Философия
| мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека
|
Философия сестринского дела
| часть общей философии. Она представляет собой систему взглядов на профессию медицинской сестры
|
Пациент
| человеккоторый нуждается в сестринском уходе и получает его. Это личность с определёнными психологическими, биологическими, социальными потребностями и проблемами, рассматривающаяся как единое целое (холистический подход)
|
Сестринское дело
| искусство, требующее воображения, творческого подхода, понимания мыслей и чувств пациента, в сочетании с научным обоснованием
|
Окружающая среда
| совокупность природных, социальных, психологических факторов, которые затрагиваются активностью человека. Это – важный фактор в предупреждении заболевания. Включает в себя также веру, определённое поведение людей, их традиции
|
Сестринское дело
| часть системы здравоохранения, наука и искусство, специфическая профессиональная деятельность, направленная на решение уже существующих и потенциальных проблем пациента со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды
|
Медицинская сестра
| специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую практику
|
Флоренс Найтингейл
| английская сестра милосердия, основоположница сестринского дела
|
Дарья Севастопольская
| сестра милосердия, героиня Крымской войны
|
Пирогов Н.И.
| русский хирург, участник Крымской войны, впервые разделил сестёр разного профиля, разработав для них инструкции
|
Медицинская этика
| составная часть общей этики, рассматривает гуманистические, нравственные начала в деятельности медицинского работника. Медицинская сестра, разделяющая философию сестринского дела, принимает этические обязательства, ценности, добродетели
|
Этические обязательства
| правила и действия, которые находятся в рамках профессиональной компетентности медицинской сестры, круг ее деятельности
|
Этические ценности
| цели, идеалы, к которым должна стремиться медсестра
|
Этические добродетели (совершенства)
| личностные качества, которыми должна обладать медицинская сестра
|
Деонтологиея
| в медицинском понимании - это учение о юридических, профессиональных и моральных правилах поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей
|
Субординация
| подчинение старшему по должности
|
Биоэтика
| это наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника в условиях использования новых медицинских технологий
|
Эвтаназия
| прерывание жизни пациента медработником с согласия пациента
|
Права пациентов
| статья 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, дает общий перечень прав пациентов
|
Больницы, стационары, клиники, госпитали
| ЛПУ, в которые госпитализируются пациенты, требующие постоянного наблюдения, применения методов лечения, затруднительных на дому и в поликлинике
|
Родильные дома
| ЛПУдля оказания стационарной помощи, входят в систему охраны материнства и детства
|
Женские консультации
| относятся к системе охраны материнства и детства, принцип работы участково-территориальный. Предназначены для оказания специализированной помощи беременным и пациенткам гинекологического профиля в амбулаторно-поликлинических условиях.
|
Хосписы
| ЛПУ, где оказывается медицинская помощь неизлечимым, умирающим пациентам
|
Поликлиника
| многопрофильные лечебно-диагностические учреждения для оказания квалифицированной амбулаторной медицинской помощи, обследование и лечение, в том числе, и на дому. Основной принцип работы – участково-территориальный
|
Амбулатории
| расположены в сельской местности. Принцип работы участково-территориальный
|
Станции скорой медицинской помощи
| предназначены для оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе при угрожающих жизни состояниях и родах, а также для транспортировки пациентов в ЛПУ
|
Комбинированные ЛПУ
| комплекс, включающий поликлинику, стационар, профилакторий и др.
|
Медико-санитарные части (МСЧ)
| предназначены для обслуживания работников и служащих предприятий. Практикуют принцип работы цеховых участков
|
Диспансеры
| оказывают специализированную помощь определенным группам пациентам (противотуберкулезные, кардиологические, онкологические и др.)
|
Социальные ЛПУ
| их деятельность направлена на поддержку определенных групп пациентов, находящихся под социальной защитой государства
|
Дома-интернаты
| для престарелых, пациентов с хроническими заболеваниями
|
Санатории, профилактории
| их деятельность основана наиспользовании в лечении природных лечебных факторов (климат, воды, грязи и др.) с использованием режима, диетического питания, массажа и др
|
Здоровье
| первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности
|
Здоровье (ВОЗ)
| состояние полного физического, духовного и социального благополучия
|
Болезнь
| нарушение жизнедеятельности организма
|
Абрахам Маслоу
| американский психолог, автор иерархии человеческих потребностей (пирамида Маслоу)
|
Факторы риска
| факторы, повышающие вероятность возникновения заболевания (риск – возможная опасность чего-либо)
|
Образ жизни
| это жизнедеятельность, трудовая активность людей, их поведение в конкретных условиях места, времени и социального устройства (это выбор, который определяет себе человек, это выработка собственного стиля и режима жизни.)
|
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
| это деятельность, активность людей, направленные на сохранение, укрепление и улучшение здоровья
|
Общественное здоровье
| такое состояние общества, которое обеспечивает условия образа жизни людей, не обремененных заболеваниями, физическими и психическими расстройствами – состояние, формирующее здоровый образ жизни (ЗОЖ)
|
Санология
| наука, изучающая общественное здоровье
|
Валеология
| наука, изучающая индивидуальное здоровье
|
Потребность
| это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека
|
Сестринский процесс
| это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам
|
Субъективное обследование
| информация, получаемая со слов пациента или другого лица. Субъективная информация - представления пациента о своем здоровье
|
Объективное обследование
| непосредственный осмотр и дополнительные методы – данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и мочи, рентгенологические исследования) и специальные измерения (например: измерение роста и массы тела)
|
Проблема пациента
| это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. (обдуманный вывод, основанный на анализе информации)
|
Физиологические проблемы
| реакции на болезнь, обусловленные изменением функций органов и систем (на воспалительные изменения в лёгких организм реагирует нарушением функций органов дыхания: одышка, кашель…)
|
Психологические проблемы
| реакции, которые появились в ответ на болезненные изменения во внутренних органах (страх, плаксивость, эмоциональная ранимость)
|
Социальные проблемы
| связаны с нарушением удовлетворения социальных потребностей из-за заболевания (неполная семья, финансовая несостоятельность, потеря трудоспособности)
|
Духовные проблемы
| реакции организма, затрагивающие духовную сферу (потеря смысла жизни, нежелание следить за собой, уход в религию, одиночество)
|
Настоящие проблемы
| есть у пациента в момент обследования (например: головная боль в связи с повышением артериального давления, дефицит самоухода в связи с обездвиженностью пациента)
|
Потенциальные проблемы
| их нет на данный момент, но могут появиться с течением времени (например: появление пролежней у обездвиженного пациента, риск обезвоживания организма из-за упорной рвоты)
|
Приоритетные проблемы
| требуют срочных мероприятий, часто опасны для жизни (одышка, удушье)
|
Промежуточные проблемы
| не требуют экстренных мер, не опасные для жизни (снижение аппетита, слабость)
|
Вторичные проблемы
| не имеют прямого отношения к данному заболеванию (дисфункция кишечника у пациента с бронхитом)
|
Краткосрочные цели
| должны быть выполнены неотложно или в период до одной недели (максимум двух)
|
Долгосрочные цели
| достигаются за более длительный период времени, в течение многих недель. Они обычно направлены на профилактику осложнений, на реабилитацию и социальную адаптацию
|
Зависимые сестринских вмешательств
| выполняются на основании письменных предписаний врача, при использовании навыков медицинской сестры. Медсестра выступает как исполнитель
|
Независимые сестринских вмешательств
| непосредственная деятельность медсестры по собственной инициативе, на основе знаний и умений
|
Взаимозависимые сестринских вмешательств
| совместная деятельность медсестры совместно с другими специалистами
|
Стандарт
| это образец, эталон, модель, принятая для сопоставления
|
Общение (коммуникация)
| сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга
|
Общение медсестры с пациентом
| процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов
|
Доминантный собеседник
| настроен прежде всего на влияние и воздействие. Трудно признает свою неправоту. Желает оставить впечатление своего превосходства – физического, интеллектуального
|
Недоминантный собеседник
| полная противоположность первому. Достаточно застенчив, чувствует неловкость при обращении с вопросом или просьбой. Деликатный, предупредительный, тактичный. Не позволит перебить во время беседы, терпеливо переносит попытки перебить себя самого
|
Мобильный собеседник
| легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения. Но также легко может отвлечься от беседы. Речь, как правило, быстрая, живо использует интонации, жесты, мимику
|
Ригидный собеседник
| данному типу требуется определенное время, чтобы включиться в беседу. Основателен в общении, слушает внимательно, реагирует вдумчиво. Трудно переключается с одной темы на другую
|
Экстравертивный собеседник
| коммуникабелен. При общении внимателен, дружелюбен, не злопамятен. На свое здоровье обращает мало внимания.
|
Интровертивный собеседник
| не склонен к внешним контактам, общению. Имеет узкий круг общения. Обращает внимание на свои чувства, свои ценности
|
Вербальная коммуникация
| предполагает два важных элемента: смысл и форму высказывания (письмо и речь)
|
Невербальная коммуникация
| движение, позы, выражение лица, мимика. направление взгляда, визуальный контакт, интонации, прикосновения, запахи
|
Педагогика
| наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения
|
Обучение
| целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц
|
Обучение в сестринском деле
| это целенаправленная деятельность медицинской сестры и пациента для получения знаний и формирования навыков у пациента
|
Психологический возраст
| это качественно особый этап развития, зависящий и от уровня личностной зрелости
|