Психометрика как фундамент общей психодиагностики
Стандартизация теста. Тестовые нормы в психодиагностике. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относят надежность, валидность и репрезентативность. Надежность Характеристика методики, отражающая точность психодиагностиче- ских измерений и устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надежность говорит о воспроизводимости результа- тов теста при повторных исследованиях на одних и тех же испытуемых. Таким образом, можно сказать, что надежность методики позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Результаты психологического исследования обычно подвержены влиянию большого количества неучитываемых факторов (эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характери- стик; физические факторы: освещенность, температура и другие особенно- сти помещения, где проводится исследование; уровень мотивированности испытуемых на обследование; влияние личности экспериментатора). Лю- бое изменение ситуации исследования усиливает влияние одних и ослаб- ляет воздействие других факторов на результат теста. Общий разброс (дисперсия) результатов тестового обследования можно, таким образом, представить как результат влияния двух групп причин: изменчивости, присущей самому измеряемому свойству, и факто- ров нестабильности измерительной процедуры. В самом широком смысле надежность теста – это характеристика то- го, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым ре- зультатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам. В более узком смысле, связанном с непосредственными методами оп- ределения характеристик надежности, под этой группой показателей по- нимают степень согласованности результатов теста, получаемых при пер- вичном и повторном его применении, по отношению к тем же испытуемым в различные моменты времени, с использованием разных (но сопостави- мых по характеру) наборов тестовых заданий или при других измерениях условий обследования. На практике используют три основных метода оценки надежности тес- тов: повторное тестирование, параллельное тестирование и расщепление. 1. Повторное тестирование 2. Параллельное тестирование 3. Расщепление
Валидность Валидность теста показывает в какой мере он измеряет то качество, для оценки которого он предназначен. Проверка валидности методики называется валидизацией - психометрическое исследование, направленное на определение валидности теста или другого измерительного инструмента. Кроссвалидизация – про- цедура дополнительной проверки валидности теста или результатов иссле- дования посредством применения теста на новой выборке или проведения исследования с другими группами испытуемых, а также с применением других методов регистрации зависимых переменных. Основным элементом практически всех этих методов является так называемый «критерий». Критерий валидности – это независимый от тес- та, внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом психическом свойстве. В качестве критерия валидности, используемых при валидизации тес- та, на практике обычно используют: объективные социально- демографические и биографические данные (стаж, образование, профес- сия, прием и увольнение с работы) и т.д. Особой разновидностью валидности является достоверность. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководясь в ходе теста особой мотивацией, отличающийся от той, которая присуща ему в реаль- ном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивацион- ных искажений и есть достоверность теста.
Репрезентативность тестовых норм Репрезентативность (от фр. – показательный) тестовых норм – свойст- во выборочной совокупности представлять генеральную совокупность. Для повышения репрезентативности, выборка должна быть рандомизирована, а тест стандартизован.
Надежность психологического теста. Факторы, влияющие на точность измерения. Коэффициенты надежности и способы их измерения. Валидность психологического теста, ее сущность и предназначение. Виды валидности. Репрезентативность, достоверность и дискриминативность психологического теста. Ситуации применения психодиагностики. Классификация психодиагностических ситуаций. Подходы к обработке психодиагностических данных. Этапы психодиагностического исследования. Виды психодиагностики. Понятие нормы объекта психодиагностики. Психологический диагноз. Диагностика черт личности. Теоретические проблемы и практика.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1512)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |