Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Состояние человека до грехопадения




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребывали в состоянии младенческого неведения. Свв. отцы учат, что прародители и до падения были способны различать добро и зло: "Рассуди о свободе воли и преизбытке мудрости его (Адама) и не говори, будто он не знал, что добро, и что зло" (свт. Иоанн Златоуст). "Человек был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, ...Божиим был подобием" (преп. Макарий Египетский). Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. Так, перед сотворением жены Господь сказал: "Нехорошо быть человеку одному" (Быт. 2, 18). Эти слова представляют собой глубокое определение зла, которое по сущности и есть разделение, одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие любви и общения.

Почему же в таком случае одно из райских деревьев называется древом познания добра и зла (Быт. 2, 18)? Глагол, который в этом случае используется в еврейском тексте книги Бытия, означает не внешнее, а опытное знание, знание через непосредственное приобщение предмету познания. Т.е. способность различать, что приближает к Богу и что удаляет от Него, что угодно Богу и что нет, у первозданного человека была - не было личного опыта вхождения во зло.



Если бы прародители до грехопадения совершенно не различали добра и зла, то они бы не могли нести ответственность за грех. Нравственная вменяемость предполагает не только знание, но и свободу. По словам свт. Филарета Московского, "Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но притом свободную, а человек употребил во зло сию свободу". Правда, воля человека уклонилась во зло не сама по себе, но под действием враждебной силы: "Диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию» (там же).

Не следует думать, что плоды древа познания добра и зла сами по себе заключали в себе некую смертоносную силу. "Пространный Катехизис" говорит, что вкушение было смертоносно потому, что "соединено было с ослушанием воли Божией, и таким образом отделяло человека от Бога и благодати Его, и отчуждало от жизни Божией...». В буквальном смысле древо познания добра и зла получило такое название потому, что через него человек «познал самым опытом, какое добро заключается в послушании воле Божией, и какое зло в противлении оной" (там же).

Сущность грехопадения

 

По факту грехопадение есть преслушание, нарушение заповеди (Рим. 5, 19). При этом возникает вопрос, почему это действие повлекло за собой столь строгое «наказание».

Запрет вкушения от древа познания добра и зла, по сути, является заповедью поста, воздержания. В христианском понимании пост никогда не являлся самоцелью, он служит для подготовки к восприятию неких Божественных даров. Адаму пост был дан как необходимое испытание его свободной воли, чтобы добродетель человека являлась не просто его естественным свойством, но сделалась результатом его осознанного выбора. С этой же целью сознательного утверждения человека в добре Бог попускает диаволу искушать человека. Рано или поздно этот пост должен был окончиться и увенчаться причастием человека Богу, переходом человека на более высокую ступень совершенства. Но пост, установленный Богом, не мог быть нарушен человеком самовольно.

Диавол прельщает человека "надеждой на обожение", по выражению преподобного Иоанна Дамаскина. Стремление к обожению было вложено в человека Творцом. Но обожение невозможно без Бога, и признаком величайшей гордости является стремление сделаться равным Богу вопреки Ему.

За грехом прародителей, внешне открывающимся как простое непослушание, скрывается тяжкий грех, который можно определить как нежелание нести свой крест, идти заповеданным Богом путем. Бог не только указал человеку цель жизни — совершенство, но и предложил средство для ее достижения. Человеку был предложен труд - физический ("возделывать и хранить" рай (Быт. 2, 15)) и интеллектуальный (наречение имен животных (Быт. 2, 19-20)), а также труд постнический, аскетический. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием — "вкусите... и вы будете, как боги" (Быт. 3, 5) - путь, который можно назвать «магическим». Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности неугодным Богу способом, не затрачивая для этого никакого труда, прежде всего нравственного.

Таким образом, грехопадение — это не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний, среди которых блж. Августин выделял «поругание святыни, человекоубийство, духовное любодеяние, татьбу (воровство), любостяжание (жадность)». Центральное место среди них занимает гордость, то есть такая установка сознания, когда весь мир начинает восприниматься человеком в эгоцентрической перспективе, когда человек предпочитает свои желания всему, в том числе и Божественным установлениям, а значит и Самому Богу. "Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха - гордость" (Сир. 10, 14-15). В сущности, гордость есть стремление, сознательное или бессознательное, стать богом помимо Бога.

Следует отметить, что Бог предоставляет первым людям возможность покаяться, но гордость, уже всецело охватившая их, толкает их на путь самооправдания. Адам перелагает вину на жену, тем самым косвенно обвиняя Бога: "жена, которую Ты мне дал" (Быт. 3, 12), а Ева, в свою очередь, указывает на змия. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом.

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (605)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7