Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Параметры объектного типа




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве параметров мы пока использовали переменные числовых и строкового типов. Параметр – это переменная. Переменная может иметь объектный тип. Значит и параметр может иметь объектный тип.

Как это понимать и какая от этого польза? Рассмотрим два примера.

Пример 1. Параметр типа Control. Для задания размеров элемента управления требуется два оператора – один для ширины, другой – для высоты. Предположим, вы хотите обойтись одним. Особого смысла в этом нет, но для иллюстрации подойдет. Создайте проект и поместите на форму метку и две кнопки. Введите такой код:

Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click

Настраиваем_размер(Button2, 80, 30)

Настраиваем_размер(Label1, 100, 120)

End Sub

 

Sub Настраиваем_размер(ByVal Элемент_упр As Control, ByVal Ширина As Integer, ByVal Высота As Integer)

Элемент_упр.Width = Ширина

Элемент_упр.Height = Высота

End Sub

Пояснения. Оператор

Настраиваем_размер(Button2, 80, 30)

делает ширину кнопки Button2 равной 80, а высоту – 30. А оператор

Настраиваем_размер(Label1, 100, 100)

делает ширину метки Label1 равной 100, а высоту – 120. Мы добились того, чего хотели. Как это у нас получилось?

Оба приведенные оператора являются вызовами процедуры пользователя Настраиваем_размер. Посмотрите на ее заголовок. Первый параметр – Элемент_упр – имеет тип Control – объектный тип элементов управления. Это значит, что он может, например, принимать значение любого элемента управления на форме.



Обязательно зайдите в пошаговый режим и обратите внимание, что переменная Элемент_упр, как и положено параметру, инициализируется, несмотря на то, что она не обычная, а объектная. Пока мы не зашли в процедуру Настраиваем_размер, она, естественно, не инициализирована и подсказка просто сообщает, что она объявлена, как мы и задали, типом System.Windows.Forms.Control. Здесь System.Windows.Forms – пространство имен, в которое входит класс Control. Но как только VB заходит в процедуру, переменная Элемент_упр становится объектом класса System.Windows.Forms.Button. При втором обращении – System.Windows.Forms.Label.

Пример 2. Параметр типа Graphics. Вам уже предлагалось в Задание 78 написать процедуру пользователя для рисования крестика. У той процедуры были привычные нам параметры: координаты и размер крестика. Сейчас же нам интересен другой параметр. Мы хотим посредством него управлять тем, на поверхности какого элемента управления (или на форме) рисовать крестик. Создайте проект и поместите на форму метку и кнопку. Чтобы не отвлекаться, забудем о параметрах для координат и размера крестика. Введите такой код:

Dim Графика_для_формы As Graphics

Dim Графика_для_метки As Graphics

 

Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click

Графика_для_формы = Me.CreateGraphics

Графика_для_метки = Label1.CreateGraphics

Рисуем_крестик(Графика_для_формы)

Рисуем_крестик(Графика_для_метки)

End Sub

 

Sub Рисуем_крестик(ByVal Гр As Graphics)

Гр.DrawLine(Pens.Blue, 100, 110, 120, 110)

Гр.DrawLine(Pens.Blue, 110, 100, 110, 120)

End Sub

Пояснения. Крестики рисуются на форме и на метке. Как видите, здесь параметром процедуры пользователя является объект класса Graphics. Без этого параметра мы не смогли бы пользоваться процедурой Рисуем_крестик для рисования крестика на разных элементах управления. Получилось бы только на одном.

Пример 3. Функция объектного типа. Создайте проект с кнопкой, меткой и текстовым полем. Пусть нам наскучило обращаться к элементам управления, как положено, по именам, а «желаем» по номерам. Пронумеруем их в уме как-нибудь, например, кнопка – 1, метка – 2, текстовое поле – 3. Пусть возникла задача напечатать, на сколько кнопка превосходит по вертикальному размеру текстовое поле. В соответствии с нашим желанием нам не хочется писать так:

Debug.WriteLine(Button1.Height - TextBox1.Height)

а хочется писать что-нибудь вроде этого:

Debug.WriteLine(Элемент(1).Height - Элемент(3).Height)

Можем ли мы так сделать? Можем. Достаточно написать функцию:

Function Элемент(ByVal Номер As Integer) As Control

Select Case Номер

Case 1

Return Button1

Case 2

Return Label1

Case 3

Return TextBox1

End Select

End Function

Пояснения. Функция может возвращать значение почти любого типа, а не только простого. В том числе и объект. Наша функция Элемент имеет объектный тип Control. Это значит, что в зависимости от значения своего параметра Номер она может принять значение не числа и не строки, к чему мы привыкли, а элемента управления: Button1 или Label1, или TextBox1. Вы можете в обращении мысленно заменить Элемент(1) на Button1, а Элемент(3) – на TextBox1, тогда вам будет легче привыкнуть к записи. Самое приятное, что когда мы в обращении ставим точку после Элемент(1), то всплывает список компонентов. Это происходит потому, что VB знает, что функция имеет тип Control.

Функция Элемент дает нам замечательное преимущество работать с пронумерованными элементами управления в цикле. Например, вот как можно находить суммарную ширину элементов управления:

For i = 1 To 3

s = s + Элемент(i).Width

Next

В заключение признаюсь, что создатели VB давно уже поняли прелесть нумерации элементов управления и воплотили ее стандартными средствами – при помощи так называемых коллекций (см. 16.2).

Соответствие типов

Мы с вами уже привыкли, что сочиняя программу, нужно немножко заботиться о соответствии типов. Соответствие типов должно выполняться не только для параметров методов, но и в операторе присваивания, где тип выражения справа от знака равенства должен соответствовать типу переменной слева от него. Поэтому, например, следующий фрагмент VB выполнит гладко и без малейших вопросов:

Dim a As Integer

Dim b As Integer = 99

a = b + 2

А вот при попытке выполнить следующий фрагмент

Dim a As Integer

Dim s As String = "Привет"

a = s

VB выдаст ошибку:

Cast from string "Привет" to type 'Integer' is not valid.

Переводится сообщение так:

«Преобразование строки "Привет" в тип Integer незаконно».

Действительно, в какое число можно превратить строчку текста? Нонсенс.

А зачем VB вообще что-то преобразовывал? А затем, что есть такое правило выполнения оператора присваивания:

Вычислив в операторе присваивания выражение справа от знака равенства, VB смотрит, совпадает ли его тип с типом переменной слева от него. Если совпадает – хорошо, а если не совпадает, то пытается преобразовать его тип к нужному (тому, что слева). Если удается – хорошо, а если из соображений правильности, точности, безопасности или из каких-то других своих соображений VB посчитает, что такое преобразование незаконно или ненужно, он выдает сообщение об ошибке.

Рассмотрим фрагмент:

Dim a As Integer

Dim b As Double = 1

a = b + 0.48

Он будет выполнен гладко, несмотря на то, что справа – Double, а слева – Integer. VB не возражает в данном случае преобразовать дробное число в целое. Несмотря на колоссальную потерю в точности (1 вместо 1.48), никаких сообщений или предупреждений мы не увидим. Это программист сам виноват, что объявил переменную целым типом.

Так же гладко выполнится и следующий фрагмент:

Dim a As Integer = 99

Dim s As String

s = a

Здесь VB преобразует число 99 в строку “99”.

Соответствие типов требуется и при вызове процедур и функций с параметрами.

При обращении к процедуре VB смотрит, совпадает ли тип параметра в обращении к процедуре с типом соответствующего параметра в заголовке объявления процедуры. Если совпадает – хорошо, а если не совпадает, то пытается преобразовать его тип к нужному (тому, что в объявлении). Если удается – хорошо, а если нет, VB выдает сообщение об ошибке.

В подтверждение этих слов достаточно вспомнить Методы, «придирчивые» к типу параметров (6.2.8).

Чтобы не было проблем, старайтесь объявлять переменные и параметры, между которыми должно соблюдаться соответствие, одинаковыми типами.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7