Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Санкт-Петербургский государственный



2015-11-12 819 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Санкт-Петербургский государственный 0.00 из 5.00 0 оценок




Санкт-Петербургский государственный

Архитектурно-строительный университет

Кафедра архитектурного проектирования

АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

СЕКЦИОННОГО ЖИЛОГО ДОМА

СРЕДНЕЙ ЭТАЖНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ,

ПРОГРАММА-ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ

КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Санкт-Петербург

 

УДК 728.1.011 (075.8)

Архитектурное проектирование секционного жилого дома средней этажности: методические указания, программа-задание на выполнение курсового проекта / сост. Б. Л. Крундышев; – СПбГАСУ – СПб., 2009. – 50 с.

 

Рецензент проф., д-р. архитектуры Л. П. Лавров

 

Методические указания устанавливают основные требования к разработке курсового проекта “Многосекционного жилого дома средней этажности”. Основная цель проекта – детальная проработка объемно-планировочной структуры жилого здания, обусловленного конкретными условиями места строительства в поселке на 1200-1500 жителей и учитывающего комплекс градостроительных, социально-демографических, природно-климатических, социально-культурных требований, а также соответствующего необходимому уровню художественной выразительности и инженерно-технической целесообразности.

Методические указания предназначены для студентов специальности 270301 – Архитектура.

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………..4

Общие положения……………………………………………….7

Методические рекомендации…………………………………..8

Состав проекта………………………………………………….13

Приложение А. Свод правил на проектирование

секционных жилых зданий………………...14

1. Требования к решению земельного участка ………………...14

2. Объемно-планировочная структура основных типов

многосекционных жилых зданий ……………………………17

3. Планировочные элементы жилых зданий…………………....20

3.1. Входная группа помещений……………………………....20

3.2. Эвакуационные пути, лестничные клетки……………….21

3.3. Планировочные приемы размещения мусорокамеры….....23

3.4. Объемно-планировочные приемы, обеспечивающие

защиту от выхлопных газов автостоянок……………………....23

3.5. Квартиры……………………………………………………...24

3.6. Допустимая трансформация

квартир……………………………………………………............29

3.7. Помещения общественного назначения, встроенные

и встроенно-пристроенные в многоквартирные жилые

здания………………………………………………………………30

4. Пожарная безопасность………………………………………...32

5. Безопасность при пользовании…………………………….. 33

6. Обеспечение санитарно-гигиенических требований …… ..34

Приложение А. Рекомендуемые правила подсчета

объема, общей площади, площади квартир…………………38

Рекомендуемая литература……………………………………..44

 

Введение

Одна из задач учебного архитектурного проектирования на третьем курсе – закрепление представления о взаимосвязанности всех этапов и всех разделов проектной деятельности.

Первый, базовый проект – градостроительная проработка генерального плана поселка на 1200–1500 жителей. Этот проект дает предложения по формированию основных объектов застройки поселка, в том числе жилых образований, зданий общественного назначения. Следующие курсовые проекты развивают и углубляют выдвинутые на этом этапе функционально-композиционные предложения. Такая последовательность в выполнении учебных заданий позволяет увязать объект проектирования с участком, сознательно переходить к поиску его конфигурации, решая градостроительные и объемно-планировочные задачи.

Методические указания содержат основные требования к разработке проекта многосекционного жилого дома средней этажности.

Следует учитывать, что 3-5-этажный жилой комплекс – одно из наиболее крупных градостроительных объектов в поселке, оно должно играть роль визуального акцента-ориентира и в то же время органически сочетаться с окружающей малоэтажной жилой застройкой.

Целью работы над курсовым заданием является освоение студентами основных положений по проектированию массового жилища – понимание его типологии, методики взаимоувязки различных уровней архитектурной деятельности (стадий проектирования), многофакторный анализ и взаимоувязка функциональных основ проектирования (социально-функциональных, природно-климатических, материально-технических, экономических, градостроительных).

Предполагается, что на втором курсе студенты освоили начальные навыки проектирования жилища, а работа над данным учебным проектом сопровождается изучением нормативной и специальной литературы. Конструктивные методы проектирования жилища изучаются параллельно в ходе учебного процесса по кафедре «Городского строительства».

Методически задание включает два этапа:

первый этап – разработка проекта 3-5-этажного многосекционного жилого дома;

второй этап – разработка фрагментов жилого дома.

В процессе работы студенты должны решить следующие задачи:

–получить навыки разработки наиболее распространенных типов жилых секций (рядовых, торцевых, поворотных);

–понять особенности формирования меридиональных и широтных секций;

–в зависимости от социально-демографических характеристик населения рассчитывать требуемую квартирографию для разрабатываемого многосекционного жилого дома;

–освоить навыки взаимоувязки параметров квартиры и внеквартирных коммуникаций с совокупностью планировочных и конструктивных требований;

–освоить графические навыки выполнения проектной документации (в том числе приближенной к стадии рабочего проектирования).

К разработке учебного задания принимается один из секционных жилых домов, указанных на генеральном плане поселка, выполненном студентами в начале пятого семестра. Задание должно включать рядовую, угловую (поворотную) и торцевую секции. В целях концентрации усилий рекомендуется ограничивать протяженность здания.

В процессе анализа функциональной структуры многосекционного здания необходимо обратить внимание на особенность планировки основных типов жилых секций, на наличие трех ярко выраженных функциональных объемно-планировочных элементов жилой секции: входная группа, лестничная клетка (возможно с поэтажными коридорами), поэтажные группы квартир (закономерности их компоновки).

Генеральным планом поселка предложено расселение многочисленных семей в усадебных и блокированных жилых домах. Поэтому в секционном доме намечается размещение одно-, двух-, трехкомнатных квартир. Предполагается, что жилой дом относится к муниципальному фонду и, следовательно, его параметры должны соответствовать нормам «социального жилища» (до 20-22 м2 общей площади на человека). Эта норма предполагает заселение основной части квартир по формуле К=N (где К – количество комнат, N – количество проживающих в квартире). Предполагаемые решения должны быть направлены на экономичность и достаточную комфортабельность, а также обеспечение высоких эстетических и функциональных качеств.

При формировании объемно-планировочной структуры здания существенное значение отводится целесообразному и гармоничному сочетанию отдельных жилых секций (рядовых, торцевых и поворотных), принципам их включения в окружающую среду поселка.

Высота жилых этажей (от пола до пола) 3–5-этажного здания принимается 2,8 или 3 м.

Верхний этаж допускается проектировать в виде «мансардного».

Для улучшения экономических параметров рекомендуется стремиться к увеличению ширины корпуса и сокращению размеров внеквартирных коммуникаций.

На поиск композиционного решения фасада оказывают влияние требования к естественной освещенности, инсоляции, ориентации по сторонам света, грамотному выбору летних – открытых помещений (балконов, лоджий, террас), соответствующее архитектурное решение нижних, промежуточных и верхних этажей, выявление ритмичности структурных элементов секционного дома.

Композиционно-образная характеристика здания должна учитывать особенности его размещения в конкретной градостроительной ситуации и отражать специфику сельского населения.

Конструктивное решение, включение инженерного оборудования. Жилое здание проектируется с учетом оснащения центральным водообеспечением, электроэнергией, теплом, канализацией.

Конструктивное решение определяется в ходе вариантной проработки планировочных схем и должно учитывать возможность использования современных и прогрессивных строительно–технологических систем.

Конструктивное решение во многом зависит и от обеспечения возможностей вероятной трансформации и будущей перепланировки внутреннего пространства квартиры (при изменениях потребностей семьи в течение жизненного цикла – ориентировочно принимается 40-летний период).

При проектировании жилого здания необходимо создавать планировочные условия доступности инвалидов и других маломобильных групп населения ко всем помещениям дома и квартиры, должна обеспечиваться возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод инвалидов.

 

Общие положения

Секционные жилые дома – это здания, состоящие из нескольких однотипных по структуре планировки блок–секций, различающихся по этажности, протяженности и конфигурации.

Секция – это часть жилого дома, квартиры которой имеют выход на одну лестничную клетку общего пользования и которая отделена от других частей здания глухой стеной или сплошной межквартирной перегородкой (двойная с воздушным зазором).

Планировочное решение секции зависит от числа квартир, выходящих на поэтажную лестничную площадку. Принимая во внимание, что многочисленные семьи планируется расселить в усадебных и блокированных домах, квартиры в жилых секциях должны быть одно-, двух- и трехкомнатными (для малых и средних по величине семей). Рекомендуется разрабатывать блок-секцию с тремя или четырьмя квартирами на этаже.

Ориентация квартир должна отвечать требованиям инсоляции – обеспечивать прямое попадание солнечных лучей в одно-, двух– и трехкомнатных квартирах не менее чем в одной комнате.

Рациональность решения объема здания во многом определяется и обеспечением минимальных теплопотерь. Это достигается за счет увеличения ширины корпуса, расположения в средней части помещений, не нуждающихся в естественном освещении, примыканием к наружным стенам узкой стороны жилой комнаты.

В безлифтовых многосекционных домах малой и средней этажности (2-5-этажных) применяются чаще всего двухмаршевые лестницы, размещаемые в середине секции или со стороны двора (если это совпадает с северной ориентацией) или с северной стороны дома – для увеличения количества жилых комнат, выходящих на благоприятную сторону горизонта.

Чаще всего жилые секции проектируются на основе прямоугольной модульной координационной сетки, что в большей степени соответствует естественной форме элементов квартиры (жилых и подсобных помещений, лестничных маршей), технологии более экономичного возведения зданий и. т. д. Однако творческое сочетание простых в плане блок-секций может привести к созданию разнообразных по композиционному строю и выразительности жилых комплексов. Для этого применяют как минимум три основных типа секций: рядовые, торцевые и поворотные.

Рядовая секция – это секция, как правило, прямолинейного очертания, находящаяся между двумя другими частями жилого дома.

Торцевые секции располагаются по краям дома. Одна из стен секции должна блокироваться с соседней рядовой секцией. Зачастую торцевая секция повторяет планировку рядовой секции с изменением конструкции торцевой наружной стены. Она может быть глухой или с оконным проемом, лоджиями или балконами.

Поворотные секции применяют для формирования домов сложной конфигурации. Наиболее часто встречаются угловые секции с поворотом на 135 или 90 градусов. Поворотные секции проектируются как рядовыми, так и торцевыми.

Секции различной конфигурации, этажности, числа и типов квартир объединяются в одну серию.

Секции в рамках одной серии разрабатываются на основе однотипных конструктивных и планировочных схем. Например, если принята та или иная конструктивная система несущих элементов, то она должна использоваться во всех секциях. Это важно для оптимизации строительного процесса. Квартиры во всех секциях должны быть с одинаковой степенью комфорта, что достигается за счет применения единого планировочного приема и одинаковой инженерной оснащенности.

Методические рекомендации

Выполнение курсового проекта «Секционный жилой дом средней этажности» на третьем курсе относится ко второму этапу архитектурного образования. На первом–втором курсах студенты освоили навыки использования архитектурной графики, теоретические приемы архитектурной композиции, основы архитектурного проектирования. Второй этап архитектурного образования (третий и четвертый курсы) направлен на выработку устойчивых навыков архитектурного проектирования различных типов сооружений и объектов градостроительства. После освоения этой стадии архитектурного образования студент должен решать реальные практические задачи архитектурного проектирования. Поэтому общей целью обучения на 3 и 4 курсах является фундаментальная профессиональная подготовка, освоение метода проектного моделирования. Студенту необходимо овладеть средствами выражения своих замыслов техническим языком чертежей, аналитических схем, набросков, приемами эскизирования, исполнения рабочих макетов, приобрести навыки самостоятельной работы.

В основе разработки архитектурного сооружения лежит комплексный метод проектирования, предполагающий одновременное решение градостроительных, функциональных, конструктивных, инженерно-технических, экономических и архитектурно–художественных задач.

Методически работа над курсовым проектом разделена на временные этапы творческого процесса – подготовительный предпроектный этап, клаузура, эскиз-идея, эскиз, проект.

Подготовительный предпроектный этапсодержит сбор информации, служащей основанием для принятия проектных решений, и ее обработку. Сбор информации сопутствует всей процедуре проектирования. Прежде всего необходимо изучить программу-задание на выполнение курсового проекта, ознакомиться с нормативной литературой. Исходя из назначения объекта (секционный жилой дом), его практического содержания уяснить цель и задачи проектирования.

Предпроектный анализ включает:

–изучение проектных аналогов, специальной литературы;

–оценку градостроительной ситуации;

–анализ природно-климатических условий;

–обобщение социально-демографических характеристик населения;

–анализ современных и прогрессивных конструктивно-технологических методов строительства.

Необходимо изучить функционально-планировочные модели одно-, двух- и трехкомнатных квартир: состав и площади помещений этих квартир, их габариты, целесообразность группировки помещений квартиры на основные функциональные зоны – общую (кухня, общая комната) и интимную (спальни, санитарный узел), требования противопожарной безопасности и условия эвакуации, требования по освещенности и инсоляции жилых комнат, возможные варианты конструктивного решения жилого здания, условия природного или городского ландшафта.

Композиционный градостроительный анализ выполняется на опорном плане поселка, разработанном в предыдущем семестре. На схеме следует показать градостроительные оси и их пересечения; возможные точки восприятия участка; форму близлежащих поселковых пространств (улиц, площадей и т.д.); замыкание перспектив; архитектурные доминанты. В результате композиционного анализа намечаются пути формирования градостроительного ансамбля жилого комплекса, оценивается значение дома как доминирующего, фонового или как соподчиненного элемента.

Анализ расположения участка по сторонам света позволяет обосновать выбор типа секций – широтных или меридиональных (оценить благоприятные и неблагоприятные стороны ориентации квартир).

Анализ социально-демографического состава населения производится на основе статистических данных, выдаваемых кафедрой.

Методические указания содержат исходные условия, которые необходимо учесть в проекте. Но несмотря на целый ряд ограничений, студент по согласованию с преподавателем после детального изучения программы имеет право на обоснованную интерпретацию отдельных ее положений.

Важное значение на подготовительном этапе имеет изучение методических материалов кафедры, что помогает вникнуть в тему проекта, критически оценить предыдущий опыт, представить себе полный объем работы.

Изучение специальной и нормативной литературы позволяет получить дополнительную информацию, развиваются навыки критического анализа, формируется архитектурный вкус. При просмотре литературы рекомендуется выполнять наброски с соответствующими ссылками на первоисточник. На этом предпроектном этапе осваивается творчество ведущих мастеров в области проектирования жилых многосекционных зданий, критически анализируются проектные решения, выбираются проекты, которые соответствуют представлениям студента об идеальном образе жилища.

Для переработки информации на предпроектном этапе используется специальный инструмент – визуализация информации в формализованные блок-схемы, графики, описывающие логическую и функциональную структуру объекта, организацию протекающих процессов. Наряду с графическим изображением информации используются приемы двухмерной аппликации, их плоскостное совмещение, макетирование – для раскрытия трехмерных пространственных отношений. Визуализация информации – заключительный этап предпроектного анализа и основа для перехода к следующей стадии работы над проектом – клаузуре.

Клаузура. Цель этой стадии – получить первичное образное представление об объекте, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел. При разработке клаузуры студент использует множество исходных данных, однако в клаузуре происходит их неполное отражение. Клаузурный набросок должен содержать только необходимый материал для раскрытия идеи – изображение должно быть обобщенным и выразительным. В клаузуре определяется место расположения многосекционного жилого дома на участке с учетом реального градостроительного окружения, ориентации, определяются физические параметры жилого комплекса, приводится принципиальный вариант компоновки основных типов секций, намечается образное решение силуэта здания. Основным материалом для разработки клаузуры является визуализированная информация предпроектного аналитического этапа.

Эскиз-идея.В эскиз–идее проектная модель выражается в полуинтуитивной форме первичной гипотезы – зарождения замысла общего построения жилого комплекса.

Цель этой стадии – ограничить область поиска и направить проектирование на разработку определенной архитектурной концепции. Важное значение отводится вариантному проектированию по компоновке отдельных типов жилых секций в единый организм дома, группировке различных типов квартир вокруг лестничного узла, решению вестибюльной группы помещений, структуированию жилого комплекса и выявлению выразительного архитектурно-художественного решения объема здания. Вариантное проектирование направлено на изучение связей объекта со средой, функциональной организации процессов жизнедеятельности объекта и других формообразующих факторов, определяющих выбор объемно-пространственной и конструктивной структуры.

Эскиз.После выбора принципиального решения ведется дальнейшая проработка проекта путем серии вариантных доработок и уточнений отдельных частей здания и их взаимоувязка в единый архитектурный организм. На этой стадии каждый последующий вариант является модификацией предыдущего и исходным пунктом для последующего. Уточнения и изменения решений ведутся в рамках принятой композиционной схемы. Большое значение отводится детальной проработке планировочного решения основных типов квартир (в соответствии с требованием настоящих методических указаний), их правильной ориентации по сторонам света, выбору оптимального конструктивного решения, обеспечению возможной прокладки инженерных коммуникаций внутри дома (технический подвал, проводка сантехнических коммуникаций, вытяжные каналы и т.д.). При определении параметров жилых комнат необходимо представлять возможные варианты расстановки мебели и оборудования.

На заключительном этапе эскизирования студент совместно с преподавателем выбирает решение, удовлетворяющее важнейшим требованиям программы и содержащее ясно выраженную концепцию. Эскиз подается во всех основных проекциях в соответствии с программой-заданием.

Проект– стадия проектирования, включающая анализ, развитие и углубление творческих предложений эскиза, детализацию отдельных фрагментов, обобщение и уточнение пропорций всего комплекса. Переход от эскиза к проекту – творческая работа над углублением замысла. Цель этапа – добиться внутренней согласованности отдельных функциональных подсистем в соответствии с задачей комплексного проектирования (учитывая архитектурно-типологические, конструктивные, инженерно-технические, экономические и градообразущие факторы формирования объекта). Перед студентом стоят задачи: выявить связи объекта с внешней средой, упорядочить взаимодействие главных и второстепенных функций, внутреннюю и внешнюю пространственную структуру здания, увязать конструктивный замысел с пластикой архитектурной формы, привести к модульному единообразию размерности конструкций, обеспечить комфортные условия светового режима, инсоляции, проверить экономическую целесообразность принимаемых решений.

В результате проектирования необходимо выйти на достаточный уровень композиционного обобщения – функциональной, зрительной и эстетической целостности, органическому синтезу формы, конструкции и материала.

Состав проекта

Первый этап – «разработка проекта 3-5-этажного многосекционного жилого дома».

Первый этап включает следующие стадии:

–клаузура;

–эскиз-идея;

–эскиз, состоящий из всех, предусмотренных для окончательной подачи чертежей (подается на подрамнике 1.0х1.0 м). Компоновка подрамника должна моделировать окончательную подачу;

–окончательная подача на подрамнике 1.0х1.0 м. Объем подачи проекта на данном этапе состоит:

1 – из фрагмента генплана поселка в М 1:500 (или в М 1:1000) с показом благоустройства, подходов, подъездов, стоянок, площадок для детей и взрослых, хозяйственных площадок, а также окружающей застройки, оказавшей влияние на формирование объемно-планировочного решения здания и ее генерального плана;

2 – планов типовых этажей рядовой, поворотной и торцевой секций в масштабе 1:100; для одной из секций должен быть представлен вместо типового план первого этажа;

3 – разреза по лестничной клетке в масштабе 1:100;

4 – фасадов в масштабе 1:100 (2-3) с показом цветового решения;

5 – перспективного изображения, поясняющего объемно-пространственное решение здания и его место в средовой ситуации;

6 – развертки в масштабе 1:400, показывающей проектируемый многосекционный жилой дом в окружающей застройке и природном окружении;

7 – данных об общей квартирографии дома и технико-экономические показатели квартир.

 

Второй этап – «разработка фрагментов жилого дома».

На этом этапе исполняются:

–фрагмент фасада здания с показом его конструкций в продольном и поперечном сечении, М 1:20 (1:25);

–уточненный план одной из секций с подробными размерами и показом меблировки одной из 2-3-комнатных квартир, М 1:50;

–перспектива общей комнаты в меблируемой квартире с ее цветовым решением. В этой комнате необходимо дать предложения по размещению как минимум трех функциональных групп (питание, отдых, домашний труд), предложения по отделке помещения, организации освещения, по цветовому решению.

Второй этап включает учебные стадии:

–эскиз фрагмента фасада здания с показом его конструктивного сечения по представленному фрагменту фасада, М 1:20 (1:25);

–эскиз уточненного плана одной из секций с показом меблировки одной из 2-3-комнатных квартир;

–перспектива общей комнаты;

–окончательная подача.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Свод правил



2015-11-12 819 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Санкт-Петербургский государственный 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Санкт-Петербургский государственный

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (819)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)