Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методики по изучению свойств внимания (В)



2015-11-11 551 Обсуждений (0)
Методики по изучению свойств внимания (В) 0.00 из 5.00 0 оценок




Диагностируемые параметры В: виды В (непроизвольное, произв-ое, послепр-ное) и его св-ва (объём, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение, колебания внимания).

В может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому в завис-сти от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы, представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие формы проявления В: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). Особенности В могут изучаться и у детей, и у взрослых. Для изучения св-в В применяют группу методик «Корректурная проба». К. П. — бланковый тест скорости. Предложена Бурдоном в 1895 г. Ме­тодика исследует степень концентрации и устойчивости внимания, а также темп психомоторной деят-ти, работоспособность и ус­тойчивость к монотонной деят-ти, требующей постоянного сосредоточения В. Обследование проводится с помощью спец-ых бланков с рядами располо­женных в случайном порядке цифр. Испы­туемый просматривает ряд и вычеркивает опред-ые указанные в инструкции цифры. Результаты пробы оценивают по кол-ву пропущенных (не зачеркнутых) цифр или других знаков, а также по времени выполнения заданного кол-ва строк.

Наиболее известными модификация­ми К. П. являются кольца Ландольта (кор­ректурный бланк содержит случайный на­бор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Такой вари­ант К. П. более удобен для обслед-я детей младшего возраста); проба Ивано­ва-Смоленского (набор различных вари­антов сочетаний букв). Направлен на оценку уровня переключаемости внима­ния, некоторых динамических особеннос­тей высшей нервной деят-ти. Результаты выполнения К. П. легко выразить количественно.

Так, уровень концентрации внимания может быть вы­ражен с помощью индекса точности: K= , где — число строк таблицы, прорабо­танных испытуемым; п — количество ошибок (пропусков или ошибочных зачер­киваний лишних знаков).

Показатель темпа выполнения (А) имеет следующий вид: , где s — количество знаков в проработан­ной испытуемым части корректурной таб­лицы, t — время выполнения.

Показатель переключаемости (с) вы­числяется по формуле: где — количество ошибочно обрабо­танных строк; S — общее количество строк в проработанной час­ти таблицы. При оценке переключаемости В испытуемый получает инст­рукцию вычеркивать разные наборы знаков в четных и нечетных строках кор­ректурной таблицы.

К. П. относится к числу наиболее изве­стных и давно применяемых в экспери­ментальной и прикладной психологии ме­тодов оценки В и психомоторных особ-стей. Различные модификации К. П. до наст. времени широко при­меняются в клинической, про­фесс-ой, школьной ПД благодаря простоте и надежности от­ражения особенностей В и функ­ц-го сост-я, работоспос-сти испытуемого.

Для опред-я устойчивости В и динамики работоспособности применяют методику «Таблицы Шульте». Для изучения избирательности внимания у старших школьников и взрослых используется «Тест Мюнстенберга». Стимульный материал: блок с напечатанными буквами, куда вставлены 24 слова (солнце, район, новость, факт, любовь и др.). Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди кот. есть слова в именительном падеже единств-го числа. Вам необходимо найти эти слова среди букв и подчеркнуть их. Постарайтесь не подчеркивать лишних букв. Задание нужно выполнять быстро и точно». Выполнение задания начинается по сигналу. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания, кол-во найденных слов, кол-во слов, неправильно воспринятых испытуемым, кол-во слов, неправильно подчеркнутых. При обработке и интерпретации результатов время выполнения теста переводится по специальной (конверсионной) таблице в Т-баллы, определяется успешность (А) выполнения теста по формуле: А=В+Т, где В=(с-m)/(с+n), с – общее кол-во выделенных слов; m – кол-во ошибочно выделенных слов; n – кол-во пропущенных слов; Т – поправка на время. Чем успешнее выполнено задание, тем лучше избирательность В.



2015-11-11 551 Обсуждений (0)
Методики по изучению свойств внимания (В) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методики по изучению свойств внимания (В)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)