Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер



2015-11-11 1284 Обсуждений (0)
Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер 0.00 из 5.00 0 оценок




Штамм лер Рудольф. Родился 19 февраля 1856, Альсфельд - умер 25 апреля 1938, Вернигероде. Немецкий пред­ставитель философии права; профессор в Берлине (с 1916); последо­ватель Канта. Социальным идеалом философии права, по Ш., является общность людей, объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. С позиций юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им с экономическим детерминизмом. Утверждал первичность права по отношению к экономике и государству.

Мыслитель считал право наиболее важной формой организованной извне социальной жизни людей и подчеркивал первичный характер пра­ва по отношению к государству. По Ш., понятие права невозможно вы­вести из общественно-исторического опыта, оно выступает в качестве априорной категории, независимой от социальной действительности, развитие которой должно осуществляться путем частичных изменений права. Конечной целью этих изменений, идеалом «правильного права» должно быть создание «общества свободно желающих людей».

Развернутые представления о праве на основе идей Канта ученый из­лагает в работах «Хозяйство и право с точки зрения материалистическо­го понимания истории», «Учение о правильном праве», «Теория юрисп­руденции». В частности, говоря о марксизме как вульгарном экономизме, Ш. подчеркивал, что право имеет первичный характер по отношению к экономике, во всяком случае, в логическом плане.

Теория немецкого правоведа о праве основана на допущении того, что существуют чисто формальные категории. Он стремится вывести конкретные правовые положения из сугубо формальных принципов. С помощью понятия права и ряда других априорных категорий социальная реальность воспринимается как организованная целостность, выделяю­щая право.

Ш. полагает также, что юридические науки возникают, утверждаются и вступают в действие независимо от государственной организации. Не­льзя одобрить взгляды, доказывал ученый, рассматривающие право как

социальное правило, за которым стоит сила. Подобное отождествление права и фактической силы является неверным. Не каждое социальное предписание власти имеет юридический характер, а лишь часть из них. Разделяя право на справедливое и несправедливое, мыслитель под­черкивает что нет правовых положений, которые раз и навсегда были бы только справедливыми или исключительно несправедливыми в каж­дой отдельно взятой ситуации. Ибо нет никаких правовых положении, включающих в свое условное содержание безусловный фактор. Только праву в целом по существу принадлежит внутреннее желание достичь объективно справедливой целостности социальной жизни, ему внутрен­не сродни движение к социальному идеалу, к такому обществу, где люди свободно желают.

Ш на неокантианской основе разработал идею «естественного права с меняющимся содержанием», оказавшую огромное влияние на разви­тие естественно-правовой мысли XX столетия. Прежде всего, в систему своих правовых взглядов юрист вводит принцип развития, воплощени­ем которого и является категория естественного права с меняющимся содержанием. Сам процесс развития ученый мыслит как смену^истори­ческих пунктов в движении представлений человечества об объектив но справедливой целостности общественной жизни, когда люди лучше понимают то, «что является справедливым». Мыслитель ставит задачу отыскать общезначимый, формальный метод, с помощью которого меня­ющийся материал исторически обусловленных правовых установлении, возможно было бы обработать, упорядочить и определить наличие в нем свойства «объективного». То, что понимают как естественное право, счи­тает Ш владеет действительностью иного плана, чем позитивное право: первое как масштаб, второе как принудительная норма. Таким образом, «естественное право с меняющимся содержанием» является не систе­мой норм, действительных в определенной исторической ситуации, а формальным метафизическим началом, олицетворяющим справедли­вость как критерий оценки и исправления права в законе.

Временами возникают социальные конфликты (столкновения между хозяйством и правом, однородные массовые явления, противоречащие конечной цели ответственного за них права). Эти социальные конфликты и явления порождают идеи изменения права (так, размышления о рабстве негров в США вызвали его отмену).

В итоге Штаммлер утверждал, что прогресс общества определяется неким абстрактным правовым идеалом: "Это было бы такое социальное общество, каждый член которого в своих общественных решениях и поступках руководился бы только объективно правомерными соображениями, — общество свободно хотящих людей". Иными словами, идеалом, по Штаммлеру, является такое общество, где преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим. Для достижения этой цели Штаммлер призывал выдвигать проекты, приближающие общество к идеалу, распространять соответствующие идеи путем учения и примера, морально совершенствоваться. Особенно пагубными для прогресса человечества Штаммлер считал борьбу классов и революцию, повергающие общество в кровавый хаос бесправия и произвола.

Следуя идеям Канта о всеобщей истории, Штаммлер утверждал, что этот идеал вообще никогда не может быть достигнут, так как его достижение означало бы конец истории человечества.

 



2015-11-11 1284 Обсуждений (0)
Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)