Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Современные проблемы развития психодиагностических процедур




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время использование компьютерных технологий в психодиагностике оформилось в самостоятельную область исследований, получившую название компьютерной психодиагностики, целью которой являются создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных версий психодиагностических методик, а также разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией. Основной задачей компьютерной психодиагностики можно считать обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий.

Среди широкого круга задач по работе с психодиагностической информацией отдельно можно выделить те, решение которых осуществляется исключительно на компьютере. К таким задачам, подробно рассматриваемым ниже, относятся:

· создание и использование компьютерных версий психодиагностических методик, осуществляющих интерпретацию результатов тестирования испытуемых на основе “прошитого” в компьютер опыта работы психолога;

· разработка новых психодиагностических методик или шкал (объектная парадигмы анализа данных);



· обработка результатов психосемантического эксперимента (субъектная парадигмы анализа данных);

· разработка систем адаптивного тестирования;

· создание и использование компьютерного игрового тестирования;

· проектирование психодиагностических мультимедиа систем.

Компьютерные версии психодиагностических методик становятся наиболее предпочитаемыми и распространенными инструментами психологов, проводящих исследование испытуемых в самых различных областях. Их разработка предполагает создание систем, конструирующих диагностическое заключение по результатам исследования конкретного испытуемого в виде связного и непротиворечивого текста, достаточно полно отражающего психологические параметры, измеряемые тестом. При этом автоматизированное заключение должно носить индивидуальный характер для каждого испытуемого, а не отображать некоторые “усредненные” характеристики и параметры, соответствующие определенному контингенту людей.

В обычной практике психодиагностического исследования интерпретация результатов и написание психодиагностического заключения – это творческий процесс, осуществляемый психологом после рутинной обработки полученных данных. Разработка автоматизированного психодиагностического заключения предполагает моделирование рассуждений психолога при интерпретации результатов тестирования и “перенос” знаний и опыта психолога в некоторые структуры, воспринимаемые компьютером. Главные затруднения при проведении таких работ заключаются в вопросах извлечения знаний и опыта психолога, их структурировании и представлении в некоторой форме, понимаемой компьютером.

Опыт работы с компьютерными версиями психодиагностических методик позволяет сформулировать некоторые ощутимые положительные эффекты, получаемые психологом, благодаря использованию автоматизированных тестов:

· повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;

· предоставление психологу возможности сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач благодаря освобождению его от трудоемких рутинных операций;

· повышение четкости, тщательности и чистоты психологического исследования за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных, неизбежных при ручных методах расчета выходных показателей;

· возможность проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические исследования путем одновременного тестирования многих испытуемых;

· повышение уровня стандартизации условий психодиагностического исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий вне зависимости от индивидуальных особенностей исследуемого и экспериментатора;

· возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;

· использование времени не только как управляемого параметра теста (исследователь с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования), но и в качестве диагностического параметра (например, показатели временной динамики ответов испытуемого на вопросы психодиагностического теста могут выступать как индикаторы утомления, эмоционального шока и т.п.);

· возможность распространять опыт работы психологов за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;

· возможность систематически накапливать и хранить не только данные об испытуемом, но и сами результаты тестирования; тем самым разрешение проблемы “утраты” психодиагностической информации, характерной для тестирования с помощью “ручных” тестов, осуществляется благодаря заполнению базы данных испытуемых, являющейся неотъемлемым атрибутом любой автоматизированной методики.

Компьютерные версии психодиагностических методик представляют собой инструменты работы психологов, которые являются полным аналогом «бланковых» или «ручных» психодиагностических методик. Они осуществляют автоматизацию процессов администрирования, тестирования, подсчета результатов, учитывая при этом, что психологи умеют интерпретировать полученные данные результатов тестирования.
Компьютерные психодиагностические методики – это новый класс психодиагностического инструментария, осуществляющий автоматизированное исследование испытуемого с формированием компьютерного психодиагностического заключения на основе технологии инженерии знаний.

 

27. Общая характеристика и классификация проективных методик.

Проективный метод направлен на исследование личности. Несомненным достоинством проективных методик является относительная замаскированность цели исследования, что уменьшает вероятность правильных социально желательных ответов, которые свойственны опросным методам. Но тем же минусом их является сложность, неоднозначность обработки и интерпретации, стандартизации данных.

Общие признаки:

1.неопределенность используемых стимулов

2.отсутствие ограничений в выборе ответа

3.отсутствие оценки ответов как правильных и неправильных.

Классификация (Франкл):

1. Конститутивные. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. (Роршах).

2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали(фигурки людей, животных) из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. (Сценотест)

3. Интерпретативные. Необходимо интерпретировать, истолковать какое-либо событие, ситуацию. (ТАТ)

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

5. Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации (речь, почерк).

6. Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности (Дом-Человек-Дерево).

7. Импрессивные. Изучение результатов выбора стимулов из ряда предложенных. (Люшер)

8. Аддитивные. Завершение имеющего начало предложения, рассказа, истории.

Еще одна классификация

1. Методики дополнения . Стимульный материал:

o набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).

o Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").

o Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

2. Методики интерпретации . Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования . Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества . Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (780)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7