Спусковые устройства для веревки
Общим практически для всех тормозных устройств, применяемых в альпинизме, является почти одинаковое прохождение через них веревки (рис.9-llа) и создание благодаря этому дополнительного трения торможения. Изготавливают альпинистские тормозные устройства из легких сплавов методом фасонного литья или фрезерованием изготовитель, или другое производство, на изделие нужно получить у продавца сертификат качества - это тоже гарантия вашей безопасности. Для промышленного альпинизма, где не так уж важен вес устройства, их можно делать из стали, которая обладает не только высокой прочностью, но и высокой износостойкостью, что также имеет большое значение. Дадим краткую характеристику показанных на рис.9-ll спусковых устройств. "Восьмерка" (1)- одно из первых приспособлений, пришедших на смену классическому способу спуска "дюльфером" (способу, при котором веревка проходила по телу альпиниста, обеспечивая необходимое для спуска трение и пытаясь отпилить альпинисту ногу или голову). "Восьмерка" достаточно удобна, но создает для веревки слишком резкие перегибы, которые "крутят" веревку и образуют на ней "барашки". Недостатком является и отсутствие надежного закрепления веревки при длительных остановках. Модификация "восьмерки" - модель с рожками для фиксации веревки при остановке. Это уже лучше! "Лепесток"(2)- те же свойства, что и у "восьмерки", но гораздо более надежная фиксация веревки при остановке. Преимущество: веревка пропускается через карабин, воспринимающий основную нагрузку спуска. Недостаток: веревка пропускается через карабин, который из-за этого подвержен износу (особенно, если веревка загрязнена абразивными частицами - песок, цемент и др.). "Гребенка" (3)- устаревшая конструкция, для работы не рекомендуется, так как требует постоянного наблюдения - есть опасность соскакивания витков веревки, особенно в процессе посадки. Приведена здесь, скорее, для примера, хотя чего только не встретишь в нашей необъятной стране... "Букашка Б.Кашевника"(4)- ее большое преимущество в том, что основная нагрузка, как и в "лепестке", приходится на карабин, но трет веревка при этом не карабин, а специальный выступ устройства. "Букашка-Промальп" (5)- то же преимущество, что и у "букашки", но происходит меньшее скручивание веревки, так как она проходит в одной плоскости по радиусам большей величины. Другие преимущества: позволяет работать на двух веревках с разнесенными точками закрепления, обслуживая их раздельно (т.е. двигаться зигзагом), при отпускании рук веревка автоматически заклинивается в отверстиях каплеобразной формы. Для длительной фиксации веревки предусмотрены "рожки". Система Радебергер (6)- разработана в Саксонской Швейцарии (местечке Радеберг) специально для обеспечения спасательных работ. Несущая способность до 4500 кгс. Веревка, в том числе и двойная, проходит по большим радиусам, так что уменьшена опасность скручивания. Допускает пропускание узлов при сращивании веревки без ее снятия с тормозного устройства. Наиболее нагруженные места усилены. Большое количество вспомогательных отверстий расширяет спектр возможностей - упрощается подвеска дополнительных грузов, систем, оттяжек. Радебергер уменьшенный (7)- Разработка специалистов Германии. Практически те же преимущества, что и у обычного Радебергера, но меньшая громоздкость. Несущая способность не менее 1000 кгс. Оба последних тормозных устройства сейчас запатентованы в последней модификации и выпускаются фирмой "Stra?" (ФРГ). Они подвергаются индивидуальному контролю качества и применяются, в том числе и в спасательных и пожарных службах. Примечание: Из фирменной инструкции (ФРГ) по пользованию: "Спасательное устройство с отверстиями для страховки могут использовать только обученные работники. Таковыми являются физически и профессионально пригодные лица, успешно закончившие не менее, чем двухдневный курс обучения". Однако прогресс - есть прогресс. И целый ряд фирм специализируется на выпуске снаряжения для производства высотных строительных и прочих работ. В качестве примера посмотрим на спусковые устройства все той же фирмы "Петцль" (цветная вкладка, фото 1). A) Самостопорящее устройство "I'D" для спуска и страховки. Для выпуска веревки при спуске нужно повернуть рукоятку. Скорость же спуска регулируется, как и в прочих спусковых устройствах, тормозной рукой, удерживающей веревку ниже тормоза. При отпускании рукоятки происходит автоматическая остановка. Что интересно: устройство так называемую систему "Anti-Panik": автоматическая остановка и удерживание происходят и при непроизвольном зажатии рычага, что иногда бывает у новичков при испуге (панике). Вес устройства 530 г. Диаметр веревки 10-13 мм. Б) Самостопорящее спусковое устройство "Stop"(у нас называют "стопором"). Имеет несколько иное расположение фрикционных элементов, чем предыдущая конструкция, но также фиксирует веревку при опускании рукоятки. Для заведения в него веревки не требуется отстегивание от карабина. Вес устройства 326 г. Диаметр веревки 9-12 мм. B) "Grigri"- также самостопорящее устройство для спуска и страховки. Принцип действия, как и в предыдущих устройствах. Вес устройства 225 г. Диаметр веревки 10-11 мм. Г) "Rack"- решетка - применяется для спуска любой протяженности, как на одинарной, так и на двойной веревке. Принцип действия ясен из рисунка. Следует, однако, подчеркнуть, что решетка позволяет регулировать скорость спуска, добавляя или убирая перемычки - это делается просто. Вес устройства 470 г. Диаметр веревки: одинарная - 9-13 мм, двойная - 8-11 мм. Д) "Tuba"- эта большая "железка" (1240 г, сталь + алюминий) нужна там, где очень длинный спуск требует пропускания узлов, связывающих веревки, да еще и под нагрузкой. Позволяет пропускать и двойную веревку. Применение спусковых (тормозных) устройств может быть двояким: либо для так называемого активного спуска - когда устройство пристегивается карабином к стропам седушки (или индивидуальной страховочной системы - ИСС), и работающий сам управляет им, дозируя скорость и длину спуска, либо для пассивного. Это когда спуск обеспечивает второй альпинист сверху (где в этом случае находится и тормозное устройство), выдавая через тормоз спускающемуся веревку, к концу которой тот и пристегнут. Примечание: по требованиям FISAT (Объединение профессионалов и любителей, выполняющих работы с применением веревки, Германия) используемые на несущих системах устройства и оборудование должны быть самоблокирующимися, т.е., если исполнитель не будет держать их, они должны останавливать или тормозить спуск по веревке до безопасной скорости. (Безопасной скоростью спуска на веревке является скорость 1,5м/с, что соответствует скорости приземления 5,4 км/ч). Нестандартные решения Учительница в классе: - А теперь, дети, повторим слова, которые мы не должны знать. Анекдот Кроме описанных выше спусковых устройств могут быть, естественно, применены и другие устройства и системы, обеспечивающие достаточную степень торможения и возможность остановки в любой момент спуска. Например, узел УИАА (см. раздел «Узлы», узел «пожарника») или карабинный тормоз (см. разд. "Оказание помощи товарищу"). Но возможны и нестандартные решения. И в принципе, при нормальной, штатной работе их применять не следует, поскольку они не нормированы и не сертифицированы. Однако знать их на всякий случай следует. Как минимум, для того, чтобы в случае крайней необходимости, в экстремальных ситуациях, можно было быстро решить проблему подручными средствами. Но главное при этом - понимание принципов организации безопасности и понимание физических процессов при торможении веревки. Итак: 1.Самодельное спусковое устройство, сваренное из арматурной стали показано на 2. Автор использовал в работе и позаботиться заранее (см. разд. "Техника спуска"). Как, впрочем, и при использовании простой восьмерки. Кстати, в этом устройстве нетрудно увидеть элемент описанной выше "решетки" или описанного ниже карабинного тормоза. Нужно упомянуть и о других способах, которые встречались в исполнении умельцев. 3. Однажды под рукой не было никакого спускового устройства, но спускаться зачем-то встегнули в карабин вместо восьмерки, а другие отверстия в нем использовали по аналогии с восьмеркой. 4. Встречается и нестандартное применение фирменной 5. И т. д. ... НО! И ЗДЕСЬ, И ДАЛЕЕ! НЕПРАВИЛЬНОЕ, НЕСТАНДАРТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СНАРЯЖЕНИЯ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ФАТАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ! ПОТОМУ РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТ И ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДОПУСК К РАБОТАМ, ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ СВОЮ МЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНИМАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ! ОНИ ДОЛЖНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ! А приведены здесь эти способы для того, чтобы можно было оценить, чего можно ожидать от технически развитого альпинистско-спеологически-туристского народа. И - как уже сказано - чтобы иметь всё-таки какие-то варианты решения возникших проблем в случае, например, форс-мажорных ситуаций.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1946)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |