Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация задач образовательной области «художественное творчество» средствами ознакомления дошкольников с книжной графикой



2015-11-12 1110 Обсуждений (0)
Реализация задач образовательной области «художественное творчество» средствами ознакомления дошкольников с книжной графикой 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей

 

Дошкольный возраст - один из самых благоприятных периодов в развитии у детей способностей к изобразительной деятельности, приобщении к изобразительному искусству. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым ребёнок знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.

Иллюстрация –это рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая её декоративный строй.

Иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, играет роль начальной ступени в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).

Книжная иллюстрация воплощает идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных и поэтому является важным средством воспитания. Она помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, способствует обогащению знанийдетей об окружающем мире. Характерной чертой современной детской книги является стремление к синтезухудожественных возможностей слова и изображения.

Е. Чарушин «Про Тюпу»

 

Художник-иллюстратор в детской книге выступает как соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и даёт трактовку, зрительную интерпретацию, своё понимание событий и образов.

Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором - это прекрасные образцы изобразительного творчества. Вглядываясь в них, ребёнок получает радость и удовольствие от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

 

В. Сутеев «Под грибом»

 

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним В. Сутеева и его иллюстрации к сказкам "Кто сказал мяу?", "Айболит", "Мешок яблок", "Елка", "Крошка енот" и другим произведениям.

 

Ю. Васнецов «Конь»

 

 

Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие изображения Ю. Васнецова к народным сказкам.

 

Е. Чарушин «Волчишко»

 

 

Проникновенные зарисовки Е. Чарушиназаставят ребёнка задуматься.

 

 

До сих пор огромным спросом пользуются книги с иллюстрациями И.А. Билибина.

 

И. Билибин Русские народные сказки

 

Технику этих художников невозможно не узнать. На их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные персонажи навечно сохранили за собой образ, созданный мастерами - классиками детской иллюстрации. Эти произведения изобразительного искусства не устаревают даже на пороге третьего тысячелетия.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает большое влияние на формирование восприятия мира детьми, развивает в ребёнке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, в стремлении к красоте, формирует художественный вкус, способствует развитию творчества детей.

 

2. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций

 

Рассматривание иллюстраций - косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, и тем самым помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

Принципы оформления и иллюстрирования книг обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Кроме того, с возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.

 

 

Е. Рачёв «Колобок»

 

Особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге анализируются в ряде работ психологов и педагогов. Так И. Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Она выявила, что для детей 3-4 лет основным признаком узнавания образа является форма, цвет имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.

Если педагогу удаётся направить внимание детей на выразительность в изображении, на богатство деталейобразов людей, животных, цветовую сторону в произведениях искусства, это даёт возможность подвести юных зрителей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать ещё раз то, что им понравилось; появляются любимые произведения, и рисунки к ним.

В раннем и младшем дошкольном возрасте для ребёнкаважны ясность, простота и выразительность графического произведения. Особенности детского восприятия требуют, чтобы предмет был изображен тщательно, с прорисовкой всех важных деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребёнку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных не должны накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Малышу не нужно мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Надо, чтобыизображённые предметы узнавалисьс первого взгляда. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации для самых маленьких не должны содержать светотень и перспективу.

Ребёнкулегчеразобратьсяв цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований - предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске.

 

Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы малыш с первого взгляда «понимал» картинку, соотнося её с только что прочитанным текстом.

 

Е. Рачёв «Горшок-теремок»

 

 

В более старшем возрасте у ребёнка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире - работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Иллюстрации в книге играют в этот период чрезвычайно важную роль. Часто ребёнок на всю жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки - страшную, смешную, грустную.

 

 

В. Чижиков «Доктор Айболит»

 

Впечатление от иллюстрации зависит напрямую и от техники её исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько дети неодинаковы в одном и том, же возрасте, настолько неодинаково и их восприятие одних и тех же явлений окружающего мира. В этот период уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характера маленького человека. Поэтому вывести формулу «идеальной» иллюстрации для этого возраста нельзя. Можно лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей.

Рисунок (по мере взросления ребёнка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение - необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей в этом возрасте отдаёт предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.

Поскольку иллюстрация несёт огромный воспитательный потенциал, необходимо быть очень внимательными и осторожными с выбором иллюстрационного материала. В работе с дошкольниками недопустимы иллюстрации, вызывающие чувство агрессии, иные неприятные эмоции. Нежелательно использование изображений, не соответствующих реальности по цвету, форме. Слишком яркая, крикливая окраска негативно влияет на развитие зрительного анализатора и художественный вкус детей.

 

 

Каково Ваше впечатление от представленных выше иллюстраций? Какие чувства вызывают у Вас изображённые персонажи? Соотнесите изображение с текстом стихотворения. Помогает ли картинка понять текст? Как влияет на эмоциональное восприятие? Как по-Вашему, соответствует ли данное изображение возрастным особенностям детей, для которых предназначено?

 

3. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)

 

Ознакомление детей с художественно-выразительными средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

Иллюстрация в детской книжке помогает воспитателю полнее преподнести ребёнку читаемый текст, но она же может и помешать восприятию, если показать её не вовремя. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес.

После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на её содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно. Но есть и исключения из данного правила. В тех случаях, когда в книжке речь идёт о вещах, неизвестных детям, т.е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям - даже корыта и т.п.

О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К. Чуковский сформулировал это так: «...наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности».

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Сравните иллюстрации разных художников к 1 стихотворению.

 

В. Чижиков.

 

Соня Карамелькина.

 

Иллюстрации какого художника Вы выберете для демонстрации детям? Почему?

 

В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приёмы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приёмы могут быть следующие:

1) узнавание ребёнком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?"; "Покажи, где кто или что?");

2) соотнесение фраз текста с картинками ("Найди картинку к таким словам..."; "Какие слова подходят к этой картинке?");

3) оценка ребёнком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур ("Почему нравится тебе эта картинка?");

4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой приём, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает детей в соревнование – «Кто больше увидит на картинке?», побуждая их к наблюдательности и высказываниям.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него.

Один из приёмов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребёнок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.

В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребёнка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, оценивают поступки персонажей.

Используется приём соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки «Гуси-лебеди» дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке. Работа воспитателя может состоять в том, что он читает крошечный отрывок(к которому есть иллюстрация) и просит ребёнка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребёнка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства.

Детей старшего дошкольного возраста учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.

В старшей и подготовительной группах дети способны оценивать иллюстрации: отвечать на вопросы – «Понравилась или не понравилась картинка?», «Почему?», могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.

Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

- знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;

- просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов, компьютерных преззентаций по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).

В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.


Задание для самостоятельной работы.

1. (Начальный уровень) Найдите в Интернете иллюстрации художников:

И. Билибина, В. Сутеева, В. Чижикова, Ю. Васнецова, Е. Рачёва, Е. Чарушина

2. (Повывшенный уровень) Выберите любое литературное произведение для детей. В Интернете подберите иллюстрации 1-го художника к этому произведению. Создайте иллюстрационный ряд к данному произведению.

 

Список использованной литературы

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 272 с.

2. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С.23.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.

4. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками / И. Котова // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 2. - С.11.

5. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Л.С. Кудрявцева. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 208 с.

6. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 160 с.

7. Панов В.П. Иллюстрация в книге / В.П. Панов. - М.: Юный Художник, 2001. - 233 с.

8. Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Е.В. Пчелинцева. - Н-Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 32 с.

9. Супнеева П. Здравствуй волшебная книга / П. Супнеева // Дошкольное воспитание. - №5. - 1996. - С.63-67.



2015-11-12 1110 Обсуждений (0)
Реализация задач образовательной области «художественное творчество» средствами ознакомления дошкольников с книжной графикой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация задач образовательной области «художественное творчество» средствами ознакомления дошкольников с книжной графикой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1110)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)