (преп. Максим Исповедник, блж. Августин). Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной (свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Нисский). Свт. Филарет Московский, говоря, что человек отражает совершенства Творца не так, как прочие творения, отмечает, что "вся тварь показывает нам следы Творца, но только как бы "задняя Божия", но образ лица Божия находится только в человеке".

Однако свв. отцы, признавая, что человек сотворен по образу Божию, не считают возможным дать этому понятию формальное определение. Свт. Епифаний Кипрский пишет: "Церковное учение верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу Божию, не определяет". Некоторые отцы Церкви (сщмч. Ириней Лионский, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Палама) полагают, что не только душа, но вся природа человека, посредством души участвует в сообразности Богу.

В отличие от всех прочих тварей, человек не только причастен Божеству, но способен предстоять Богу «лицом к лицу». Но предстоять может не что, а кто, то есть личность. Таким образом, можно сказать, что богообразность человека выражается, в первую очередь, в способе его существования, который и у Бога, и у человека – личностный. В этом безличном мире человек – единственный, кто является образом личного Бога.

Необходимо отметить, что сами по себе черты образа Божия ни по отдельности, ни в совокупности не исчерпывают человеческой богообразности. В силу различных причин те или иные черты образа Божия, например разумность, у некоторых людей могут не проявляться, тем не менее, невозможно отрицать за этими людьми человеческого достоинства, поскольку они также могут быть причастниками Божественной жизни. Основополагающим принципом человека как личности является не та или иная характеристика его природы, но обращенная к нему любовь Божия. Именно дыхание Божие, Божественная любовь, присутствующая в человеке, делает его богообразным существом.

 

Образ и подобие

 

Большинство свв. отцов проводят различие между понятиями "образа Божия" и "подобия Божия". Это различие устанавливается на основании повествования книги Бытия (1, 26-27): в изволении Божием о сотворении человека говорится и об образе, и о подобии, тогда как после сотворения упоминается только образ. Образ Божий есть дар Божий каждому человеку, который выражается в способности быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах, а подобие - проявление этого дара в жизни человека, мера его реализации. Образ Божий есть то, что человеку изначально дано, подобие же есть некоторая заданность, задача, которую человек должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, являются свойствами человеческой природы, в то время как черты подобия раскрываются в результате направленности человеческой воли к добру. Правильно пользуясь качествами и способностями, которые даны человеку по образу, он может достичь богоподобия, приобретая, например, любовь, смирение и мудрость. Таким образом, чертами образа Божия обладают практически все люди, тогда как черты подобия раскрывают далеко не все.

При этом важно иметь в виду, что богообразность потенциально заключает в себе богоподобие, а подобие есть раскрытие богообразности в жизни человека. Это делает возможной взаимозаменяемость терминов "образ" и "подобие" в Священном Писании и у некоторых свв. отцов.

Назначение человека

 

"Пространный Катихизис" говорит, что Бог создал человека, "чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал". Блаженство возможно для человека через соединение с Богом, Который по природе благ. Путь к этому соединению предполагает со стороны человека:

а) любовь к Богу, внешним выражением которой является верность Ему, соблюдение заповедей Божиих: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, и кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим" (Ин. 14, 21).

6) прославление Бога, причем не только словом, но и делом: "... прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6, 20).

Из этих слов апостола следует, что прославление Бога должно включать в себя как особый строй внутренней жизни ("в душах"), так и соответствующее внешнее поведение ("в телах").

Цель жизни человека, по учению Отцов Восточной Церкви, есть "обожение" (греч. теосис). Уподобление Богу и обожение - это одно и то же: "Наше спасение возможно только через обожение. А обожение есть, насколько возможно, уподобление Богу и соединение с Ним" (Дионисий Ареопагит). Апостол Павел называет это соединение с Богом "усыновлением" Богу (Рим. 8:15), апостол Петр - "причастием божеского естества" (2 Пет. 1:4).

Единение с Богом, являющееся конечной целью существования человека, не есть слияние с божественной сущностью и растворение в Божестве (как у философов-неоплатоников), не есть, тем более, погружение в небытие-нирвану (как у буддистов), а есть жизнь с Богом и в Боге, при которой личность человека не исчезает, но остается самой собой, приобщаясь к полноте Божественной любви.

 

Предопределение Божие

 

В "Пространном Катихизисе" сказано, что "изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству... именуется предопределением Божиим". Это предопределение выражается в том, что "Бог даровал благодать и верные средства к достижению блаженства". В Св. Писании сказано, что "от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия" (2 Пет. 1,3).

Предопределение в отношении каждого отдельного человека имеет два момента:

а) безусловный, состоящий в том, что Бог, независимо ни от чего, дарует всякому человеку все необходимое для его спасения;

6) условный, состоящий в том, что Бог определяет участь человека в зависимости от того, как он пользуется дарованными ему средствами.

Условное предопределение основывается на вечном предведении Божием. "Бог все предвидит, но не все предопределяет", говорит св. Иоанн Дамаскин. Человек также способен в определенной степени предвидеть события будущего, но человек находится в потоке времени, тогда как Бог пребывает в вечности. Поэтому "Бог не предвидит наши будущие поступки, подобно человеку, а собственно видит наши дела так, как мы их совершаем. При этом наша свобода действия страдает так же мало, как и свобода наших ближних, когда мы бываем свидетелями их поступков. Наши действия не зависят от предведения Божия. Напротив, Бог потому их предвидит или видит, что мы сами совершаем их по своей воле. ..Таким образом, предведение Божие не стесняет свободной деятельности человека" (митр. Макарий Булгаков).

Поскольку в тварном мире невозможно найти ни одной удовлетворительной аналогии, которая позволила бы наглядно представить, каким образом предведение Божие сочетается с человеческой свободой, в истории религиозной мысли неоднократно возникали ложные учения о предопределении. Древние гностики и манихеи, а также некоторые протестантские богословы (Ж. Кальвин) учили о безусловном предопределении людей либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Это значило бы, что спасение и осуждение совершается без всякого участия самого человека, вне зависимости от направленности его воли. Такой фаталистический взгляд чужд Священному Писанию и учению Православной Церкви. Ап. Павел говорит, что Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли по знания истины" (1 Тим. 2, 4). Нигде в Священном Писании не говорится о предопределении к погибели, но только к спасению.



2015-11-11 696 Обсуждений (0)
Образ Божий в человеке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образ Божий в человеке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)