Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа-задание, состав проекта



2015-11-12 557 Обсуждений (0)
Программа-задание, состав проекта 0.00 из 5.00 0 оценок




АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

 

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

 

Методические указания и программа-задание к курсовому проекту

для студентов 1-го курса специальности 270301.65 «Архитектура»

 

 

Хабаровск

Издательство ТОГУ

УДК 72.014(076/5)

 

Архитектурные ордера: методические указания и программа-задание к курсовому проекту для студентов 1-го курса специальности 270301.65 «Архитектура» / составитель: Н.Н. Панчук.- Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009

 

 

Методические указания разработаны на кафедре «Архитектура и урбанистика».

Включают общие сведения по методике и основам проектирования.

 

Печатается в соответствии с решениями кафедры «Архитектура и урбанистика» и методического совета института архитектуры и строительства.

 

 

©Тихоокеанский государственный

университет,2009

Оглавление

 

Общие сведения………………………………………………..…………………. 6

 

1. Понятие и структура ордера …………………………………………………. 6

2. Классификация ордеров ………………………………………………………… 7

3. Понятие архитектурного облома……………………………………………... 12

4. Пропорции ордеров…………………………………………………………… 14

5. Тосканский ордер……………………………………………………………… 15

6. Дорический ордер…………………………………………………………….. 17

7. Ионический ордер…………………………………………………………….. 19

8. Коринфский ордер …………………………………………………………… 23

9. Композитный ордер……………………………………………………………. 25

10. Программа-задания……………………………………………………...….. 26

 

Библиографический список ………………………………………………….. 27

Приложение. Примеры студенческих работ, графические рисунки………… 28

 

 

Общие сведения

 

Среди курсовых проектов, выполняемых на младших курсах, проект «Архитектурные ордера» занимает особое место в учебном процессе и образовании будущих архитекторов. Это первый проект по изучению стоечно-балочной системы, что способствует пониманию композиционных сторон классических памятников архитектуры. Здесь студенты впервые знакомятся с основами архитектурной графики, обучаются основам методики проектирования архитектурных объектов. Методические указания дают общие представления о предмете проектирования, о понятии архитектурного ордера и его пропорциях. Методические указания включают два приложения, в них…

 

Цель и задачи проекта: изучение архитектурных ордеров как стоечно-балочной тектонической системы, знакомство с основными частями и элементами ордера, пропорциями и формами ордера, освоение и совершенствование навыков архитектурной графики и композиции.

 

 

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОРДЕРА

 

В истории развития строительного искусства большое место занимает так называемая стоечно-балочная конструктивная система, основу которой составляют стойки (столбы, колонны и другие отдельно стоящие опоры), по которым проложены балки, несущие перекрытие.

Эта конструктивная система, возникнув в доисторические времена, с течением времени нашла свое художественное выражение в архитектуре античного мира. Здесь окончательно были установлены закономерности её построения, найдена художественная форма, соответствующая этой конструкции.

Сформировавшуюся таким образом систему, в которой каменная стоечно-балочная конструкция нашла выразительную архитектурную форму, называют архитектурным колонным ордером. Элементы ордера, часто воспринимающиеся человеком как декоративные, на самом деле несут серьезную конструктивную и функциональную нагрузку, при этом они выражаются в эстетичной форме, веками вырабатываемой античными архитекторами.

Величие римских ансамблей должно было отражать торжество завоевателей, богатство поработителей и призвано было форми­ровать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях - совмещения человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщения архитектурных форм пышностью. На римской земле до заимствования греческой культуры развивались конструктивные приемы строительства, в основу которых были положены арки и своды. Стоечно-балочные конструкции бы­ли знакомы римлянам, но тогда еще не находили такого широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных построений.

Ордер до сих пор не потерял своей выразительности и привлекательности для архитекторов. Архитекторы используют ордер не только как конструктивную систему, но и как декоративный элемент, часто в значительной степени стилизуя его.

Архитектурный ордер - вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» - строй, порядок. Это название впервые упоминается у римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н. э. Витрувия, автора трактата «Десять книг по архитектуре». Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный - в Древнем Риме.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРДЕРОВ

Римские ордера (канонические).В архитектуре Древнего Рима сложились 5 разновидностей ордеров:

1. Тосканский - это наиболее простой по формам и тяжелый по пропорциям ордер. Имеет гладкую колонну и несложный антаблемент.

2. Дорический - этот ордер довольно редко применялся в римской архитектуре. Существуют две разновидности ордера: с зубчиками и модульонами. Фриз состоит из чередующихся пластических элементов - триглифы и метопы. Колонны с каннелюрами.

3. Ионический - этот ордер обладает более легкими пропорциями. Ствол колонны разработан каннелюрами с дорожками. Наиболее характерная часть ордера - капитель с волютообразными завитками. Капитель сбоку имеет иной вид, чем с фасада. Боковые валики, образованные завитками волют, называются «балюстры». В этом ордере карниз развит за счет усложнения поддерживающей части, в которой, кроме каблучка и четвертного вала, имеется пояс зубчиков (лентикулей).

4. Коринфский - наиболее стройный по пропорциям. Колонны либо гладкие, либо с каннелюрами. Капитель скульптурного характера и имеет два ряда стилизованных листьев «аканта». Структура карниза, как в ионическом ордере, с модульонами под слезниковой плитой. На плафоне в промежутках между ними находятся углубления – кессоны.

5. Композитный – сочетание ионического и коринфского ордеров

Греческие архитектурные ордера и их детали. Наиболее последовательно на протяжении многих веков развивались классические архитектурные формы Древней Греции, которые еще в VI в. до н. э. обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных деталей, называемую ордером. В античный период в Греции сложились три ордера, которые признаны классическими: дорический, ионический и коринфский, названные по наименованию областей, где они создавались. Основная конструктивная схема всех ордеров - стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки (архитрава). В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны - несущая конструкция, а архитрав - несомая. Но единая конструктивная схема ни в коей мере не ограничивала художественной свободы архитектора. Именно в художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.

Деталировка архитектурных ордеров.Нижняя несущая часть ордера стилобат - представляет собой сплошную плиту, выложенную из плоских тесаных камней, кото­рая служит основанием всего здания и, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера - колонна -один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе развитую несомую часть ордера - антаблемент. В каж­дом ордере своя художественная трактовка колонн и антаблемента.

Рис.1 Антаблемент
Антаблемент. Антаблемент (рис.1), покоящийся на колоннах, также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз. Архитрав(рис.2)- пояс, состыкованный

из балок и объединяющий все колонны, опирается непосредственно на капитель. По архитраву развивается деко­ративная тема фриза. Завершает конструктивную и декоративную композицию ордера нависающий карниз, который бросает прозрачную тень на фриз, подчеркивая рельеф и богатство декора всего антаблемента. Структура построения художественной композиции антаблемента всех ордеров единая, а ионический и коринфский антаблементы близки даже по деталировке.

Рис.2 Разница в архитравах дорического (а) и ионического (б) ордеров.
Различие ионического и дорического антаблементов начи-нается с архитрава (рис.2). Ионический архитрав трех-ступенчатый. Каждый вышележащий ярус незначительно нависает над нижним, образуя так называемые фасции. Верхняя фасция обычно завершается профилем, состоящим из двух-трех обломов (например, валик, каблучок и полочка), покрытых порезками. Дорический архитрав - это балка с гладкой поверхностью.

Совершенно обратная картина в композиции фриза. Ионический фриз предельно прост, без структурной деталировки, может быть покрыт орнаментом, а может быть гладким.

Рис.3 Дорический фриз: триглиф - 1, метоп – 2.
Дорический фриз образует тектонический структурный декор, состоящий из элементов, которые в деревянных конструкциях име­ли чисто техническое назначение, - чередующихся триглифов и метопов. Триглиф (рис.3)- прямоугольник, вытянутый по вертикали и разделенный желобками на три рельефных зубца со снятыми фасками, который изображает торец деревянной балки перекрытия, сплоченной из трех пластин со снятыми фасками на торцах. Фаски предохраняли деревянные торцы от расщепления. Метоп(рис.3)- квадратная плита, заполняющая проемы между триглифами. Она обычно заглублена по отношению к плоскости архитрава и триглифов и часто бывает украшена сюжетным рельефом или орнаментом.

Познакомившись с разнообразием деталей ордеров, можно отметить, что одни из них усиливают впечатление конструктивного назначения архитектурного элемента, другие маскируют места сочленений, а третьи усиливают контрастность архитектурных форм. Например, сочетание обломов базы, энтазис колонн, кривизна эхина подчеркивают своей формой упругость детали, несущей на себе груз вышележащих конструкций. Профили антаблемента, создаваемые различными комбинациями обломов, подчеркивают или прикрывают своими формами места примыкания элементов друг к другу; порезки, нанесенные на обломы, усиливают зрительное восприятие профилей обломов, то есть несут чисто орнаментальные функции, усиливающие психологическое воздействие, и скрывают швы.

Подводя итог античному периоду развития архитектурного декора Греции, можно сделать заключение, что за это время были созданы художественные приемы конструирования структурных элементов, декоративные способы обработки конструктивных стыков, орнаментальные формы декора в целях усиления объемно-пространственного впечатления и психологического воздействия архитектурных произведений. Все эти средства и приемы были направлены на создание архитектуры, соразмерной с деятельностью человека и масштабами окружающей природы.

Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов -архитектурных деталей. В общей композиции любого ордера, как правило, декоративное богатство деталей нарастает снизу вверх. Стилобат, например, имеет самое простое построение, чаще всего выраженное тремя или более обычными крупными ступенями.

Колонна в наиболее развитом варианте компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя- база (рис.5)-опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат.

Из базы как бы вырастает фуст (рис.6)-ствол колонны, который обычно утоняется кверху не по прямой линии, а по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом (приложение 1).

И, наконец, капитель (рис7) - деталь, венчающая колонну и воспри-нимающая нагрузку антаблемента. В форме и композиции капи­тели наиболее ярко и образно отражено художественное различие греческих ордеров.

Оценить богатство декора греческих ордеров возможно только, познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образцы архитектурных форм предстоит воссоздавать лепщику при выполнении реставрационных работ.

Понятие архитектурного облома.

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля (контура поперечного сечения) называемых обломами (рис.8,9).

Все обломы подразделяются на простые и сложные, прямолинейные, и криволинейные, а также прямые и обратные.

Сложные обломы получаются из сочетания простых обломов. Из различных комбинаций обломов проектируют необходимые тяги, которые потом вытягивают при помощи специально изготовленных шаблонов. Рассмотрим виды архитектурных обломов.

Для художественного оформления архитектурных деталей используют рельеф, иногда сочетаемый с цветом. Наиболее распространенный рельеф - порезки (рис. 9,б), выполняемые на обломах (рис. 9,а) резьбой по камню или формовкой из гипса и других материалов. Черты отличия в построении и художественной проработке деталей проистекают из различий в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), которые проявляются в деталировке колонн и антаблементов.

 
 

Рис. 9 Профили античных порезок (слева греческие, справа римские):

а-обломы, б-порезки: 1-палочка; 2-валик; 3 – полка; 4-пояс; 5-выкружка (трохил); 6-скоция; 7-четвертной вал; 8-гусек; 9-каблучок; 10-зубчики (данттикулы); 11-полувал; 12-волна; 13-бусы; 14-ложечки (каннелюры); 15-ионики; 16-пальметки; 17-аканты; 18-листочки; 19-каннелюры; 20-плетенка; 21-венок.

Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм и художественное оформление как конструктивных членений, так и архитектурных форм и деталей.

ПРОПОРЦИИ ОРДЕРОВ

Пропорции выражают соотношение размеров (длины, ширины и высоты) самого сооружения и его деталей. Для построения ордеров по определенным законам пропорциональных отношений независимо от их размеров и для возможности сравнения различных ордеров Виньола и Палладио приняли общую меру, выраженную в условных единицах - «модуль». Модуль у Виньолы равен нижнему радиусу колонны и делится для простых ордеров на 12 частей (парт) и для сложных - на 18 парт. Модуль у Палладио равен нижнему диаметру колонны для всех ордеров, кроме дорического, и делится на 60 частей (минут). Модуль дорического ордера равен нижнему радиусу колонны и делится на 30 минут.

Расстояние между осями колоннТаблица 1

 

Расстояние между осями в модулях Тосканс-кий Доричес-кий Ионичес-кий Коринфс-кий Композит-ный
По Виньоле 62/3 71/2 61/2 62/3 62/3
По Палладио 71/2 31/4 21/2

 

Пропорции колонн в модулях по Виньоле и ПалладиоТаблица 2

 

Высота колонны в модулях Тосканс-кий Доричес-кий Ионичес-кий Коринфс-кий Композит-ный
По Виньоле
По Палладио 101/2

 

Пропорции интерколумния в модуляхТаблица 3

 

Интерколум-ний в модулях Тосканс-кий Доричес-кий Ионичес-кий Коринфс-кий Композит-ный
По Виньоле 42/3 51/2 41/2 42/3 42/3
По Палладио 51/2 21/4 11/2

 

Общая высота антаблемента по Виньоле 1/4 высоты колонны во всех ордерах. Общая высота антаблемента по Палладио - 1/4высоты колонны (для простых ордеров), 1/5 высоты колонны (для сложных ордеров). Высота пьедестала равна 1/3 высоты колонны у Виньолы и Палладио.

Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей, например, чередование колонн с интерколумниями (пролетами между рядом стоящими колоннами). Их тоже рассчитывают в модулях .

ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР

Тосканский ордер (рис.10)- самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.

Построение тосканского ордера. Самым простым и наименее богатым в отделке является тосканский ордер. Состоит этот ордер в основном из массивных элементов. Ко-лонна тосканского ордера имеет высоту, равную 14 модулям или, что одно и тоже, 7 нижним диаметрам. Диаметр колонны, от низа к верху, изменяется по кривой энтазиса и возле капители уменьшается на 1/5 нижнего диаметра. Колонна гладкая и не имеет лепных элементов или каннелюр.За единицу измерения элементов ордеров принятмодуль, который равняется половине диаметра ко-лонны (радиусу). Модуль, в свою очередь, делится на строго определенное ко-личество так называемыхпарт. Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 парт (частей), а модуль ионического, коринфского и сложного ордеров делится на 18 парт.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Пропорции памятников дорического ордера массивы; мощные колонны с ярко выраженным энтазисом, с узкими интерколумниями несут тяжеловесный антаблемент. Пропорции ионического ордера, напротив, легки и изящны; стройные колонны расставлены в просторном ритме интерколумниев и не несут, а как бы поддерживают ленту антаблемента. Коринфский ордер сформировался на традициях ионического и по пропорциям и ритму мало отличается от него.

Колонны. Дорическая массивная колонна не имеет базы (база в дорическом ордере появляется в римскую эпоху), фуст ее обязательно каннелирован, то есть покрыт вертикальными желобками - каннелюрами.

Наиболее характерная деталь колонны, отражающая отличие ордеров, - капитель. Первый элемент дорической капите­ли, на который опирается архитрав, абака (или абак) - квадратная плита с прямолинейным вертикальным профилем боковых сторон. Нижняя плоскость абаки плотно прилегает к расположенному под ним эхину - подушке, похожей на усеченный конус, перевернутый большим основанием вверх. Острый угол при большом основании скруглен, чтобы не было сколов в местах сочленений с абакой. Строго говоря, профиль эхина образуется сложной кривой линией различной крутизны, начиная почти с прямой и иногда достигающей формы четвертного вала.

В приближении к нижнемуоснованию (меньшего диаметра) эхин опоясан несколькими ярусами горизонтальных выступающих: тонких обручей, чередующихся с желобками. Весь этот профиль носит название ремешков. Ремешки подчеркивают переход эхина к шейке капители, которая в классической дорике повторяла профилировку фуста и отделялась от него узкой глубокой ложбинкой. В поздних вариациях дорического ордера шейка ограничивается снизу астрагалом - обломом, который состоит из полувала с выкружкой, завершающим развитие фуста.

Составляющие части дорического ордера менее массивны, нежели у тосканского. Дорические ордера подразделяются на две разновидности: модульонный и зубчатый. Колонна дорического ордера может быть как гладкой, так и с 20 каннелюрами, высота ее равняется 16 модулям. Каннелюры колонны дорической капители закругляются сверху и снизу и отделены друг от друга острыми бугорками - усенками.

Колонны этого ордера изменяют свой диаметр по кривой энтазиса - нижняя треть имеет форму ровного цилиндра, а дальше становится тоньше и возле капители уменьшается на 1/6 часть нижнего диаметра. В зубчатой разновидности дорического ордера капитель составлена только лишь из различных обломов, а в модульонной обломы дополняются лепкой. На гладком архитраве располагаются триглифы, размещенные на некотором удалении друг от друга и разделенные треугольными выемками. Пространство между триглифами, как правило, заполняют лепными элементами различной степени сложности.

Между фризом и верхним поясом (или полочкой) располагается полка, нависающая над последним. В свою очередь, между поясом и нависающей полкой устраивают совсем небольшую полочку, на которой располагаются 6 капель.

Под карнизом устанавливают украшения: в виде модульонами для модульонного ордера и в виде зубчиков для зубчатого ордера.

Из двух разновидностей дорических ордеров наиболее простым является зубчатый, так как его капитель и антаблемент имеют более простую форму, которую довольно несложно вытягивать.

Карниз, который венчает ордер, состоит из слезника, каблучка и зубьев. Под слезником, который имеет высоту 2,5 парты, обычно устраивают, отступая от края 10 мм, углубление в 7-10 мм, позволяющее избегать попадания дождевой воды на элементы, расположенные ниже.

На нижней части слезника выполняют полоски, ориентированные согласно расположению триглифов, а впадины, находящиеся над триглифами, оформляются 3 рядами капель, по форме похожими на усечен­ный конус. Впадины, располагающиеся над свободным пространством между триглифами, разделены прямолинейными элементами, образующими различные геометрические фигуры (ромбы, треугольники и др.).

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Ионическая колонна изящнее, всегда располагается на базе, фуст ее может быть или гладким, или с каннелюрами. У самого основания фуст резко расширяется, как бы сминаясь под собственной тяжестью, образуя обратную выкружку(рис.9), то есть выкружку, повернутую на 180° относительно горизонтальной оси и ограниченную пояском. Профиль выкружки образуется циркульной кривой в четверть окружности или близкой к ней по характеру.

Ионический ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих образцов. Однако с развитием тенденций к обогащению несколько усложнились элементы, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

Построение ионического ордера. Диаметр колонны ионического ордера (рис. 12) уменьшается по кривой энтазиса на 1/6 нижнего диаметра и составляет 1/9 часть высоты. Как правило, тело колонны украшается 24 закругляющимися вверху каннелюрами, которые отделяются друг от друга дорожками. База ионического ордера отлича­ется от ранее рассмотренных наличием более мелких составных частей.

Ионическая капитель отличается от капителей тосканского и дорического ордеров отсутствием шейки, вследствие чего она ниже прочих и равна 2/3 модуля. Абак ионической капители, который располагается над четвертным валом, состоит из полочки и каблучка и представляет собой четырех- или многоугольную плиту. Под абаком располагаются спиралевидные волюты, имеющие в центре глазок. По боковым сторонам капители волюты переходят в своеобразные валики, на­зываемые балюстрами и украшенные листьями.

Следует отметить, что криволинейные вогнутые архитектурные формы (простые и сложные) во всех членениях любого ордера ограничены поясками. Это сочетание родилось не как художественный прием, а как необходимость: острые углы деталей подвержены скалыванию, поэтому в последующем повествовании в подобных случаях пояски упоминаться не будут.

База ионической колонны (рис. 13) создает впечатление подушки, пере-дающей нагрузку всего здания с колонн на стилобат. Она имеет сложную геометрическую форму, скомпонованную из трех обломов. Нижний и верхний обломы 1 и 3 образованы полуциркульным профилем, называемым полувалом или торусом(рис.9), а средний 2, называемый скоцией(рис.9), образуется внутренним сопряжением циркульных дуг, построенных из двух или трех центров. Радиус профиля и диаметр подушки верхнего торуса пропорционально меньше соответствующих размеров нижнего.

Наиболее характерная деталь колонны, отражающая отличие ордеров, - капитель. Первый элемент ионической капите­ли, на который опирается архитрав, абака(рис.9)(или абак) - квадратная плита с прямолинейным вертикальным профилем боковых сторон. Нижняя плоскость абаки плотно прилегает к расположенному под ним эхину(рис.9) - подушке, похожей на усеченный конус, перевернутый большим основанием вверх. Острый угол при большом основании скруглен, чтобы не было сколов в местах сочленений с абакой. Строго говоря, профиль эхина образуется сложной кривой линией различной крутизны, начиная почти с прямой и иногда достигающей формы четвертного вала.

В приближении к нижнемуоснованию (меньшего диаметра) эхин опоясан несколькими ярусами горизонтальных выступающих: тонких обручей, чередующихся с желобками. Весь этот профиль носит название ремешков. Ремешки подчеркивают переход эхина к шейке капители, которая в классической дорике повторяла профилировку фуста и отделялась от него узкой глубокой ложбинкой. В поздних вариациях дорического ордера шейка ограничивается снизу астрагалом - обломом, который состоят из полувала с выкружкой, завершающим развитие фуста.

Ионическая капитель (рис. 14) более сложного построения и изящно орнаментированных форм по сравнению с формами дорики. Абака в плане квадратная или в виде четырехконечной звезды с лучами, но, как пра­вило, тоньше и с более сложным профилем сечения. Например, может быть сочетание четвертного вала, обработанного порезкой иониками, с полочкой значительно меньшего размера, чем четвертной вал. Ионики - орнамент, состоящий из овальных, яйцевидных, обрамленных чешуйками элементов, чередующихся со стрелками.

Между абакой и эхином располагается самая характерная деталь ионической капители - волюта. Волюта (завиток, лат.) по форме напоминает пачку упругих полос, закрученную с обоих концов в спирали, центры которых обозначены гладкими кружочками, называемыми глазками. Волюты расположены только с двух фронтальных сторон колонны и соединены между собой по боковым сторонам колоколообразными фигурами, расширяющимися от колонны к завиткам волют и называемыми балюстрами.

Балюстры обычно орнаментированы какими-либо порезками, чаще всего бусами или акантами. Акант - стилизованный для изображения в камне лист растения одноименного названия. Балюстры значительно выступают за пределы абаки, покрывая своим телом эхин с боковой стороны колонны, тогда как плоскость волют не выступает за пределы абаки и только завитками частично прикрывает эхин.

Эхин состоит из нескольких обломов, орнаментированных порезками, как правило иониками. Под эхином расположена цилиндрическая шейка колонны, украшенная стилизованным растительным орнаментом. Вся композиция капители снизу завершается астрагалом.

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР

Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством. Его пышная удлиненная капитель с изящными угловыми волютами и тремя ярусами стилизованных листьев аканта как бы вырастает из колонны, ствол которой часто каннелирован и имеет богатую по профилировке базу. Не менее богат и карниз, который близок по составу обломов к римско-ионическому ордеру, но дополнен резными кронштейнами-модульонами, поддерживающими выносную плиту.

Построение коринфского ордера. Самый сложно оформленный ордер. Высота колонны составляет 20 модулей, а ее диаметр равняется 1/10 части высоты. Диаметр коринфской колонны изменяется по кривой, от низа к верху, точно так же, как и у колонны ионического ордера; на ее теле располагаются 24 каннелюры, отделенные друг от друга дорожками (или ремешками). Ордер состоит из пьедестала, стула, базы, базы колонны, канители антаблемента, карниза антаблемента, фриза и архитрава.

Капитель коринфского ордера довольно сложная, и поэтому большая ее часть выполняется лепкой. Капитель имеет вазообразную форму и содержит астрагал. Абак этой капители имеет характерно вогнутые стороны и поддерживается четырьмя спиральными завитками. На теле коринфской капители располагаются два ряда листьев — нижний ряд из восьми маленьких листьев и верхний ряд из восьми больших. Также капитель оформлена лилейками, завитками, цветками и т.д.

В композиции коринфской капители сохраняют свое место и назначение только астрагал и абака. Контур абаки четырехконечная звезда с лучами, образованными циркульными дугами, которые плавно соединяют вершины лучей. Вершины усеченные, поэтому менее подвержены скалыванию, в ранний античный период они были остроконечной формы. Профиль абаки сочетание обломов чаще всего четвертного вала с полочкой. Обломы, как правило, свободны от орнамента и только по оси колонны часто украшены миниатюрной розеткой — стилизованным цветком, скомпонованным из различного числа центрично расположенных лепестков.

Форма и размеры лепестков самые разнообразные. Между абакой и астра­галом расположен колокол — остов капители, на котором строится все богатство художественной композиции растительного орнамента капители. Орнамент выражает бурно разрастающуюся поросль аканта, пробивающуюся из фуста между астрагалом и колоколом и плотно облегающую последний.

Лист аканта раскрывается наподобие папоротника, раскручиваясь, как спираль. Наиболее сильные молодые пары побегов сочными завитками подпирают концы лучей абаки, другие пары завитков, как бы произрастющие из тех же точек основания, но менее развитые, сходятся на фронтальных осях капители. Основания стеблей всех завитков прикрыты двумя или чаще тремя ярусами стилизованных распустившихся листов аканта, смещенных относительно друг друга в шахматном порядке.

КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР

Композитный ордер в основном повторяет коринфский, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров (рис. 17,18).

 
 

 

 


 


Программа-задание, состав проекта.

Для выполнения задания необходимо выбрать один из ордеров. Обязательные элементы чертежа необходимо закомпоновать на листе, используя приемы композиции архитектурного чертежа (все используемые элементы должны принадлежать одному ордеру). Работа выполняется карандашом и чертежными инструментами.

Основная задача: верно передать все детали, их пропорции и взаиморасположение элементов, пространственное взаиморасположение с помощью линейной графики.

Работа выполняется на подрамнике размером 55 * 75 см. На подрамнике необходимо закомпоновать:

1. Полный ордер с интерколумнием.

2. Часть ордера.

3. Профиль ордера (обломы).

4. Название ордера.

5. Детали. (Не обязательно)



2015-11-12 557 Обсуждений (0)
Программа-задание, состав проекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа-задание, состав проекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)