Мероприятия отряда и лагеря по периодам смены
ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРЯДА План – это документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого, проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, это хорошо продуманная, логически выстроенная система мероприятий, последовательность дел с указанием сроков их выполнения. Основные педагогические требования к планам: - направленность плана на достижение определенного педагогического результата (отражение заказа на формирование качеств личности); - учет возрастных особенностей, интересов и актуальных потребностей детей; - разнообразие содержания и форм работы с отрядом; - посильность и реальность плана для вожатых и ребят (по видам деятельности, по срокам). Включая в план ту или иную форму работы с детьми, следует учитывать: - какой результат хочет получить вожатый, предлагая детям те или иные дела; - возможности детей (физические, творческие и др.); - территориальные возможности лагеря (наличие спортплощадки, стадиона, бассейна, танцевального зала, веранды и т.п.); - природно-погодные условия смены; - материальная база лагеря (наличие необходимых канцтоваров, аудио-, видеоаппаратуры, компьютера, библиотечного фонда, игровых автоматов, спортинвентаря и т.д.); - методическое обеспечение (литература, сценарии и т.д.). Виды планов
Методика разработки плана-сетки работы отряда При подготовке плана-сетки обязательно нужно учитывать следующее: - специфика периода смены (организационный, основной, заключительный) и стадия развития отряда (адаптация, индивидуализация, интеграция, реадаптация); - разнообразие и последовательное усложнение видов и форм деятельности; - существует общелагерный план и план-сетка работы вашего отряда, и не нужно этим двум планам «конфликтовать» между собой, поэтому соблюдайте количественное и качественное соотношение отрядных и общелагерных мероприятий на день; - эмоциональную и физическую загруженность детей в течение дня и смены в целом; - длительность подготовки, проведения мероприятия и резервы свободного времени детей; - полезную направленность планируемых дел (социальную, педагогическую, психологическую и др.); - безопасность всех планируемых дел. При верстке плана-сетки не забывайте: - после организационного периода у вожатых наступает эмоциональный спад, но и в это время обязательно нужно проводить мероприятия; - праздники, которые проводятся один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, поэтому лучший отдых – это смена видов деятельности; - составляя план, следует помнить, что в каждой смене, как и в каждом деле (отрядном или общелагерном), должна быть своя кульминация, к которой отряд логически подходит через различные дела. Так, кульминацией организационного периода является праздник открытия смены, в основной период – это массовые творческие дела (концерты, праздники, тематические дни), на заключительном этапе – прощальный костер; - может измениться погода и тогда вместо запланированного придется проводить «резервные» дела.
Принцип деления дня
Алгоритм составления плана-сетки Шаг 1. Как только вы узнали, что вам предстоит работа в лагере, в вашей голове тут же возникла мысль: «Что я там буду делать с детьми?» Пытаясь ответить на этот вопрос, в вашем воображении сначала возникают смутные, а потом все более отчетливые картинки-образы: как вы идете с детьми в лес, к водоему, как разговариваете с непослушным ребенком, как играете в «Кошки-мышки» и др. Шаг 2. Чуть позже вы возьметесь за составление перечня дел (игр, конкурсов, эстафет, викторин и т.п.), которые могли бы провести с ребятами. Так смена стала обретать некоторые контуры. Два первых шага – предварительное планирование смены (очень полезная работа!) Вожатый, у которого есть список интересных дел, более гарантирован от неудачи в сравнении с вожатым, рассчитывающим на экспромт и авось. Шаг 3. Составление плана-сетки. Варианты работы над планом-сеткой Первый вариант (предложил А.С.Макаренко): планировать такие дела, которые интересны самим педагогам, и затем увлекать ими детей. Второй вариант (предложили пионерские вожатые). Они считают, что лучший план – это план, подсказанный детьми. То есть начинать планирование «на их территории» – идти навстречу пожеланиям ребят. Вожатый в отряде проводит сбор мнений о том, как каждый ребенок в отдельности и отряд в целом предпочитает проводить свой досуг в лагере. В план работы включаются наиболее предпочтительные виды и формы отдыха, дела, которые отвечают интересам и запросам большинства ребят отряда. Перед вожатым теперь стоит задача: как превратить их в педагогически целесообразную деятельность. Третий вариант (объединяет первый и второй). Планирование по методике «Рейтинг популярности». Ребята объединяются в группы. Каждой группе выдаются листочки бумаги (оптимальное количество – 5). На каждом листочке – название какого-то дела (вожатый берет их из списка, который заранее составил). У каждой группы листочки с названиями мероприятий могут быть разными, а могут и повторяться. Задача групп: из пяти дел выбрать для плана смены только два – самых привлекательных. Когда все группы закончат обсуждение, объявляется общий сбор. Теперь листочки с интересными мероприятиями собираются, группируются по направленности интересов и формам, обсуждаются и заносятся в план работы отряда. И хотя фактически этот план на сто процентов является плодом фантазии вожатых, ребята будут считать его своим. Так происходит всегда, когда детям предоставляется право выбора, и этот выбор они осуществляют самостоятельно. Еще одной формой коллективного планирования может быть «Аукцион идей». Нарисуйте условные денежные знаки различного номинала, например, 10, 25 и 50 «налов». Ваша задача – продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете представлять каждое дело, давать ему характеристику, а после «рекламы» продавать. При этом дети за каждое дело будут отдавать имеющиеся в их распоряжении «деньги». Только те дела, которые собрали наибольшие суммы, войдут в будущий план смены.
Мероприятия отряда и лагеря по периодам смены
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3326)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |