Примерная схема анализа показательного занятия
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ (Из кратких лекций) 1. Цель и значение планирования. 2. Виды планирования. 3. Содержание планирования. 4. Условия, помогающие правильно спланировать работу. 5. Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию дошкольников. 6. Примерное двухнедельное планирование работы по математическому развитию для второй младшей группы детского сада. 7. Планирование конкретного занятия по математике (схемы плана и конспекта занятия). 8. Виды учета работы. 9. Вопросы для самоанализа проведенного занятия. 10. Значение самоанализа. 11. Схема анализа показательного занятия. Цель планирования Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОУ». Значение планирования работы по математическому развитию • Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития детей. • Помогает целенаправленно осуществлять работу по методике математического развития. • Конкретизирует программные задачи с учетом уровня развития детей. • Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности усвоить программный материал. • Обеспечивает комплексное решение образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач. Виды планирования -Перспективное (на месяц, квартал, год). -Календарное (по датам). -Тематическое (по определенной проблеме). -Комплексное (сочетающее разные задачи по различным направлениям). -Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком). Содержание планирования работы математическому развитию • Занятия по математике. • Работа вне занятий (во время других режимных процессов). • Связь с занятиями по другим методикам. • Индивидуальная работа. Условия, помогающие правильно спланировать работу по математическому развитию дошкольников * Знание программы математического развития в ДОУ. • Знание дидактических принципов обучения. • Владение методикой математического развития дошкольников. • Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии. • Знание возрастных особенностей детей данной группы. • Знание индивидуальных особенностей детей своей группы. • Учет имеющихся знаний у детей. • Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе. • Повышение квалификации воспитателя путем изучения передового опыта и современных требований к математическому развитию дошкольников. Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию в ДОУ 1. Занятия по математике проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки. 2. Количество занятий в неделю определяется программой (по типовой программе: во второй младшей, средней и старшей группах — 1, в подготовительной группе — 2). 3. На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление. 4. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени). 5. В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, закрепление и применение изученного материала, индивидуальная работа. Замечание. Необходимо правильно формулировать задачи математического развития: • новые задачи начинаются со слов: «научить», «дать понятие», «познакомить», «сформировать умение»; • старые задачи начинаются со слов: «повторить», «закрепить», «отработать», «совершенствовать умения». Примерная схема конспекта занятия 1. Номер по порядку и название. 2. Литература (автор, название, страницы). 3. Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа. 4. Наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение). 5. Организация детей (количество детей: группа или подгруппа; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукругом, по двое за партами и др.) и предварительная работа (чтение сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.). 5. Ход занятия по частям (действия, речь воспитателя, действия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа). 6. Итог занятия (подведение сюжета, обобщения по математическому материалу, оценка детей, работа дежурных и др.).
Планирование учебно-воспитательного процесса невозможно без учета его результатов. Учет — это глубокий, всесторонний и конкретный анализ результатов работы педагога и детей в процессе обучения. Он дает возможность оценить эффективность приемов и методов обучения, результаты усвоения программного материала детьми, наметить перспективы дальнейшей работы. Таким образом, планирование и учет взаимосвязаны. Только при правильном планировании и объективном, не формальном учете возможно достижение эффективных результатов выполнения программы формирования математических представлений.
ВИДЫ учета работы • Анализ занятия. • Итог работы за день. • Учет работы за месяц, квартал, год. • Отчет воспитателя подготовительной группы о готовности детей к школе.
Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике 1. Выполнены ли программные задачи. 2. Степень усвоения детьми программных задач. 3. Какие дети и в чем затруднялись, почему? 4. Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему? 5. Над чем еще надо работать. Значение самоанализа • Помогает спланировать дальнейшую работу по математическому развитию. • Помогает спланировать индивидуальную работу с детьми. • Способствует отбору более эффективных методов и приемов работы. Примерная схема анализа показательного занятия 1. Фамилия, имя, отчество воспитателя. 2. Название или тема занятия. 3. Возраст и количество детей (вид отклонения в развитии). 4. Анализ организации занятия (сбор детей, их расположение, активизация внимания, настрой на занятие, введение сюрпризного момента, проблемной ситуации и др.). 5. Анализ содержания занятия: • формулировка поставленных задач с указанием раздела ФЭМП; • соответствие программе; • соответствие возрасту и уровню развития детей; • дозировка материала; • сочетание задач из разных разделов; • сочетание нового и старого. 6. Анализ хода занятия: • структура (названия и последовательность частей); • длительность занятия и частей; • оценка работы воспитателя (речь, действия, вопросы, контроль, осуществление индивидуального подхода и др.); • оценка работы детей (практические и умственные действия, речевая работа). 7. Анализ подведения итога (обобщения, оценка детей, концовка). 8. Оценка используемого наглядного материала: • виды; • количество; • соответствие возрасту и уровню развития детей; • соответствие программной задаче; • эстетичность и гигиеничность; • удобство размещения; • эффективность применения. 9. Анализ, примененных методов и приемов. 10. Общие выводы: • положительные; • отрицательные.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Математическое развитие детей в конкретном образовательном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т. д.) проектируется на основе концепции дошкольного учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и предлогического компонентов в содержании образования. От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д. Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей. Эти программы реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т.е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением. К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана всего дошкольного учреждения, и при планировании работы отдельных воспитателей. 1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса. Данное педагогическое требование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные задачи на определенный отрезок времени (при этом учебные задачи отражаются в планах-конспектах учебных занятий). Эти задачи направлены на реализацию общей цели воспитания — разностороннее развитие личности. Реализуются выдвинутые воспитательные задачи не изолированно друг от друга, а в комплексе, в едином педагогическом процессе. 2. Разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников. Воспитательная работа будет эффективной в том случае, если план предусматривает использование методов приучения, упражнения, рассказа, беседы и т. д. в сочетании с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность. 3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей. Данное педагогическое требование предполагает, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы обучения, воспитания и развития детей и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того, при планировании деятельности детей он учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с тем или иным воспитанником. Однако учет возрастных и индивидуальных особенностей детей не означает полного приспособления к ним. Содержание воспитательной работы должно в определенной степени опережать развитие ребенка. Эту особенность воспитатель должен принимать во внимание, планируя коллективные, групповые и индивидуальные дела детей Перспективное планирование в подготовительной группе СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ Тема: «Повторение». Пр. задачи. Закрепить умение детей выявлять и продолжать заданную закономерность, находить нарушение закономерности, Умение сравнивать числа в пределах 10, используя для сравнения знаки =, <, >. Умение записывать выражения и решать их, использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. Упражнять детей в решении задач на сложение и вычитании. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку, графические умения, умения конструировать по образцу фигуры. Закрепить геометрические представления. Диагностика с целью выявления уровня математических представлений у детей. Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/matematika07.htm
Рекомендации по проведению работы по математике на занятиях и повседневной жизни в младшей группе детского сада, программа «Радуга».
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3836)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |