Сущность и функции ритуала. Типы ритуалов
Объект и предмет социально антропологии. Специфика антропологического подхода. Подходы: - собственно предметный: традиционный предмет – архаические структуры. Исчезает акцент на человека, может возникнуть риск исчезновения предмета изучения; - парадигмальный: некий подход к описанию объекта, особое видение объекта. Понимание не наблюдателя – «видеть глазами туземцев». Т.е., могут исследоваться не только архаичные, но и современные общества, любая социальная наука может использовать антропологию. Предмет: жизненный мир человека, структура его повседневного опыта.
Специфика антропологического подхода: - особый тип объективности, характеризующий позицию исследователя – нельзя вносить в исследование свою систему ценностей, научных убеждений; - целостность – антропология видит в социальной жизни целостную систему, целостность – в наличии культурных универсалий; - интерес к изучению иного в культуре и жизни людей; - описание и объяснение повседневной жизни людей на уровне ближайшего социального окружения и межличностных отношений. Теоретические подходы и методы социальной антропологии. - культурный эволюционизм (вторая половина XIX века) Ф. Энгельс (представитель); Морган – дикость, варварство и цивилизация; - структурный функционализм (первая половина XX века) Малиновский, Радклифф-Браун; поиск внутренних организующих принципов каждой кульутры; - структурализм Клод Леви-Стросс; обнаружение глубоких структур человеческого опыта, зафиксированных в языке. Использование методов лингвистического анализа. - метод понимания (продолж. структур.) Хайнс Кохут. 2 вида понятия: близкие к опыту – понятия, которые индивид мог бы естественно и не прилагая специальных усилий использовать, определяя то, что он и его окружение думает и чувствует; далекие от опыта – понятия, которые различают специалисты и используют для достижения своих научных философских и практических целей. Сущность и функции мифа (Элиаде) Миф – история подвигов сверхъестественных существ, которые действовали в начале времен. Миф – история, которая представляется как абсолютно истинное и сакральное сказание. Миф всегда рассказывает о происхождении, создании вещей, устанавливает определенные модели, формы поведения людей, составляет парадигму всем актам поведения. Познавая миф, человек познает происхождение что позволяет овладевать и манипулировать ими по своей воле. Миф – не абстракция, люди отождествляют его с собой, повторяют действия богов. Функции мифа: мировоззренческая; моделирующая (образец для подражания); интегративная (сплочение); коммуникативная (передача опыта другим поколениям). Структура и диалектика мифа (Леви-Стросс). Глубинная символика мифа. Миф – совокупность бинарных оппозиций, которые могут трансформироваться одна в другую. Миф – логический инструмент разрешения фундаментальных противоречий, с помощью медиации (медиатор – элементы, которые сглаживают или нейтрализуют оппозиции). Например, оппозиция травоядных (ассоциируются с жизнью) и плотоядных (ассоциируются со смертью). Ворон – медиатор: питается падалью, о не есть траву. Русский формалист Пропп: гармоническое состояние – потеря – появление героя – приобретение/восстановление. Функции героев: отлучка (один из членов семьи отлучается); запрет; нарушение запрета; выведывание. Глубинная символика мифа 3 подхода к интерпретации мифов: - метеорологический: Зевс – громовержец, Деметра – богиня плодородия; - персонажи и явления в мифе ассоциируются с социальными явлениями и отношениями: тотем символизирует единство; - психологический: мифические персонажи символизируют психологические состояния человека: Нарцисс. Мифологическое программирование повседневной жизни. Классификация оппозиций 1.Пространственная: внутреннее – внешнее (не заглядывать в окно снаружи), верх – низ (не поднимать дохлятину с земли), право – лево (с левой ноги), спереди – сзади (возвращаться – плохая примета), открытый – закрытый (открытые ножницы – к ссоре), связывать – развязывать ; 2.Временные: свет – тьма, день – ночь, зима – лето; 3.Прочие оппозиции: полный – пустой, целый – битый, мужской – женский, жизнь – смерть, свой – чужой. Сущность и функции ритуала. Типы ритуалов. Ритуал – стереотипическая последовательность действий, имеющих символический характер и предназначенных для воздействия на сверхъестественные силы или существа в интересах исполнителей. Используется для снижения вариативности человеческого поведения. Один из самых действенных способов защиты в сложной ситуации. Функции ритуалов: социализация индивида (человек усваивает нормы, ценности); социальная интеграция (коллектив утверждает свое единство); коммуникативная (между людьми и сверхъестественным); воспроизводство (актуализация социального опыта); психотерапевтическая (ритуалы-переходы позволяют пережить кризисные моменты жизни). Типы ритуалов: - имитативные (воспроизводят тот или иной миф или часть мифа); - позитивные (освящение какого-либо объекта) и негативные (наложение табу в отношении объекта); - жертвоприношения (контакт со сверхъестественным): кровавые (майя), бескровные (использовались заменители крови – вино, вода), жертвоприношения бога; - ритуалы перехода.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3145)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |