Психологическая теория права. Л.И. Петражицкий
Правовед, мыслитель. Родился в Витебской губернии, окончил юридический факультет Киевского университета. После защиты диссертации занимал кафедру философии права в Петербургском университете. Был одним из руководителей кадетской партии, депутатом Первой Государственной Думы. После Октябрьской революции эмигрировал в Польшу, возглавлял кафедру социологии Варшавского университета. Основатель пси- у хологической школы права. Основные труды: «О мотивах человеческих поступков» (1904); «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология» (1908), «Теория государства и права в связи с ; теорией нравственности» (1909) и др. Согласно его доктрине, определяющая роль в жизни общества принадлежит психологическим факторам, прежде всего, эмоциям, эмоциональным переживаниям людей. Правовые эмоции - переживания нашего долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга. Эмоции человека выступают источником права. Этот тезис распространяется и на понимание правовых феноменов. В основе порождения правовой нормы, например, лежат психологические механизмы, эмоции, всевозможного рода подсознательные, эмоци ональные импульсы, которые в последующем, уже на рациональном уровне перерабатываются сознанием. Получается, что правовая реальность содержится в тех психических переживаниях (эмоциях), которые те уже содержат в себе, то есть получается, что психическое становится частью правового поля. Право есть психический фактор общественной жизни, отмечал П. По его определению, право рассматривалось как продукт «бессознательно-удачного социально-психологического давления в направлении социально-необходимого поведения». Понятие «правосознание» здесь понимается фактически, буквально, существование правовых отношений зависит от особого «правового» состояния психики. Получается, что если нет живого, психического носителя правовых идей, то нет и права. Ситуация в правовом отношении признается «нормальной», если «официальное право» (позитивное) функционирует в обществе в диалектическом взаимодействии с правом неофициальным, «интуитивным» (автономным). Право существует достаточно давно, причем одной из первых его форм является «интуитивное право», по сути, приспособительная реакция, которая позволяет человеку выжить. В рамках «интуитивного права» П, говорит о достаточно большом количестве форм такого права, от «детского» права до «прав» разбойников. Каждый класс, каждая социальная группа, даже небольшая, могут иметь свое «право». Проблема «единства права», правовых требований решается на пути признания первичным позитивного права, к которому относятся писаные и неписаные нормы. К видам позитивного права правовед относил прецедентное право (правовые и не правовые обычаи), «научное право» (правила, содержащиеся з научных работах), право преступного мира, экспертизы и т. д. Таким образом, понятие права безгранично расширялось. Получается, что правовыми могут быть любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Вызывали критику те представления мыслителя, в которых он считал возможным существование правовых отношений между одушевленными и неодушевленными предметами, животными и дьяволом, например. Современные авторы (Е. Воротилин) полагают, однако, что за подобного рода парадоксами стояла серьезная проблема, в частности, поиск универсальной формы правопонимания. П. стремился найти универсальную форму права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого. Соотношение интуитивного и официального права в каждой стране может быть различным, полагал мыслитель, здесь нет шаблона. Все зависит от уровня культуры и состояния народной психики. В частности, Россия находится на стадии «интуитивного права», поскольку в ее состав входят народы, находящиеся на разных ступенях развития, с множеством национальных систем как религии, так и права. Отсюда необходимость правовой унификации, что, в свою очередь, будет способствовать развитию культуры и правосознания общества. Непростой вопрос о соотношении категорий «право» и «нравственность» мыслитель решал при помощи категорий «императивность» и «атрибутивность». То есть императивность - это осознание долга, обязанности, а атрибутивность трактуется как непременное исполнение обязанностей. Атрибутивные элементы имеют решающее значение в праве, императивные - в этике. Решение проблемы конфликта между личностью и традицией П. находил на пути «приспособления» действующего правового комплекса к изменениям в правовой психологии. Эта мысль основывается и на понимании исторического процесса как психологического развития общества. Ученому принадлежат работы по конкретным отраслям права. В 1900 г. он опубликовал большой труд по гражданскому праву: «Право добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» (переиздано кафедрой гражданского права МГУ в 2002 г.). Утверждая, что «науки цивильного права еще нет», он искал ее суть в рамках своей теории. В частности, он писал: «Что же такое теперешние гражданские уложения, продуктом каких психических процессов они являются?» И сам себе отвечал: «Главнейшая и весьма преобладающая масса юридического материала, заключающегося в новых гражданских уложениях, представляет продукт подражания, копирования и компилирования, но без изучения цивильно-политического значения оригинала. Основным оригиналом для копирования явпяется римское право». Идеи П. вступали в противоречие с распространенными теориями и, в первую очередь, юридического позитивизма. Приняты они были в свое время двойственно. С одной стороны, юристы признавали, что горизонт юридического мышления существенно расширился. С другой стороны, психологическая теория лежит достаточно далеко от юриспруденции и основательным базисом для создания теории права быть не может. Сегодня мысли П. воспринимаются в русле поисков представителей таких впиятельных течений, как феноменология и бихевиоризм. Речь идет, например, о понимании той роли, которую играют внеправовые соображения в судебном процессе, проблемы совершенствования юридического языка и др.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |