Предупреждение газонефтеводопроявлений
Основные мероприятия по предупреждению ГНВП сводятся к следующим: - установка противовыбросового оборудования (ПВО); - проверка работоспособности ПВО раз в сутки; - установка автоматической газокаротажной станции (АГКС); - установка в КНБК клапана – отсекателя, а под ведущей трубой шарового крана; - учебные тревоги раз в месяц; - наличие запаса бурового раствора, равного объему скважины; - контроль за циркуляцией раствора (расход на устье, уровень в приемных емкостях); - при снижении плотности раствора необходимо довести ее до указанной в ГТН; - выравнивание параметров раствора перед подъемом инструмента; - снижение скорости спуско‑подъемных операций; - долив скважины при подъеме инструмента, если объем долива сокращается, то подъем необходимо прекратить, скважину промыть; - при появлении признаков проявлений при поднятом инструменте, необходимо начать спуск его на максимально возможную глубину; - при вынужденных остановках колонна бурильных труб должна быть поднята до башмака обсадной колонны, и раз в сутки должна опускаться до забоя для промывки скважины. Большинство из этих мероприятий очевидно и пояснений не требует, поэтому остановимся только на некоторых из них. Буровой раствор, находящийся в запасных емкостях, раз в 7‑10 дней перемешивается и производится контроль всех его параметров с доведением до требуемых. В процессе бурения необходимо следить за уровням раствора в приемных емкостях, и при его повышении принимать соответствующие меры. Для повышения точности уровнемеров, выдающих световой и звуковой сигналы, необходимо уменьшить площадь зеркала приемных емкостей. Плотность и вязкость раствора при разбуривании газовых горизонтов контролируется через 10‑15 мин, а СНС, водоотдача и температура – через час. Допустимые колебания плотности составляет 0,02 г/см3 при плотности до 1,45 г/см3 и 0,03 г/см3 при большей плотности. При большой скорости подъема инструмента имеет место эффект «поршневания», особенно при больших значениях СНС и вязкости раствора, и, как следствие, снижение давления на забое, что приводит к поступлению флюида в скважину. При большой скорости спуска может произойти поглощение бурового раствора, а в результате – снижение гидростатического давления в скважине. Такие колебания давления могут быть особенно значительны при наличии сальников. Долив скважины предпочтительнее производить не непрерывно, а периодически после подъема определенного числа свечей. Это позволяет более точно контролировать объем доливаемой жидкости. Допустимое число свечей N, которое может быть поднято без долива, определяется из выражения: , где Д – диаметр скважины (если скважина обсажена, то Д о8значает внутренний диаметр обсадной колонны); dH и dВ– наружный и внутренний диаметр бурильных труб соответственно; ρ – плотность раствора; Vс – объем жидкости, вытесняемой одной свечой; ΔP - допустимая величина депрессии. При спуске инструмента необходимо контролировать объем вытесняемого из скважины раствора, и если он больше объема опущенных труб, то это свидетельствует о поступлении флюида в скважину. При длительных остановках процесса бурения флюид в скважину поступает в основном за счет гравитационного замещения, капиллярных сил, диффузии. При высоких тиксотропных свойствах раствора происходит «зависание» его в стволе, а в призабойной зоне за счет ухода фильтрата в продуктивный пласт гидростатическое давление снижается. В результате флюид начинает поступать в скважину, что может привести к проявлению. Во избежание этого необходимо периодическое прокачивание раствора по скважине.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2147)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |