Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первичный отбор и ориентация на первом этапе многолетней подготовки



2015-11-12 2777 Обсуждений (0)
Первичный отбор и ориентация на первом этапе многолетней подготовки 5.00 из 5.00 6 оценок




Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора — помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Правильное решение этой задачи не только свидетельствует об эффективности работы детско-юношеских спортивных школ, отдельных тренеров, но и имеет достаточно глубокий социальный смысл. Успешные занятия спортом позволяют молодому человеку раскрыть свои природные задатки, ярко ощутить результаты вложенного труда и уверенность в собственных силах, являются путем самоутверждения. Все это создает хороший фундамент для последующей жизни и активной позиции в любых сферах деятельности.

Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом (табл. 28.5). Именно в этом возрасте приступили к занятиям спортом большинство сильнейших спортсменов. В отдельных случаях нельзя отказывать в приеме в спортивную секцию и детям, чей возраст несколько превышает приведенные границы. Достаточно сказать, что прославленная лыжница Г. Кулакова начала заниматься спортом в возрасте 20 лет, олимпийская чемпионка в скоростном беге на коньках Г. Степанская — в 17 лет, известные велосипедисты Н. Горелов, В. Каминский, А. Чуканов — в возрасте 17—19 лет.

Следует сказать, что в спортивных школах многих стран мира на протяжении многих лет существует тенденция искусственного омоложения спорта высших достижений. Это отражается в программах детско-юношеских спортивных школ, системе соревнований, введении различных ограничений для великовозрастных спортсменов. Практика убедительно свидетельствует о том, что такой подход приводит к негативным последствиям. На это обстоятельство многократно обращали внимание специалисты (Чудинов, 1976; Платонов, 1980, 1986; Булгакова, 1976, 1986; Сахновский, 1995 и др.), показывая, что искусственное «омоложение» приводит к нарушению принципиальных закономерностей спортивного отбора и многолетнего совершенствования. Например, В. И. Чудинов (1976) показал, что только в 13 % случаев «директивный» возраст (приведенный в программах для детско-юношеских спортивных школ) совпадает с фактическим возрастом начала занятий спортом спортсменов, добившихся выдающихся резул ьтатов. В подавляющем большинстве видов спорта фактический возраст начала занятий сильнейших спортсменов на 3—5 лет больше «директивного». В связи с этим руководителям детских спортивных школ, которые делают акцент на привлечение к занятиям детей 6—7 лет, необходимо учесть следующие обстоятельства. Во-первых, стремление к более раннему прогнозированию спортивных способностей сопряжено с резким снижением его достоверности. Во-вторых, особенности современной спортивной тренировки предъявляют столь высокие требования к организму спортсмена, что дети, которые раньше приступили к занятиям спортом, как правило, раньше и уходят из спорта. И действительно, многочисленные наблюдения показывают, что дети, приступившие к занятиям в 6—8-летнем возрасте, во многих случаях прекращают занятия спортом в 15—17 лет, т. е. до оптимального возраста для достижения наивысших результатов.

В настоящее время в различных странах мира просматривается стремление к обучению плаванию 3—5-летних и даже грудных детей. В некоторых детских спортивных школах пытаются привлечь к занятиям спортом детей из детских садов. С позиций решения задач массового оздоровления детей при помоши плавания или ходьбы на лыжах, их гармоничного развития такой подход целесообразен. Но ни в коем случае нельзя придавать работе с малолетними детьми спортивную направленность, как это, к сожалению, часто делается на практике. Специальных исследований этого вопроса не проводилось, однако косвенные данные убеждают в том, что попытки организовать спортивную работу с 4—6-летними детьми являются безрезультативными и даже вредными для их дальнейшего спортивного совершенствования. Практика показывает, что значительно лучше опоздать с привлечением детей в спорт высших достижений на 2—3 года, чем сделать это на такой же срок раньше.

Специфика каждого вида определяет оптимальное время начала занятий спортом, что накладывает свой отпечаток и на систему отбора и ориентации.

Как видим, приведенные рекомендации достаточно хорошо согласуются с данными о благоприятном возрасте начала занятий различными видами спорта, приведенными в табл. 28.6.

Необходимым условием первоначального отбора детей в детско-юношескую спортивную школу является проведение его после курса обязательного обучения детей началам видов спорта. Желательно, чтобы такой курс включал не менее 30 уроков. Это обеспечивает не только овладение детьми полезными для жизни навыками, но и значительно повышает эффективность оценки перспективности детей. При отсутствии массового обучения легко ошибиться и принять лучше плавающих, бегающих или катающихся на велосипеде за более способных.

Уже при начальной оценке перспективности детей необходимо опираться на те качества и способности, которые обусловливают успех в спорте высших достижений. Признаки, имеющие временный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы в качестве критериев отбора. Например, при определении способностей нельзя ориентироваться на быстроту овладения техникой вида спорта. Опыт показывает, что при начальном обучении дети небольшого роста и крепкого сложения лучше осваивают спортивную технику, быстрее прогрессируют. Однако именно они «отсеиваются» как малоперспективные уже на первых этапах многолетней подготовки. В то же время худощавые, высокого роста дети, которые зачастую на ранних этапах труднее осваивают технику, впоследствии становятся спортсменами высокого класса в различных видах спорта.

Поэтому при начальном отборе в первую очередь нужно ориентироваться на стабильные (малоизменяемые в ходе развития и в малой степени зависящие от тренировочных воздействий) признаки. В наибольшей мере этим требованиям отвечают морфологические признаки. Так, по результатам исследований Н. Ж. Булгаковой (1986), наблюдается тесная связь между ростом детей в 11—12- и 16—17-летнем возрасте. В 12-летнем возрасте мальчики достигают примерно 86 % своего будущего роста. В процессе оценки перспективности спортсменов необходимо учитывать, что наиболее прогностичными показателями «взрослого роста» являются длинные стопы и кисти. Длина стопы в сочетании с другими размерами может служить более надежным показателем окончательного роста, чем сам рост.

Выявить индивидуальную динамику роста и массы тела у мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 17 лет помогают номограммы, приведенные на рис. 28.1, 28.2. Обращает внимание широкий диапазон возможных колебаний, который предопределяет возможности детей к достижениям в различных видах спорта. Спортивная специализация детей во многом обусловливает динамику зависимости между ростом и массой тела, что хорошо проявилось при обследовании тяжелоатлетов и волейболистов (см. рис. 28.1). Интересно, что величина и направленность нагрузок могут существенно повлиять на динамику роста в течение года (рис. 28.3). Высокие объемы специальных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно на фоне утомления, оказываются сдерживающим фактором в отношении увеличения роста юных спортсменов. Тренировка обшей направленности при относительно невысокой интенсивности работы, а также перерывы в тренировке, напротив, способствуют увеличению роста.

Именно с измерении тотальных размеров туловища в сочетании с визуальной оценкой внешнего вида ребенка и необходимо начать оценку его перспективности. Например, применительно к плаванию и гребле необходимо отдавать предпочтение детям высокого роста. В гребле нужно обращать внимание на подростков с большой длиной туловища, большим размахом рук и широкими плечами. Для плавания отбирают детей пропорционально сложенных, имеющих гладкую (с нечетко обозначенным рельефом) мускулатуру, легкий костяк, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти. Отбирая велосипедистов и конькобежцев, необходимо отдавать предпочтение подросткам с небольшим показателем массы тела и хорошо развитыми мышцами бедер и голени. На эти показатели и ориентируются опытные тренеры

 


при первоначальной оценке предрасположенности детей к занятиям спортом.

В видах спорта, где решающую роль играют функциональные возможности аэробной системы энергообеспечения (лыжные гонки, бег на длинные дистанции, велосипедный спорт), уже при первоначальном отборе необходимо оценивать такие показатели, как VChmax, и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Двенадцатилетние подростки, желающие заниматься лыжными гонками, должны иметь уровень VChmax (л-мин"1) не менее 2 —2,5, относительной величины УОгтах (мл-кг-мин" ) — не менее 47—50, показатель ЖЕЛ — не менее 3000—3500 см3. В сочетании с морфологическими данными эти показатели позволяют составить представление о будущих возможностях ребенка.

В последние годы при отборе перспективных спортсменов все шире используются данные мышечной биопсии. Известно, что от структуры мышечной ткани в значительной степени зависит предрасположенность спортсменов к достижению высоких результатов на дистанциях различной длины. Тренировка не оказывает большого влияния на сократительные свойства волокон различных видов и их процентное соотношение; индивидуальные различия в структуре мышечной ткани в основном обусловлены генетически. На рис. 28.4 приведены типичные соотношения различных мышечных волокон, характерные для спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных дисциплинах циклических видов спорта. Количество БС-волокон мышц у спринтеров очень велико и может занимать до 80 % и более общей площади поперечного среза скелетных мышц. У спортсменов, специализирующихся на средние дистанции, это соотношение изменяется, и их мышцы характеризуются -

равным количеством волокон различных типов. В структуре мышечной ткани стайеров преобладают МС-волокна мышц, которые могут занимать до 80—90 % площади поперечного среза мышцы.

Правильно сориентироваться в процессе отбора на первом этапе многолетней подготовки могут помочь данные исследований, проведенных в различных видах спорта (табл. 28.7, 28.8). Заметим, почти все критерии оценки перспективности велосипедистов являются объективными критериями оценки возможностей в скоростном беге на коньках. Эти два вида спорта предъявляют к спортсменам настолько близкие требования, что некоторые победители

 


мировых первенств в скоростном беге на коньках добиваются выдающихся результатов и в велосипедном спорте (Шила Янг, Бет Хайден и др.)

Однако несовпадение фактического уровня развития отдельных параметров физического развития юных спортсменов с приведенными не является строгим противопоказанием к отбору в детско-юношеские спортивные школы, поскольку успех в различных видах деятельности определяется комплексом способностей, и даже ряд признаков, неблагоприятно влияющих, например, на результаты в плавании, могут быть компенсированы очень высоким уровнем развития других качеств. Достаточно привести следующие примеры. Рост экс-рекордсмена мира в плавании на дистанциях 100 и 200 м на спине Т. Стока (США) составлял 167,2 см, двукратного олимпийского чемпиона Б. Гуделла - 173 см, серебряного медалиста, олимпийского чемпиона Д. Нельсона — 167,2 см, двукратного олимпийского чемпиона в плавании на 1500 м вольным стилем М. Бартона — 171 см, рекордсменки мира в плавании на 400 и 800 м вольным стилем австралийской спортсменки Т. Уикхэм — 156 см, знаменитой американской спортсменки Ц. Вудхед — 162 см и т. л. Имея небольшой рост, эти пловцы добились выдающихся успехов на водной дорожке, обладая другими ярко выраженными способностями (Platonov, FesenKo, 1994).

Перспективы юных спортсменов во многом определяют гидродинамические (у пловцов) и аэродинамические качества тела (у конькобежцев и велосипедистов), которые также в небольшой степени подвержены изменениям в ходе спортивного совершенствования. Эти качества особенно важны для достижения успеха на средних и длинных дистанциях.

В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способностей детей (табл. 28.9). При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризуют двигательные способности, в значительной мере обусловленные природными задатками. В частности, особое внимание следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе. Например, уровень координационных способностей можно определить по качеству выполнения сложных упражнений в процессе их разучивания. Оценка ставится в зависимости от амплитуды движений, соблюдения структурного и ритмического рисунка упражнения, умения быстро менять темп движений в соответствии с командой.

Огромное значение при отборе детей имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма — одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Даже незначительные отклонения в состоянии здоровья могут в существенной мере снизить приспособительные возможности организма.

Важным моментом осмотра детей во время отбора для занятий спортом является сопоставление их паспортного и биологического возраста. Известно, что от темпов полового созревания зависят различия в уровне развития детей одинакового паспортного возраста (Ross, Marfoll-Jones, 1991; Astrand, 1992). Опыт же работы детско-юношеских

 


 


спортивных школ свидетельствует, что часто имеет место отбор детей с ускоренным биологическим развитием, которые в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительно больших успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития. У таких детей в возрасте 16—17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем организма, в то время как у акселератов наблюдается стабилизация или даже снижение морфофункциональных возможностей (рис. 28.5).

Исследования Т. С. Тимаковой (1985) показывают, что среди 12—13-летних мальчиков-пловцов — победителей крупных юношеских соревнований, выполнивших норматив мастера спорта, все 100 % характеризуются ранним типом полового созревания. Среди 17-летних пловцов, добившихся высоких результатов, лишь 4,5 % имели балл биологической зрелости, соответствующий более взрослым пловцам, а замедленное развитие имели 42 % спортсменов. Эти данные, естественно, должны учитываться как при отборе, так и при ориентации юных спортсменов.

Среди детей и подростков, рано выполняющих нормативы I спортивного разряда — мастера спорта, более половины имеют признаки ускоренного полового развития. В числе спортсменов, выполнивших нормативы мастеров спорта международного класса, акселератов уже менее 20 %. В мировой практике высшие достижения довольно часто показывают спортсмены с поздним развитием и крайне редко — с ранним.

Обычно половое созревание считается ранним, если первые его признаки появляются у девочек в возрасте 8—9 лет, а у мальчиков — в 10 лет. К среднему варианту темпа полового созревания у девочек относится начало появления первых его признаков в 10—11 лет при обшей продолжительности этого процесса в среднем 5—6 лет, у мальчиков —- начало процесса в возрасте 12—13 лет и завершение его к 18 годам. О позднем начале полового созревания свидетельствует появление первых признаков у девочек в 13 лет и позже, а у мальчиков — в 15 лет.

По данным различных авторов, до 15—20 % 11—13-летних детей отличаются ускоренными темпами полового созревания. Они превосходят своих сверстников по показателям роста и массы тела, мышечной массы, уровню развития двигательных качеств (особенно силовых), способностью к освоению спортивной техники и т. п. И хотя эти различия не очень велики — по отношению к нормально развивающимся детям — 2—4 %, а ретардантам — 4—8 % (Wutscherk, Smidt, Schulze, 1988), однако достаточны для того, чтобы акселераты имели заметное преимущество в объемах и интенсивности тренировочной деятельности и уровне спортивных результатов.

Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности. При первичном отборе основными психическими показателями являются желание новичка заниматься спортом, стремление получать высокие оценки при выполнении заданий, решительность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.

Необходимо подчеркнуть, что при первичном отборе ориентация на показатели физической работоспособности является малопрогностичной. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепенными в процессе отбора. Практически бесполезными при первичном отборе являются неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые зачастую используют недостаточно квалифицированные тренеры. Применительно к циклическим видам спорта это, например, подтягивание в висе, отжимания в упоре лежа, прыжки в длину с места, становая и кистевая динамометрия. Оценка результатов подобных тестов не может являться критерием перспективности спортсмена. Одновременно физические возможности в профильных качествах могут помочь в отборе детей, перспективных для занятий тем или иным видом спорта. Информативность показателей физической работоспособности для решения задач отбора повышается, если эти показатели используются после одного и более лет занятий спортом.

Окончательное решение о привлечении ребенка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учете какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комплексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена.

3. Предварительный отбор и ориентация на втором этапе многолетней подготовки

На этом этапе отбора основным критерием оценки перспективности юного спортсмена является наличие у него способностей к эффективному спортивному совершенствованию. После 2—3 лет начальной подготовки и задолго до достижения оптимальной возрастной границы в том или ином виде спорта еще невозможно дать точное заключение о наличии у юного спортсмена задатков и способностей, позволяющих ему надеяться на достижение результатов международного уровня. Однако выявить целесообразность дальнейшего спортивного совершенствования и определить его направления, правильно сориентировать дальнейшую подготовку спортсмена необходимо. Решить эти задачи можно лишь на основе комплексного анализа, в котором должны учитываться морфологические, функциональные и психические особенности юных спортсменов, их адаптационные возможности, реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки, способность к освоению и совершенствованию новых движений и др.

Спортивный результат на этом этапе отбора не может являться критерием перспективности. Опыт показывает, что спортсмены с относительно низкими результатами в начале, этапа предварительной базовой подготовки к концу его оказываются в числе сильнейших и продолжают прогрессировать в дальнейшем. В то же время победители и призеры детских и подростковых соревнований очень редко (менее 5 % случаев в разных видах спорта) добиваются спортивных успехов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Об этом убедительно свидетельствует многолетний опыт подготовки спортсменов высокого класса в различных странах мира.

Уже в начале второго этапа многолетней подготовки возникает необходимость в определении соответствия строения тела юных спортсменов морфологическим особенностям мастеров высокого класса. Морфологические особенности находятся в числе важнейших, которые нужно учитывать при определении перспективности спортсмена на этом этапе отбора. Морфологические различия между представителями разных видов спорта являются следствием интенсивного отбора, так как особенности строения тела дают спортсмену чисто меха-

нические или биомеханические преимущества в соревнованиях по различным видам спорта. Хотя конституция человека испытывает некоторые изменения в определенные возрастные периоды, в целом она более или менее постоянна и в значительной мере определяется наследственными факторами.

Следует отметить, что единого подхода к определению конституции человека не существует. Это относится как к определению самого понятия «конституция человека», так и к конституциональной диагностике, характеристике конституциональных типов. Наиболее распространены подходы к определению конституции человека на основе морфологических критериев — степени развития мускулатуры и жироотложения, росте и массе тела, особенностях скелета. При таком подходе большинство специалистов склоняются к использованию для характеристики конституции термина «соматотип».

Среди множества схем нормальных конституций рассмотрим одну из наиболее популярных, согласно которой выделяются три конституционных типа телосложения:

Пикнический эндоморфный тип — выпуклая грудная клетка, мягкие округлые формы вследствие развития подкожной основы, относительно короткие конечности, короткие и широкие кисти и стопы, большая печень, большое количество подкожного жира;

Атлетический мезоморфный тип — трапециевидная форма туловища, узкий таз, мощный плечевой пояс, хорошо развитая мускулатура, грубое строение костей.

Астенический эктоморфный тип — плоская и длинная грудная клетка, относительно широкий таз, худое тело и слабое развитие подкожной основы, длинные тонкие конечности, узкие стопы и кисти, минимальное количество подкожного жира.

Естественно, что конституционные возможности большинства индивидов невозможно свести к этим крайним трем типам. Такое деление дает лишь общее представление о диапазоне колебаний в конституции человека. Поэтому в практике спортивного отбора целесообразнее ориентироваться не на крайние типы, а на непрерывно распределенные компоненты телосложения, которых может быть выделено три: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный (рис. 28.6). Степень выраженности компонентов различна у разных индивидов и может быть оценена по семибалльной системе (7—1). Самому высокому баллу (7) соответствует максимальная степень выраженности компонента. Описание соматического типа производится тремя цифрами. Например, соматотипу, выраженному цифрами 7—1—1, присуща округлая форма, сильное развитие подкожной основы, слабая мускулатура, крупные внутренности (пикнический тип) при слабой выраженности мезоморфного и эктоморфного компонентов (мезоморфия свидетельствует об атлетическом, а эктоморфия — астеническом телосложении). Крайние варианты типа 1—7—1, 2—1—7 встречаются крайне редко, наиболее распространены соматотипы 3—5—2, 4—3—3, 3—4—4. Следует отметить взаимозависимость всех трех компонентов: увеличение одного приводит к снижению других. Поэтому высокие значения одного компонента практически исключают высокие значения двух других. При оценке соматотипа сумма трех баллов не должна превышать 12 и не может быть менее 9 (Чтецов, 1979).

Процесс классификации по соматотипам осуществляется посредством изучения соответственно расположенных фотографий и их сравнения с фотографиями стандартных соматотипов. При обследовании групп спортсменов результаты исследований целесообразно нанести на диаграмму (рис. 28.7).

Классические исследования соматотипов спортсменов-олимпийцев в сравнении с обычными людьми, а также студентами специальных учебных заведений осуществил Д. М. Теннер (Tenner, 1964). Другие исследования, проведенные в этой области (Волков, 1973; De Garay et al., 1974; Mapтиросов, Туманян, 1976; Wutscherk, 1977; Tittel, Wutscherk, 1991, 1992 и др.), позволили лишь развить и конкретизировать различные положения, выдвинутые в работе Д. М. Теннера. Среди студентов, не занимающихся спортом (рис. 28.8, а), чаще всего встречаются промежуточные типы при относительно умеренном содержании эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного компонента. Для большинства студентов спортивных колледжей (рис. 28.8, б) характерен мезоморфный тип телосложения. Для легкоатлетов — участников Игр Олимпиад характерно полное отсутствие выраженного эндоморфного типа (рис. 28.9). Легкоатлеты различных специализаций существенно различаются по типу телосложения. У бегунов на длинные дистанции, по сравнению со спринтерами, отмечается снижение рейтинга мезоморфного типа и увеличение — эктоморфного (рис. 28.10). Метатели отличаются очень высоким уровнем мезоморфного типа и низким — эктоморфного (рис. 28.11). Такие же характеристики имеют и тяжелоатлеты (рис. 28.12). У борцов, по сравнению с тяжелоатлетами и метателями, отмечается некоторое снижение рейтинга мезоморфного типа и повышение — эктоморфного (рис. 28.12).

Многие специалисты увязывают соматотипы с физическими качествами, физиологическими и биохимическими процессами, психологическими свойствами личности (Tittel, Wutscherk, 1991, 1992). Считается, что наиболее высокий уровень окислительных процессов отмечается у лиц астенического и атлетического конституциальных типов (Ross, Marfell-Jones, 1991). Обнаружена связь между эндоморфией и такими признаками темперамента, как уравновешенность, общительность и мягкость. Мезоморфия обнаруживает связь с такими свойствами, как склонность к риску, решительным дей-

 


 

 

ствиям, агрессивность, а эктоморфия — с эмоциональной сдержанностью, скрытностью, необщительностью, устойчивостью к действию внешних факторов (Arnot, Gaines, 1992). Эти зависимости носят статистический характер и не являются достаточно надежными применительно к конкретному человеку, однако могут оказаться исключительно полезными при выработке общей стратегии отбора и ориентации спортсменов, относящихся к разным конституционным типам.

У спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных видах спорта, конституционные различия выражены тем в большей мере, чем выше уровень их квалификации. Обусловлено это совместным действием двух факторов — спортивного отбора, как разновидности профессионального отбора, и специфических средств и методов подготовки, характерных для конкретного вида спорта. Например, борцы характеризуются выраженной мезоморфией, которая у них оценивается в 5—6, а иногда в 7 баллов. В хоккее на льду мезоморфный компонент выражен в большей мере у нападающих и защитников по сравнению с вратарями. У пловцов, напротив, нередко отмечается выраженность эндоморфного компонента. У женщин, специализирующихся в спортивных играх, отмечается значительно большая выраженность мезоморфии по сравнению с женщинами, не занимающимися спортом. В конечном счете, в каждом из видов спорта наиболее характерный соматотип оказывается достаточно тесно связанным со структурой мышечной ткани, возможностями систем кровообращения и дыхания (Чтецов, 1979).

Морфофункциональные обследования могут быть дополнены методом биологических исследований ткани мышц, несущих основную нагрузку в данном виде спорта. Анализ мышечной ткани целесообразно проводить один раз на втором этапе отбора. Однако следует учитывать, что процент мышечных волокон различного типа тесно связан с функциональными возможностями спортсмена. В частности, высокие алактатные возможности спортсмена, хорошая двигательная реакция, высокие результаты в тестах скоростно-силового характера (например, прыжок вверх с места) и т. п. являются гарантией наличия повышенного количества БС-волокон мышц. И, напротив, замедленная реакция, высокие возможности кислородтранспортной системы и системы утилизации кислорода свидетельствуют о преобладании в мышцах спортсмена МС-волокон (Platonov, 1991; De Vries, Houch, 1994).

Большое значение для рационального отбора и ориентации юных спортсменов на данном этапе имеет анализ свойств их нервной системы — силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности. Сила нервных процессов характеризует способность нервных клеток

 


 

 

переносить сильное возбуждение и сильное торможение, что позволяет адекватно реагировать на раздражение. Уравновешенность предполагает определенное соотношение между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность выражается в способности нервной системы быстро чередовать эти процессы. У разных лиц могут встречаться самые разнообразные сочетания свойств нервной системы, которые в значительной степени определяют не только психологические, но и функциональные возможности спортсменов (Волков, Филин, 1983; Arnot, Gaines, 1992; Wilmore, CostiU, 1994). В частности, такие из них, как эффективность мышечно-двигательных дифференцировок, способность к адекватным оценкам функционального состояния, восприятию возникающих ситуаций, принятию и реализации творческих решений и т. п. (Родионов, 1973).

При рассмотрении перспективности спортсмена по показателям морфологического типа следует давать не только ее целостную оценку (по тем же показателям, что и на предыдущем этапе отбора), но и ориентировать спортсмена на специализацию в той или иной дистанции или дисциплине. Так, в плавании на специализацию в спринте можно ориентировать подростков высокого роста, с длинными конечностями, большими силовыми возможностями мышц плечевого пояса; на длинные дистанции — детей с хорошей плавучестью и обтекаемостью тела, высокими возможностями кислород-транспортной системы, хорошей подвижностью в голеностопных суставах.

На специализацию в беге на короткие дистанции следует ориентировать подростков с ростом выше среднего, с большими силовыми возможностями мышц ног; в беге на длинные дистанции — подростков с небольшим индексом массы и роста и высокими возможностями кислородтранспортной системы. Длина тела здесь не имеет существенного значения (Волков, 1989; Tittel, Wut-scherk, 1991; Wilmore, 1992).

После принципиального решения о целесообразности дальнейшего продолжения занятий на этапе предварительной базовой подготовки следует выявить наиболее перспективное направление совершенствования юного спортсмена, отвечающее его природным задаткам. Очень важным здесь является четкое понимание того, что по данным обследований юные спортсмены могут быть разделены на различные группы в зависимости от их предрасположенности к достижению высоких спортивных результатов не только в различных видах спорта, но и в различных видах соревнований одного вида спорта. Например, спортсмены, специализирующиеся в плавании, могут быть разделены на пять относительно самостоятельных групп — на основании широкого комплекса показателей, отражающих предрасположенность юных спортсменов к спринтерской или стайерской работе.

Первая группа — спортсмены с ярко выраженными спринтерскими способностями (спринтеры).

Вторая группа — спортсмены, отличающиеся смешанными способностями, с преобладанием предрасположенности к спринтерской работе (миксты с предрасположенностью к спринтерской работе).

Третья группа — спортсмены со смешанными

 


 

 

способностями при относительно равномерном уровне их развития.

Четвертая группа — спортсмены, отличающиеся смешанными способностями, с преобладанием предрасположенности к стайерской работе (миксты с предрасположенностью к стайерской работе).

Пятая группа — спортсмены с ярко выраженными стайерскими способностями (стайеры) (Платонов, Булатова, 1992; Булатова, 1996).

В генеральной совокупности эти группы представлены неравномерно. Чисто спринтерский или стайерский типы встречаются относительно редко, большинство спортсменов относятся к различным промежуточным типам (рис. 28.13).

Пловцы, входящие в каждую из пяти групп, существенно различаются между собой по основным антропометрическим признакам, возможностям системы энергообеспечения, психофизиологическим особенностям, уровню развития специальных двигательных качеств.

Спортсменов из первой группы (спринтеров) отличают большие значения роста, массы тела, обхватных размеров, длины верхних и нижних конечностей (табл. 28.10). Они обладают высокой анаэробной мощностью и функциональной под-

 


 

 


 

 

вижностью и превосходят спортсменов из других групп по показателям алактатной и лактатной мощности работы, величинам максимального кислородного долга, коэффициента увеличения потребления кислорода, времени достижения максимального потребления кислорода (табл. 28.11).

Показатели психофизиологических особенностей у этих пловцов свидетельствуют о высокой лабильности их нервной системы, реактивности (табл. 28.12), а специальные двигательные тесты — о высоком уровне абсолютной скорости плавания и взрывной силы, низких показателях длины скольжения и аэробной выносливости (табл. 28.13).

Спортсмены из третьей группы (миксты со смешанными способностями) отличаются средними антропометрическими данными, высокими значениями максимального потребления кислорода, кислородного долга, длительным временем удержания критической мощности нагрузки, значительным кислородным пульсом и максимальной критической мощностью нагрузки (табл. 28.11). В специальных двигательных тестах пловцы из третьей группы показали более низкий уровень абсолютной скорости плавания и высоты выпрыгивания, чем спортсмены из первой группы, зато достоверно отличались лучшим временем преодоления дистанции 2000 м вольным стилем и большей длиной скольжения (табл. 28.13).

Пловцов из пятой группы отличает высокий уровень мощности и устойчивости аэробной системы энергообеспечения, оцениваемых по показателям максимального потребления кислорода, максимальной критической мощности нагрузки, максимального кислородного пульса, времени поддержания критической мощности нагрузки (табл. 28.11). Одновременно представители этой группы имеют низкие показатели двигательной реакции, незначительный темп движений, невысокую лабильность нервной системы (табл. 28.12). В специальных двигательных тестах у этих спортсменов отмечаются большая длина скольжения и высокий уровень аэробной выносливости по результату проплывания дистанции 2000 м, посред-

 


 

 

ственные результаты по абсолютной скорости плавания и высоте выпрыгивания (табл. 28.13).

В целом результаты этих исследований достаточно убедительно свидетельствуют о высокой информативности использованного комплекса п



2015-11-12 2777 Обсуждений (0)
Первичный отбор и ориентация на первом этапе многолетней подготовки 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Первичный отбор и ориентация на первом этапе многолетней подготовки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2777)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)