II. Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР
Тема: Изучение геометрии в начальных классах школы V вида План: 1. Задачи и содержание изучения геометрического материала в начальных классах школы V вида. 2. Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР. 3. Средства, методы и приемы изучения геометрического материала. 4. Организация изучения геометрического материала. 5. Общая схема изучения геометрической фигуры. Литература: 1. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 отделение): Математика. – М., Просвещение 1987. 2. Дмитриева Л.А. Опыт обучения математике в школе для детей с нарушениями речи // Дефектология. – 1978.№5. 3. Сухова В.Б. Обучение математике в подготовительном – 4 классах школы для глухих и слабослышащих детей: Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М., 2002 4. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. – М., 1978. 5. Эк В.В. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе: - М., 1983 6. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. – М., 1992. 7. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной коррекционной школе VIII вида. М.: Владос, 2003. 8. Обучение в 1-4 классах вспомогательной школы: под ред. Петровой В.Г. М.: Просвещение, 1983. I. Задачи и содержание изучения геометрического материала в начальных классах школы V вида. Задачи:
Содержание: 1. Знания: - О геометрических фигурах (точке, прямой, отрезке, различных видах углов, круге, многоугольниках и т.п.), их элементах, свойствах, моделировании этих фигур; - О взаимном расположении геометрических фигур на плоскости и в пространстве; - О величинах (длина, площадь) и единицах мер (линейных, квадратных); - Об инструментах для измерения и вычерчивания геометрических фигур (линейке, чертежном треугольнике, транспортире, рулетке, циркуле) 2. Навыки измерения, вычерчивания, моделирования фигур; 3. Умение связывать полученные знания с жизнью (на других учебных предметах, в быту и т.п.) Геометрический материал в программе расположен концентрически: учащиеся возвращаются к уже изученной геометрической фигуре, но знания о ней расширяются углубляются, систематизируются, вырабатываются практические навыки по измерению, вычерчиванию, соответственно, повышаются требования к уровню знаний и умений, расширяется активный словарь учащихся, формируется математическая речь. Например: Программный материал 2 класса: Треугольник: вершины, углы, стороны. Программный материал 4 класса: Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки. Программа предусматривает знакомство с геометрической терминологией, раскрытие содержание геометрических терминов, обогащение речи учащихся. Учащиеся должны научиться не только распознавать и сравнивать геометрические фигуры, но и применять знания на практике, то есть распознавать геометрические фигур в окружающих предметах. Программа также предусматривает развитие представлений о геометрических величинах и их измерении. II. Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР.
Изучение геометрического материала представляет определенные трудности для детей с ТНР по следующим причинам: 1. Особенностей познавательной деятельности (недостаточность внимания, воображения, операций словесно-логического мышления: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования); 2. Недоразвития речи (бедность словаря, нарушения звуко-слогового строя, аграмматизмы, недоразвитие связной речи); 3. Недоразвития сенсомоторных функций (нарушения зрительно-пространственных функций, мелкой моторики) Вследствие этого у детей наблюдаются следующие проблемы: 1. затруднения в пространственной ориентировке (не различают понятия «слева-справа», «вверху-внизу» и т.п.) 2. слабо дифференцируют геометрические фигуры, особенно многоугольники. Меньше ошибок дети допускают при нахождении фигуры по образцу, больше – при нахождении по названию. Плохо ориентируются в видах треугольников, их названиях, видах углов. 3. подмена абстрактного образа геометрических фигур конкретным предметом (вместо прямоугольника называют окно, доску и т.п.) 4. нечеткие представления о том, что является геометрическими фигурами: к геометрическим фигурам дети относят ивеличины (площадь, объем), и единицы измерения, и инструменты (линейку и пр.) 5. фрагментарность и разрозненность геометрических представлений: запоминают лишь некоторые признаки, но не все (например, вместо полного определения квадрата (прямоугольник, у которого все стороны равны и все углы прямые) указывается только то, что у квадрата все стороны равны) 6. упрощенность, схематичность представлений, слабость воображения → не узнают фигуры, данные в необычном ракурсе 7. замена суждения наглядным действием: вместо называния фигуры рисуют ее, не могут рассказать о ее свойствах 8. плохо ориентируются в единицах измерения – смешивают длину и площадь, площадь и объем 9. неправильно называют и запоминают названия геометрических фигур (крадвáт (квадрат), трýльник, тегóльник, гóльник, трёльник, трегоýльник (треугольник), прямогóльник, прямýльник (прямоугольник) и т.п.) 10. плохо владеют измерительными и чертежными навыками (из-за несовершенства мелкой моторики, слабости мышц руки, скованности движений), не понимают смысла и назначения точных измерений, не могут на глаз сравнивать фигуры (из-за несовершенства глазомера)
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3706)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |