Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антисоветская активность деревни



2015-11-11 648 Обсуждений (0)
Антисоветская активность деревни 0.00 из 5.00 0 оценок




И Красная Армия

Оживление антисоветской активности в деревне затрагивает в некото­рой части и Красную Армию. Антисоветский элемент начинает все боль­ше и больше искать связи с Красной Армией и ставит определенную ставку на вовлечение красноармейской массы и, особенно, низшего ко­мандного состава в контрреволюционные затеи. Через письма, идущие в Красную Армию, личные связи и особенно через переменный состав тер­риториальных частей антисоветские кулацкие настроения просачиваются в Красную Армию и подготовляют почву для работы антисоветских групп. Наряду с просачиванием антисоветских настроений в Красную Армию мы наблюдаем также просачивание связанных с антисоветским элементом в деревне кулацких сынков и связанной с антисоветским эле­ментом крестьянской молодежи. Налоговая политика, землеустроитель­ные дела, ножницы цен, извращения советских законов в деревне и не­четкая работа низовых советских органов и их невнимание к семьям


красноармейцев создают благоприятную почву не только для ухудшения политических настроений красноармейцев, но и для практического созда­ния контрреволюционных организаций и групп.

В последнее время, главным образом на Украине и по Северному Кав­казу, ликвидирован нашими органами ряд контрреволюционных группи­ровок в Красной Армии, тесно связанных с кулацкой контрреволюцией в деревне. Ниже приводим наиболее выдающиеся примеры.

Внедрение эсеров в Красную Армию

Примером проникновения и работы членов антисоветских партий в Красной Армии может служить ликвидированная в Томске группа писа­рей в полку связи. Один быв. эсер, побывавший и в нашей партии, но затем добровольно вышедший, т.к. не сумел отказаться от своих эсеров­ских убеждений, поступив в Красную Армию, начал группировать вокруг себя наиболее развитых красноармейцев и вести среди них антисоветскую работу. Созданная им группа из 3-х человек ставила основной своей за­дачей поддержку нашей внутрипартийной оппозиции, внедрение оппози­ционных идей в Красной Армии, ослабление влияния нашей партии и, прикрываясь этим,' подготовку вооруженного восстания и учреждение крестьянско-пролетарского государства.

Разные контрреволюционные группировки

В 222 полку 74 дивизии отделькомом2* была создана контрреволюци­онная группа, состоящая из отделькомов и красноармейцев, происходя­щих из семей кулаков и зажиточных. До момента ликвидации организа­ция устроила около 10 собраний на специально нанятой конспиративной квартире. Ближайшими задачами группа наметила: вербовку среди воен­нослужащих дивизии сочувствующих, преимущественно из числа кубан­ских казаков; обеспечение своими людьми складов военного имущества с целью наиболее легкого захвата в нужный момент; агитацию в пределах лагерей и среди станичного населения путем распространения контррево­люционных воззваний и налаживание связи со станичными контрреволю­ционными организациями, группами и наиболее авторитетными одиноч­ками, могущими поднять и повести за собой казачество. Конечной целью ставилось вооруженное восстание с одновременным выступлением как групп военнослужащих 74 дивизии, так и станичных отрядов. Восстание приурочивалось к моменту окончания уборки основных хлебов и выхода дивизии на маневры. Лозунг: «Свержение большевистского ига и Учре­дительное собрание».

Для установления связи со станицами члены группы брали отпуска и разъезжались по станицам. Внутри группы существовала строгая конспи­рация и наиболее активная головка принесла присягу на верность делу борьбы и наметила «батьку». Церемония присяги совершалась по старин­ным казачьим традициям.

В 3 батальоне 39 полка 13 стрелковой дивизии на почве хлебозагото­вок сформировалась группировка, состоящая из 17 человек, из коих младших командиров — 10, красноармейцев — 7. Группа ставила целью: постепенное накопление оружия посредством хищения; уход в лес и ор­ганизации банд в период демобилизации и, одновременно с уходом в лес, кровавая расправа с командиром полка и предварительно намеченными другими командирами.

В 90 полку 30 дивизии в г. Запорожье младшим командиром была сорганизована контрреволюционная группировка петлюровского характе-


pa под названием «Отряд по освобождению крестьян»; платформа груп­пировки: у власти стоят евреи, рабочим живется лучше чем крестьянам, последних душат налогами. Отряд должен бороться за освобождение крестьян от Советской власти. В отряд наряду с комсоставом вошли и красноармейцы, которым давались указания после демобилизации разъ­езжаться по селам и, проводя там контрреволюционную работу среди селян, создавать аналогичные группы селян и связывать их с отрядом. Группа искала связи с видными членами УПСР, приглашая их в качестве руководителей. Кроме вербовки новых членов группа выпускала контр­революционные листовки, которые, кроме распространения среди красно­армейцев, направлялись также и в село.

Наряду с такими контрреволюционными группами, возникающими внутри Красной Армии и пытающимися распространить свое влияние и связи вне Красной Армии, мы имели случаи возникновения контррево­люционных повстанческих групп вне Красной Армии и попытки связи с последними. В Винницком округе УССР в текущем году создалась по­встанческая группа, во главе которой стояли бывшие петлюровские офи­церы в значительной своей части состоявшие из амнистированных банди­тов. Лозунги группы — освобождение Украины и борьба за украинскую народную республику. Ближайшей задачей организация ставила — по­полнить свои ряды озлобленными хлебозаготовками крестьянами-пере-менниками 288 территориального] полка, с которыми устанавливалась связь. Оружие предполагалось добыть при помощи единомышленников в полку и путем налета на полковой склад.

Последний и ряд других примеров служат ярким доказательством того, что антисоветские настроения в деревне, просачиваясь в Красную Армию, создают там благоприятную почву, главным образом среди млад­шего командного состава, для работы разных контрреволюционных орга­низаций. Поэтому, ведя борьбу с антисоветскими проявлениями в дерев­не, наши местные органы должны уделить исключительное внимание преграждению влияния антисоветских организаций и лиц на Красную Армию.

Крестьянское антисоветское движение

в национальных] республиках и казачьих районах

Этот вопрос мы считаем необходимым выделить особо, т.к. антисовет­ское движение в деревне нацреспублик и казачьих областей имеет по сравнению с движением в других районах СССР свои специфические осо­бенности.

В основном по формам своего проявления оно строится так же, как и везде: ему присущи и агитация, и создание группировок и организаций, и проявление кулацкого террора и, наконец, тенденции к образованию крестьянских союзов, но кроме всего этого оно имеет и свои характерные особенности. Эти особенности заключаются в своеобразном переплетении неоформленных крестьянских антисоветских настроений с национал-шо­винистическими установками как с особой разновидностью антисовет­ских настроений, имеющих свое ярко выраженное политическое лицо. Вооруженная борьба и свержение соввласти являются преобладающими лозунгами движения. Кроме этого, в нацреспубликах и казачьих облас­тях, в особенности на Кубани, это движение проявляется в более широ­ком масштабе и в более острой форме, чем в других районах Союза.

Основная политическая и экономическая подоплека крестьянского антисоветского движения в деревнях нацреспублик и казачьих областях


та же, как и в других районах. Это движение питается и здесь возрас­тающей активностью кулака, который, укрепляясь экономически, пре­тендует на политическое руководство селом, однако здесь эти тенденции кулацкой верхушки деревни зачастую прикрываются национал-шовинис­тическими идеями и лозунгами. Шовинизм является тем руслом, по ко­торому идеологи и организаторы антисоветского движения в деревне пы­таются его направить.

Другой характерной особенностью движения является то обстоятель­ство, что оно имеет крепкий в количественном и качественном отноше­нии кадр своих руководителей и организаторов. Этим кадром является местная национальная интеллигенция, члены национальных антисовет­ских партий и мелкая городская буржуазия. Интеллигенция националь­ных республик отличается от «российской» интеллигенции — она гораз­до более активна и более близка деревне по своей социальной природе и своим политическим настроениям, так как в своем значительном боль­шинстве вышла из деревни (в Белоруссии, например, на 90, приблизи­тельно, процентов) и сохранила с ней тесную связь. Прежняя роль наци­ональной интеллигенции как руководителя национального освободитель­ного движения в прошлом обуславливает тот авторитет и влияние среди мелкой буржуазии и крестьянства, каковым она в настоящее время поль­зуется.

С другой стороны, в национальных республиках, главным образом на Украине, значительное расслоение деревни, больший процент кулака и зажиточной верхушки деревни порождает и более агрессивные выступле­ния последнего против Советской власти. Это движение на селе в боль­шей степени активизирует и городскую мелкую буржуазию. Украинская мужицкая партия, крестьянское объединение, организация в свеклович­ной кооперации и ряд других более мелких групп и организаций, явля­ются примерами активности национальной интеллигенции и ее попыток организовать село. В кулачестве и зажиточной верхушке села националь­ная интеллигенция видит ту силу, которую можно использовать для борьбы с Советской властью. Экономические требования кулачества, яв­ляющиеся по сути требованиями буржуазных элементов, чуждых социа­лизму и стремящихся к восстановлению буржуазно-капиталистического строя, — эти экономические требования и политические лозунги, выдви­гаемые антисоветской интеллигенцией, покрываются шовинистическими фразами о национальном освобождении. Национальное освобождение — это общий лозунг для всех контрреволюционных организаций Украины и Белоруссии, и он является тем цементом, который может скрепить раз­нообразные и порой чуждые друг другу группы для общей борьбы с дик­татурой пролетариата.

Б антисоветском движении как на селе, так и среди городской анти­советской интеллигенции национальных республик очень заметно учас­тие членов бывших национальных антисоветских, главным образом на­роднических, партий. Народнические партии национальных республик переживают тот же идеологический и организационный кризис и развал, который переживают и русские партии, но идея национального освобож­дения и шовинистические лозунги придают особую живучесть быв. чле­нам антисоветских партий и являются общим языком этих остатков с от­живающей контрреволюцией. При этом не следует упускать из виду, что значительную помощь в деле активизации остатков антисоветских пар-


тий и вообще антисоветской деятельности играет националистическая эмиграция.

Национальные партии — УПСР, с.-д., Бел[орусская] ПСР и другие — сохранили довольно крепкие руководящие центры за границей, имеющие связи на территории СССР. Это влияет на рост организаций, руководи­мых из-за кордона, и на значительное количество закордонного проис­хождения листовок.

Особенно оживилась за последнее время петлюровщина, которая стре­мится создать из Украины плацдарм будущего похода империализма на СССР. Несомненно, что за спиной петлюровской УНР (Украинской На­родной Республики) стоит польское правительство Пилсудского, но объ­яснять оживление петлюровщины в УССР только происками польского правительства и УНР нельзя. Петлюровщина, выдвигая шовинистические и антисемитские лозунги и прельщая массу существованием самостоя­тельной УН Республики, становится тем организационным центром, ко­торый объединяет разрозненные антисоветские организации на селе и среди мелкой буржуазии города под единым национальным флагом для общей борьбы с Советской властью. Не отрицая важного значения [в} ак­тивизации петлюровщины поддержки, оказываемой польским правитель­ством, мы видим серьезное значение петлюровщины и возрастающей антисоветской активности кулачества на Украине, идущего в значитель­ной степени под националистическим флагом и в возможности объедине­ния этого разрозненного движения в единое национал-шовинистическое движение. Поэтому наряду с ликвидацией петлюровских групп и органи­заций закордонного происхождения мы ни на минуту не можем терять из виду элементы петлюровщины среди антисоветских слоев и борьбе с национал-шовинистическим движением должны уделить серьезнейшее внимание.

Наряду со значительно развитым антисоветским движением на селе необходимо отметить повстанческий характер многих возникающих орга­низаций. Повстанческие организации создаются учащейся молодежью, национальной интеллигенцией и, наконец, делаются также попытки про­никнуть в Красную Армию и вовлечь ее через антисоветские повстанчес­кие организации в борьбу с соввластью.

Все это вместе взятое доказывает, что на Украине антисоветское дви­жение в деревне уже переходит в стадию, когда оно от разрозненного и неорганизованного пытается стать объединенным, стремящимся к одной цели и вооруженной борьбе против Советской власти. Участие в этом дви­жении значительных кадров национальной интеллигенции города, тесная связь последней с селом доказывает, что борьбу с антисоветским движе­нием на селе и борьбу с антисоветскими группами и организациями в городе, опирающимися почти исключительно на антисоветскую актив­ность села, нельзя разъединять, и что в силу этого борьба наших органов должна вестись против обоих секторов оживающей контрреволюции, сле­дуя общим задачам, которые мы ставим в настоящем письме.

Казачьи районы СКК, Урала, Сибири и ДВК

Казачьи районы, особенно СКК, являются районами значительного оживления активности антисоветских элементов казачества и кулацких элементов иногородних. Особенностями движения казачества является то, что оно идет под флагом борьбы за сословные интересы и против ино­городних. Это придает своеобразный оттенок всему движению, имеющему значительное количество групп, пытающихся восстановить старые каза-


чьи традиции, монархический и военный характер организации и т.д. Сословный антагонизм особенно сильно проявляется по земельному во­просу и доходит иногда до резких стычек между казачеством и иногород­ними. Зажиточная верхушка казачества пользуется земельным вопросом и подчеркиванием сословных интересов для того, чтобы привлечь на свою сторону средние слои казачества и бедноту.

Несмотря на белогвардеиско-монархическии и военно-кастовый харак­тер движения казачества, мы довольно часто встречаем также формы «демократического» движения — участие эсеров, совместные казачьи и кулацкие группы, агитацию за кр[естьянские] союзы и т.д. Несмотря на специфический характер движения в казачьих районах, мы не можем это движение выделить из общей массы антисоветских проявлений в деревне, и поскольку оно носит более организованный характер и качественно се­рьезнее, особенно по СКК и ДВК, борьба с ним должна принять и более серьезный характер.

По СКК не надо забывать, что на Кубани помимо сословного антаго­низма существует также и национальное тяготение антисоветских эле­ментов на установление связи с антисоветскими элементами Украины и шовинистические лозунги последней прививаются также и кубанскому антисоветскому движению. Поэтому при разработке контрреволюцион­ных групп национального характера надо прощупывать, не связано ли это с украинской контрреволюцией [... ]

Пом. нач. СОУ и нач. СО ОГПУ Дерибас Нач. 3 отд. СО ОГПУ Аустрин

ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 25. Л. 1—66. Подлинник.

'* Так в тексте. Приложений к документу не имеется. 2* Командиром отделения.

№ 323

Спецсводка № 8 информотдела ОГПУ о повреждении посевов

вредителями

Не ранее 12 ноября 1928 г.

В связи с неблагоприятной погодой в ряде районов Союза полевым слизнем и другими вредителями (озимый червь и т.д.) повреждены ози­мые посевы. Наиболее поражены вредителями посевы в отдельных губер­ниях Центрально-Промышленного района (Владимирская, Иваново-Воз­несенская, Тверская, Костромская и Калужская губ.). В большинстве случаев значительная часть поврежденных посевов требует пересева.

Центрально-Промышленный район.По данным на 12 ноября 1928 г.

Иваново-Вознесенская губ. В ряде уездов повреждение озимых посевов довольно значительное. Так, в Макарьевском у. от озимого червя погибло до 2750 га земли. Из них подлежит пересеву 2100 га. В Юрьев-Польском у. повреждено улиткой 300 га, причем вся площадь полностью требует пересева. Аналогичное положение отмечено в Тейковском, Иваново-Воз­несенском и Родниковском у., где улиткой повреждено от 25 до 75 га посева, большая часть погибшей посев[ной] площади требует также пере­сева.


Владимирская губ. Общее количество озимых посевов по губернии, подвергнувшихся различным повреждениям, как-то: вымочкам, вымерза­нию, выпреванию, градобитию, а также пострадавших от осеннего разли­ва рек, составляет 25435,79 дес, что к общему количеству посев[ной] площади составляет около 11%. Наиболее пострадавшими у. являются Александровский и Владимирский (в первом погибло 6724 дес, во вто­ром — 9845 дес). Несколько меньше пострадали Муромский, Переяслав­ский и Вязниковский у. (от 2200 до 2800 с лишком десятин). Полевым слизнем уничтожена тоже значительная площадь посева. Так, во Влади­мирском у. повреждено около 400 га. В Вязниковском — до 300 га. В отдельных волостях Ковровского у. посев[ная] площадь уничтожена на 100%.

Калужская губ. В текущую осеннюю посев[ную] кампанию по губер­нии засеяно 294 000 га земли, из них появившимися вредителями, глав­ным образом слизняком, уничтожено 12 000 га. Из числа пораженной площади 30% посевов нуждается в полном пересеве. На борьбу с вреди­телями ГИКом было ассигновано 1500 руб., ассигнованные же Наркомзе-мом деньги в размере 1600 руб. не были израсходованы вследствие их поздней высылки на место. Проведенными агромероприятиями восста­новлено до 1000 га посев[ной] площади. В некоторых местах борьба с вре­дителями велась весьма примитивным способом: при помощи прегради-тельных канав, приманок, известью и золой.

Тверская губ. По данным на 1 октября гибель посевов в общегуберн­ском масштабе выражается в размере 25—30%. Наиболее пострадавшими уездами являются Тверской и Бежецкий, где погибло до 70—80% посе­вов. Более благоприятными являются Кимрский и Новоторжский у. Ус­тановившаяся в начале октября холодная погода, а также мероприятия земорганов по борьбе с вредителями парализовали несколько дальнейшее распространение слизня. В связи с наступившим потеплением существует опасение увеличения гибели посевов. Ощущающийся недостаток необхо­димых средств борьбы (яды) сильно тормозит успешную борьбу с вреди­телями.

Костромская губ. По неполным данным, вредителями уничтожено 4046 га посевов.

Запад. По данным на 12 ноября 1928 г.

Смоленская губ. Повреждено слизняком 12 000 га земли.

Центрально-Черноземная область.По данным на 10 ноября 1928 г. Незначительное повреждение озимых слизняком отмечено по двум райо­нам Орловского округа (Орловский и Узкинский), где погибло по 3 га посевов. В некоторых районах Елецкого округа отмечены отдельные слу­чаи появления озимой совки.

Нижне-Волжский край. По данным на 10 ноября 1928 г.

Общее состояние озимых 3,25 балла. Слизняк в незначительном коли­честве отмечен в Сердобском и Петровском районах Саратовского округа.

ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 525. Л. 126—127. Заверенная копия.


Год 1929

№ 324

Докладная записка ИНФО ОГПУ о массовых выступлениях

на религиозной почве за 1928 г.

Январь 1929 г.

В 1928 г. наблюдается рост массовых выступлений на религиозной почве. Если в 1926—1927 гг. случаи выступлений на религиозной почве единичны, то в 1928 г. по Союзу зарегистрировано на этой почве до 44 выступлений, из коих 29 имели место за период июль—декабрь. По числу выступлений особенно выделяется центр, где отмечено свыше 30% всех выступлений за 1928 г. По районам массовые выступления на рели­гиозной почве распределяются следующим образом: Центр — 15, СВО — 5, ЦЧО — 2, Урал — 2, ЛВО — 6, Сибирь — 3, Запад — 2, Татария — 4, Украина — 3, Чувашия — 2.

О количестве участников отдельных выступлений дает представление следующая таблица (данные по 33 выступлениям, по которым установле­но количество участников):

С количеством участников

до 50 чел. от 51 до 100 [чел.] от 101 до 200 [чел.] от 201 до 300 [чел.] от 301 до 500 [чел.] от 501 до 750 [чел.] от 751 до 1000 [чел.] Всего участников

В среднем же на каждое выступление приходится примерно до 275 чел. Следует отметить, что основной контингент участников выступлений формируется преимущественно из женщин. Мужчины в числе участни­ков составляют лишь незначительный процент. Подавляющее большин­ство выступлений проходит при непосредственном участии и под руковод­ством церковников, а также торговцев и кулацко-зажиточных элементов, составляющих актив церковников. По 33 случаям непосредственными инициаторами выступлений являлись: церковники — 21 выступление, торговцы — 4 и кулаки — 10 (в остальных случаях инициаторы не ус­тановлены).

Основными причинами, непосредственно вызывавшими массовые вы­ступления, являлись: закрытие церквей и монастырей — 17 случаев и отбор церковных зданий и домов священнослужителей для общественных нужд — 11. В остальных случаях выступления возникали на почве за­стройки церковной земли (3 факта), установки антенны на колокольне (3), изъятия церковного имущества за неуплату долгов и др. Если прово­димые мероприятия по закрытию церквей, изъятию церковных зданий и т.п. являются поводом к выступлению, то сами выступления в подавля­ющем большинстве случаев возникают как следствие недостаточно широ­кого разъяснения проводимых мероприятий, отсутствия соответствующей


подготовки, а иногда и нетактичных действий со стороны местных работ­ников.

Например, в Саранском округе (СВО) в с. Сабаево парторганизация, решив установить на колокольне антенну для радио, не только не прове­ла среди населения никакой подготовительной работы, но даже не поста­вила об этом в известность сельсовет. К тому же установка антенны про­изводилась во время богослужения. В результате возбуждение верующих на этой почве было настолько сильно, что лица, устанавливающие антен­ну, а также работники по хлебозаготовкам, пытавшиеся уговорить толпу, вынуждены были бежать из села, опасаясь самосуда. При этом иногда такого рода мероприятия проводятся без учета настроения населения и возможных на этой почве эксцессов. В этом отношении особо следует от­метить выступления на почве ареста священнослужителей и вывозов их в органы ОГПУ (6 случаев).

В г. Вязниках Владимирской губ. протест против ареста актива цер­ковников и духовенства во главе с епископом вылился в открытое анти­советское выступление, проходящее под лозунгом: «Дайте хлеба. Доволь­но нас мучить. Дайте нам свободу».

В Северо-Двинской губ. (ЛВО) епископ Ерофей, проживавший в г. Ни-кольске, вызванный для допроса в губотдел, не только не явился, но, ис­пользуя свое влияние на население, повел среди него агитацию о том, что соввласть вызывает его в ОГПУ с тем, чтобы изгнать религию и т.п. Когда же он был арестован через милицию, то по дороге группа верую­щих отбила его от конвоировавших двух милиционеров и начальника] милиции. Прибывший вместе с отрядом для ареста епископа пом[ощник] прокурора был встречен со стороны верующих, подговоренных кулаками, камнями, а один из комсомольцев был избит. Сам епископ153 был арес­тован в лесу, причем оказал сопротивление и был тяжело ранен. По дан­ному делу было арестовано 57 чел.

В той же губ. в с. Волна В.-Устюгского района священник во время богослужения в церкви в присутствии 300 верующих заявил: «Меня вы­зывают в ОГПУ и я совершенно не знаю, за что вызывают, поскольку я являюсь вашим ставленником и живу на ваши средства, то мне нужно ваше согласие идти или не идти». Верующие, узнав, что данный вызов получен через сельсовет, пришли прямо из церкви к сельсовету с крика­ми: «Нам поп нужен и мы попа не отпустим, давайте нам секретную переписку и напишите приговор-ходатайство о попе». Причем секретарь сельсовета был вытащен из здания сельсовета.

В Пермском округе (Урал) в Очерском районе милиционеры, получив предписание начальника адмчасти о немедленном аресте священника, произвели арест в церкви сразу же после богослужения в присутствии верующих, что вызвало резкое возмущение последних, которые от цер­кви толпой направились с протестом к прокурору.

Со стороны духовенства и церковников всякое мероприятие, затраги­вающее интересы церковных общин, вызывает обычно активное противо­действие. При этом деятельность духовенства и церковников направлена, главным образом, к тому, чтобы мобилизовать вокруг себя широкие массы верующих. За последнее время стали гораздо чаще встречаться случаи массовых выступлений, где имеется налицо соответствующая об­работка духовенством и церковниками актива верующих.

В Ярославской губ. в Тверицкой вол. отдельные члены церковного со­вета при церкви быв. Толгского монастыря и монахи данного монастыря


совместно с настоятелем, зная заранее о прибытии комиссии для растор­жения договора с религиозной общиной, устраивают нелегальное совеща­ние, на котором решают не допускать закрытие церкви. По прибытии ко­миссии некоторые члены церковного совета отправляются в близлежащие деревни с целью оповестить об этом население.

В Московской губ. в Егорьевском у., как только был поставлен вопрос о закрытии собора, духовенство развернуло широкую кампанию среди ве­рующих. По инициативе одного из священников и председателя] церков­ного совета в соборе устраивается совещание церковного актива, на кото­ром выносится решение всемерно противодействовать закрытию собора и пустить среди рабочих подписной лист с протестом. Вносилось также предложение созвать собрание всех приходов г. Егорьевска, на котором поставить вопрос о закрытии церкви.

В этой же губ. в Дмитровском у. в связи с постановлением рабочих Яхромской ф[абри]ки о закрытии церкви в пос. Леоновском церковный совет совместно с духовенством устраивает нелегальное совещание, на ко­тором принимается постановление добиться разрешения о созыве собра­ния верующих и собрать под подписным листом о закрытии церкви не меньше 2000 подписей. Несмотря на то, что ВИК не дал разрешения о созыве собрания верующих, церковным активом такие собрания созыва­лись в дер. Круглино и Животино, на которых постановлено ходатайст­вовать об оставлении церкви. В Мордовском округе (СВО) в с. Теньгушево группировка церковников и кулаков вела организованную подготовку к выступлению с протестом против отбора церковной сторожки. Участники группировки были разбиты на группы, которые созывали нелегальные со­брания и организовывали заранее население к выступлению.

Вследствие наличия в числе участников массовых выступлений анти­советского элемента эти выступления из протестов против тех или других мероприятий иногда перерастают в открытые антисоветские выступле­ния. Поскольку же для ликвидации выступлений приходилось вызывать милицию, они нередко сопровождались избиением работников милиции, сельсоветов и др[угих] представителей власти. В г. Вязники Владимир­ской губ. во время выступления верующих против ареста священнослу­жителей раздавались выкрики: «Мы голодаем, а вы нам ничего не даете. Дайте нам хлеба. Довольно нас мучить!» и т.п. При этом раздавались вы­крики о том, что «соввласть давит население». В Череповецком у. в Мяк-синском районе крестьяне 4-х селений, созванные в связи с изъятием церковного имущества набатным звоном, избили председателя и секрета­ря сельсовета. В Кузнецком округе в с. Усть-Сосново верующие избили милиционера. В Троицком округе в пос. Кумляк толпа угрожала самосу­дом предсельсовета и секретарю ячейки, требуя возвращения священни­ка, который должен был выехать из поселка по предложению нач[альни-ка] милиции.

Необходимо отметить стремление духовенства и церковников втянуть в выступления наиболее широкие слои населения. Интересна в данном случае попытка во время выступления в г. Вязники Владимирской губ. привлечь к участию рабочих местных фабрик. В Ярославской губ. в связи с выступлением против закрытия церкви при быв. Толгском монас­тыре церковным советом поставлен даже вопрос о переизбрании церков­ного совета с тем, чтобы выбрать в него побольше бедноты, с которой ♦будут считаться в вопросе оставления церкви».


Интересны в этом отношении также данные о социальном составе арестованных за активное участие в массовых выступлениях. Так, по 17 массовым выступлениям'из 141чел. арестованных: духовенства и церков­ников — 25 чел., торговцев — 5, кулаков — 25, быв. людей — 1, серед­няков — 22 и бедняков — 6 (в 57 случаях социальное положение арес­тованных неизвестно).

Увеличение числа массовых выступлений на религиозной почве в пос­леднее время связано с общим обострением классовой борьбы в городе и деревне, что требует со стороны органов ОГПУ пристального внимания к деятельности духовенства и церковных советов, чтобы не допустить объ­единения вокруг антисоветского актива духовенства и церковников всех к[онтр]р[еволюционных] сил.

Приложение Массовые выступления на религиозной почве

Ярославская губ. 20 декабря 1928 г, комиссия в составе нач[альника] общего п[од]отдела УФО, представителей от отд[ела] Главных реставраци­онных мастерских при Главнауке, инспектора УФО и члена Тверицкого ВИКа выехала в быв. Толгский монастырь (находится в 8 км от г. Яро­славля) для расторжения договора с религиозной общиной и передачи мо­настырской церкви в ведение расположенного на территории монастыря детдома (санкционировано ВЦИКом).

К моменту приезда комиссии на месте находились вызванные для сдачи имущества архимандрит быв. Толгского монастыря, председатель] церковного совета, один из членов церковной общины и один из монахов. По прибытии комиссия объявила им о закрытии церкви и предложила приступить к проверке и сдаче имущества, находящегося в ведении цер­ковной общины. Председатель] церковного совета от сдачи имущества отказался, заявив, что он этого не имеет права делать, и что верующие намерены ходатайствовать об оставлении за ними церкви. Получив такой ответ, комиссия приступила к проверке имущества самостоятельно.

Зная о прибытии комиссии, монахи и отдельные члены церковного со­вета перед этим устроили на квартире настоятеля монастыря совещание, на котором было решено не допускать закрытия церкви. И как только прибыла комиссия, два члена церковного совета немедленно с квартиры настоятеля отправились в близлежащие деревни с целью оповестить об этом крестьян. Вскоре в монастырь стала стекаться толпа, преимущест­венно женщин. Собравшиеся пытались ворваться в церковь, где работала комиссия. Раздавались выкрики: «Довольно сосать из нас кровь! Где же свобода? Мы голодаем и коммунисты издеваются над нашими чувства­ми!». Монахи же и члены церковного совета, рассыпавшись в толпе, при­зывали собравшихся оказать противодействие закрытию церкви, заяв­ляя, обращаясь к женщинам: «Вы чего же, бабы, не начинаете? Валите, вам ничего не будет».

Между тем толпа быстро возрастала, насчитывая до 100чел. Причем мужчины, не обращая внимания на протесты членов комиссии и оттал­кивая их, проходили в церковь, а одним из верующих был даже нанесен удар члену комиссии. Когда комиссия обратилась с просьбой успокоить толпу к настоятелю монастыря, последний категорически отказался это сделать, заявив: «Никаких мер принимать не буду, так как я сам очень взволнован». Ворвавшаяся в это время в церковь толпа потребовала от членов комиссии прекратить работу, и они вынуждены были выйти из


церкви, направившись в контору детдома. Вслед за ними направились члены церковного совета с группой женщин и стали настойчиво требо­вать копию постановления губисполкома о закрытии церкви, угрожая в противном случае не выпустить комиссию из монастыря.

Ввиду того, что продолжать работу в таких условиях было невозмож­но, члены комиссии пытались уехать обратно, но оказалось, что лошадь, на которой они приехали, неизвестно кем была уведена. Толпа же, со­бравшись около конторы, все время возрастала и насчитывала до 200 чел. Из толпы раздавались выкрики с угрозами по адресу администрации детдома, обвиняя ее в закрытии церкви. Некоторые из присутствующих мужчин призывали оказать вооруженное выступление закрытию церкви. Под напором толпы комиссия вынуждена была дать копию с командиро­вочного удостоверения одного из членов и, не окончив работы, в 8 час. вечера уехала обратно. После отъезда комиссии настоятель монастыря, обращаясь к толпе, заявил: «Комиссия наверное еще раз придет, так вы, православные, бегите немедленно за народом».

В тот же день два члена церковного совета решили в дер. Жеребково созвать сход и вынести приговор с протестом против закрытия церкви. Не известив сельсовет, они на квартире сельисполнителя написали при­говор, под которым под нажимом зажиточных подписалась и беднота. На следующий день представители церковного совета по дер. Жеребково, Ро-кино, Крюково, Жарки и Толгоболь среди крестьян собирали под этим приговором подписи крестьян.

В этот же день (21 декабря) в УАО явились трое представителей ве­рующих от Толгской религиозной общины и заявили, что, согласно по­становления общего собрания членов общины, они отправляются в Мос­кву для выяснения вопроса о закрытии церкви, а верующие будут про­тивиться закрытию до тех пор, пока не получат исчерпывающего ответа от ВЦИК. В тот же день они выехали в Москву.

23 декабря состоялось заседание церковного совета, на котором одним из членов было выдвинуто предложение переизбрать церковный совет. При обсуждении этого вопроса указывалось: «Теперь нам нельзя быть в совете, т.к. нас считают зажиточными и не будут с нами считаться в во­просе об оставлении храма, нам нужно переизбрать церковный совет и выбрать туда побольше бедноты и молодежи».

Владимирская губ. В ночь с 14 на 15 декабря 1928 г. в г. Вязниках был арестован ряд местных священнослужителей и несколько человек из числа актива верующих. Когда на следующий день 15 декабря в городе стало известно об аресте, с утра около собора, где происходила церковная служба, стала собираться толпа местных мещан. Толпа, состоящая пре­имущественно из старух и девочек-подростков в возрасте от 12 до 15 лет, довольно быстро возрастала и к 11 час. насчитывала до 200 чел. Затем из толпы отделилась группа человек в 40 и с криками направилась в УИК, увеличившись по пути до 100 чел. Подойдя к помещению УИКа, толпа ввалилась в коридоры и стала настойчиво требовать освобождения арестованных. При этом часть толпы направилась в уком ВКП(б), где также настойчиво потребовала освободить арестованных, крича: «Мы го­лодаем, а вы нам ничего не даете и только арестовываете священников да закрываете церкви! Вы не* имеете права делать этого! Делайте с нами что хотите, но собор закрывать мы не дадим!». (Какого-либо постановле­ния о закрытии собора не было.)


Стоящая около здания УИКа толпа все время быстро увеличивалась. Среди собравшихся был пущен слух о том, что якобы в 12 час. местные власти придут закрывать собор. Этот слух усилил возбуждение толпы. Некоторые лица стали настойчиво стучать в двери отделов УИКа. Особен­но вызывающе вела себя жена церковного старосты собора, а также две работницы фабрики «Парижская коммуна». Последние, стремясь раз­жечь недовольство толпы, кричали истерическим голосом о голоде, задав-лености населения и т.п.

При помощи вызванной ми



2015-11-11 648 Обсуждений (0)
Антисоветская активность деревни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антисоветская активность деревни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)