Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Психометрика как фундамент общей психодиагностики




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стандартизация теста.

Тестовые нормы в психодиагностике.

К числу основных критериев оценки психодиагностических методик

относят надежность, валидность и репрезентативность.

Надежность

Характеристика методики, отражающая точность психодиагностиче-

ских измерений и устойчивость результатов теста к действию посторонних

случайных факторов. Надежность говорит о воспроизводимости результа-

тов теста при повторных исследованиях на одних и тех же испытуемых.

Таким образом, можно сказать, что надежность методики позволяет судить

о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Результаты психологического исследования обычно подвержены

влиянию большого количества неучитываемых факторов (эмоциональное

состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характери-

стик; физические факторы: освещенность, температура и другие особенно-

сти помещения, где проводится исследование; уровень мотивированности

испытуемых на обследование; влияние личности экспериментатора). Лю-

бое изменение ситуации исследования усиливает влияние одних и ослаб-



ляет воздействие других факторов на результат теста.

Общий разброс (дисперсия) результатов тестового обследования

можно, таким образом, представить как результат влияния двух групп

причин: изменчивости, присущей самому измеряемому свойству, и факто-

ров нестабильности измерительной процедуры.

В самом широком смысле надежность теста – это характеристика то-

го, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым ре-

зультатам являются отражением действительных различий в измеряемых

свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

В более узком смысле, связанном с непосредственными методами оп-

ределения характеристик надежности, под этой группой показателей по-

нимают степень согласованности результатов теста, получаемых при пер-

вичном и повторном его применении, по отношению к тем же испытуемым

в различные моменты времени, с использованием разных (но сопостави-

мых по характеру) наборов тестовых заданий или при других измерениях

условий обследования.

На практике используют три основных метода оценки надежности тес-

тов: повторное тестирование, параллельное тестирование и расщепление.

1. Повторное тестирование

2. Параллельное тестирование

3. Расщепление

 

Валидность

Валидность теста показывает в какой мере он измеряет то качество, для

оценки которого он предназначен.

Проверка валидности методики называется валидизацией -

психометрическое исследование, направленное на определение валидности

теста или другого измерительного инструмента. Кроссвалидизация – про-

цедура дополнительной проверки валидности теста или результатов иссле-

дования посредством применения теста на новой выборке или проведения

исследования с другими группами испытуемых, а также с применением

других методов регистрации зависимых переменных.

Основным элементом практически всех этих методов является так

называемый «критерий». Критерий валидности – это независимый от тес-

та, внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом

психическом свойстве.

В качестве критерия валидности, используемых при валидизации тес-

та, на практике обычно используют: объективные социально-

демографические и биографические данные (стаж, образование, профес-

сия, прием и увольнение с работы) и т.д.

Особой разновидностью валидности является достоверность.

Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые

вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководясь в ходе теста

особой мотивацией, отличающийся от той, которая присуща ему в реаль-

ном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивацион-

ных искажений и есть достоверность теста.

 

Репрезентативность тестовых норм

Репрезентативность (от фр. – показательный) тестовых норм – свойст-

во выборочной совокупности представлять генеральную совокупность.

Для повышения репрезентативности, выборка должна быть рандомизирована, а тест стандартизован.

 

Надежность психологического теста. Факторы, влияющие на точность измерения.

Коэффициенты надежности и способы их измерения.

Валидность психологического теста, ее сущность и предназначение.

Виды валидности.

Репрезентативность, достоверность и дискриминативность психологического теста.

Ситуации применения психодиагностики. Классификация психодиагностических ситуаций.

Подходы к обработке психодиагностических данных.

Этапы психодиагностического исследования.

Виды психодиагностики.

Понятие нормы объекта психодиагностики.

Психологический диагноз.

Диагностика черт личности. Теоретические проблемы и практика.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7