Особенности рассмотрения и разрешения дел об АП
Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности организаций и предпринимателей за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.7, 14.10-14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31-14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.15, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень этих органов и должностных лиц содержится в ст. 28.3 КоАП РФ. Это могут быть должностные лица налоговых органов; антимонопольных органов; таможенных органов и др. Кроме того, право составлять протокол имеет прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). В заявлении должно содержаться требование органа, должностного лица о привлечении организации, индивидуального предпринимателя к административной ответственности. Заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя (по регистрации), в отношении которых составлен протокол об административной ответственности. Общие требования к заявлению о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, изложены в ст. 125 АПК РФ. Кроме того, в заявлении должны быть указаны: - дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении; - данные о лице, составившем протокол; - данные о лице, в отношении которого составлен протокол; - нормы закона (КоАП РФ), предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении; - требование заявителя о привлечении к административной ответственности. К заявлению прилагается протокол об административном правонарушении, прилагаемые к нему документы, а также доказательства (уведомление и т.п.) направления копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол. Заявление о привлечении лица к административной ответственности направляется в арбитражный суд в течение трех суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ). Несоблюдение требований по оформлению заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, - оставление заявления без движения или возвращение заявления. Поданное с соблюдением всех требований заявление принимается судьей к производству, о чем выносится соответствующее определение, копии которого не позднее следующего дня направляются лицам, участвующим в деле. Принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, необходимо учитывать следующее: - в определении может быть указано на действия по подготовке к судебному разбирательству, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения, а также на время и место проведения судебного разбирательства; - извещение участников арбитражного процесса допускается по правилам ст. 121 АПК РФ телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи, электронной почтой и т.п. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления арбитражный суд возвращает их административному органу. Арбитражный суд возвращает заявление: - если рассмотрение дела в отношении конкретного административного правонарушения ст. 23.1 КоАП РФ не отнесено к компетенции арбитражного суда, - если при принятии заявления установлен факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, - на основании ст. 29.4 КоАП РФ. Выявление указанных обстоятельств в судебном заседании служит основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
После поступления заявления вместе с протоколом при соблюдении всех требований судья арбитражного суда выносит определение о принятии дела об административном правонарушении к производству, подготовке его к рассмотрению и назначении дела к судебному разбирательству (ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, ст. 127, 133, 137 АПК РФ). На данной стадии судья выясняет следующие вопросы: - относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (ст. 23.1 КоАП РФ); - имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение данного дела этим судьей; - правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и оформлены иные материалы дела; - имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ); - достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; - имеются ли ходатайства и отводы. Порядок подачи и рассмотрения ходатайств и отводов предусмотрен ст. 24.4, 25.13 КоАП РФ. Кроме того, судья арбитражного суда: 1) назначает время и место рассмотрения дела; 2) определяет круг лиц, участвующих в деле, и вызывает их в заседание. В деле об административном правонарушении участвуют следующие лица (гл. 25 КоАП РФ): - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; - административный орган, составивший протокол; - потерпевший, которым может являться физическое или юридическое лицо; - представитель физического или юридического лица; - защитник (адвокат или иное лицо); - свидетель; - понятой; - эксперт; - специалист; - переводчик; - прокурор; 3) извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. 4) определяет предмет доказывания и круг необходимых доказательств, рассматривает вопрос о назначении экспертизы. Арбитражный суд наделен правом истребовать доказательства от административного органа по собственной инициативе. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен ст. 29.7 КоАП РФ и очень детально регламентирован. Дело об административном правонарушении рассматривается в 2-месячный срок со дня получения судьей заявления, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Общие правила принятия арбитражным судом решения по делу о привлечении к административной ответственности предусмотрены ст. 169-172, 178 АПК РФ. По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает одно из двух видов решений: - о привлечении к административной ответственности; - об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности. В удовлетворении заявления должно быть отказано при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также в случае объявления устного замечания (ст. 2.9 КоАП РФ). При назначении административного наказания необходимо учитывать следующие правила: - о презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ); - о действии законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве (ст. 1.7 КоАП РФ); - о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ); - об ответственности юридического лица при его реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ); - об общих правилах назначения административного наказания (ст. 4.1 КоАП РФ). Арбитражный суд не может назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного в санкции соответствующей статьи КоАП РФ; - об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ); - о назначении административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений (ст. 4.4 КоАП РФ); - о давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) - см. также п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10. Решение по делу о привлечении к административной ответственности состоит из нескольких частей. Во вводной части решения указываются: - наименование арбитражного суда; - состав суда; - фамилия лица, которое вело протокол судебного заседания; - номер дела, дата и место принятия решения; - наименование лиц, участвующих в деле; - предмет спора; - фамилии лиц, присутствующих в заседании, с указанием их полномочий. В описательной части решения излагаются заявленные требования и возражения, объяснения заявителя и ходатайства лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения указываются: - фактические и иные обстоятельства, установленные арбитражным судом; - доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; - мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле; - законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В резолютивной части решения указываются: - наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или жительства; - сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; - нормы закона (КоАП РФ), на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности; - вид административного наказания и санкции, возложенные на это лицо. Как уже отмечалось, в заявлении о привлечении лица к административной ответственности, в соответствующем протоколе должно содержаться указание на нормы закона (КоАП РФ), предусматривающего административную ответственность. Возникает вопрос: может ли судья избрать собственную квалификацию правонарушения (например, квалифицировать правонарушение по ч. 3 ст. 14.1, а не по ч. 2 ст. 14.1, указанной в заявлении)? На наш взгляд, если собранными доказательствами состав административного правонарушения подтвержден, судья в этом случае должен произвести правильную квалификацию, так как привлечение к ответственности осуществляется судьей, а не лицом, составившим протокол. Решение по делу о привлечении к административной ответственности подписывается судьей арбитражного суда, объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела и вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение (если оно не отменено или не изменено) вступает в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции. Копии решения направляются арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле, а в случае необходимости - вышестоящему в порядке подчинения административному органу. Решение по делу о привлечении к административной ответственности имеет силу исполнительного документа (пп. 6 п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). По результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, может внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Решение по данной категории дел может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в 10-дневный срок со дня принятия, в кассационную инстанцию - в срок, предусмотренный ст. 276 АПК РФ. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено определение о прекращении производства по делу и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых документов административному органу в случае, если в результате надлежащей квалификации рассмотрение дела не отнесено ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражного суда. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме. В указанный 10-дневный срок не включаются нерабочие дни.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (772)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |