Метод социально-психологического тренинга
Метод индивидуальной социально-педагогической работы. Метод индивидуальной социальной помощиразработан Мэри Ричмонд в начале 20 столетия в контексте чрезвычайно популярной на западе теории психоанализа З. Фрейда. Суть метода - оказание помощи социальным работником индивиду, в решении психологических, межличностных, социо-экономических проблем, путем личного взаимодействия с ними. Причем основной упор делается на адаптацию индивида к социальной ситуации, побуждение индивида (клиента) разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Специалисты выделяют общие элементы, составляющие метод: 1) установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт); 2) изучение и анализ проблемной ситуации; 3) определение целей и задач совместной работы; 4) видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением или самим собой; 5) оценка прогресса и результата совместной работы. Использование метод индивидуальной социальной работы особенно оправдано в ситуации определения перспектив, приобретении социальных навыков, преодоления стрессов, в самопознании и самоопределении. В работе социального педагога метод индивидуальной социальной работы используется при попытке оказать помощь в разрешении проблем требующих конфиденциальности (насилие, семейные неурядицы, личные драмы и т.д.). Как правило, метод индивидуальной социальной работы реализуется в форме беседы, консультирования, привлечения специалистов и т.п. Метод групповой социальной работы активно разрабатывался в 70-е годы 20 столетия. Особенно важное значение для разработки метода имели результаты исследования малых групп (Я.Коломинский, Р.Кричевский и др.). Основу метода групповой социальной работы составили следующие положения теории малых групп: · малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»; · в малой группе становиться реальным познания собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей; · в малой группе возможна обратная связь, т.е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом; · малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого. Суть метода – оказание помощи индивиду, используя потенциал группы, для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения, при обязательном руководстве со стороны социального работника. Цель метода может быть достигнута за счет включения группы в продуктивную творческую деятельность, интенсивное общение, расширение индивидуального опыта, социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей. Выделяют группы: учебные, группы совместной деятельности, родительские, мужские и женские, причем, в зависимости от целей группы позиция социального педагога может быть различна: организатор, посредник, координатор, помощник психолога и др. Метод социально-психологического тренинга. ( Тренинг – (анг.training) - система специальных упражнений) Социально-психологический тренинг понимается как организация с помощью специальных методик и упражнений, внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений в направлении развития коммуникативных способностей, рефлексии, социальных умений и навыков, умения адекватно воспринимать себя и окружающих (Л.В.Мардахаев). По мнению ряда специалистов, тренинг – это психологическое воздействие, основанное на методах групповой работы, по сути, тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Тренинг позволяет снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников. В тренинговой группе ребенок чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется доверием группы и учиться доверять другим. Главным достоинством этого метода является высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и самореализации личности. Тренинговые занятия позволяют школьному психологу, социальному педагогу, учителю, проводящему занятия, глубоко и всесторонне изучить участников тренинга, понять основные особенности личности каждого из них, повлиять на отношения, которые сложились в среде школьников, изменить мировоззрение школьников, настроить их на дальнейшую самостоятельную работу над собой. Ценность социально-психологического тренинга в работе с детьми и подростками заключается в том, что он, как никакой другой, создает условия для эффективной социализации, личностного роста и адекватной самооценки. Более подробно методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов с развернутой разработкой занятий, рекомендациями ведущему и психологическим комментарием можно найти в следующих работах: А.С.Прутченков. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. –М., 2000; А.С.Прутченков Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М., 1995. Метод социодрамы. Термин социодрама введен в науку и практику Дж. Морено. Социодрама – это метод социального исследования и коррекции, направленный на разрешение и устранение противоречий, напряженности и конфликтов в целях гармонизации в разнообразных группах здоровых людей (Л.В.Мардахаев). Метод социодрама относиться к методам коллективной групповой социальной терапии. (Социальная терапия – деятельность соответствующих служб по облегчению взаимодействия индивида с социальной средой и помощи ему в решении социальных проблем и конфликтов). Сущность метода социодрамы состоит в том, что различные социальные проблемы и конфликты представляются в стихийно организованных сценах, а с помощью открытого разбирательства, драматического изображения и расследования проблемы происходит ее понимание. Социальный педагог выступает при этом, как правило, режиссером-постановщиком социодрамы. В групповой социальной терапии используется техника, заимствованная из прикладной психологии, это, прежде всего, техника психодрамы, когда человек проигрывает различные роли, изображает себя в различных стрессовых ситуациях или играя роль своего антипода. Это дает возможность влиять на те или иные переживания, преодолевать тревожность, лучше владеть собой в различных жизненных ситуациях, взглянуть на проблему, как бы, со стороны. Реализация метода социодрамы требует специальных знаний и высокого уровня профессионального мастерства.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1777)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |