Заключительный отбор и ориентация на пятом этапе многолетней подготовки
Заключительный отбор является чрезвычайно важной составной частью системы подготовки, так как его основной задачей является определение целесообразности дальнейшего продолжения занятий спортом для спортсмена высокого класса, добившегося серьезных результатов в современном спорте. От того насколько точным и объективным будет заключение, во многом зависит не только дальнейшая спортивная карьера известного спортсмена, его авторитет в спорте, но и вся последующая жизнь — образование, личная жизнь, профессиональная карьера и т. д. На этом этапе отбора не стоят вопросы оценки перспективности спортсмена по морфологическим и функциональным задаткам, его способность к эффективному спортивному совершенствованию и т. п. На первый план выдвигается задача выявления резервных возможностей организма для поддержания, а возможно, и повышения ранее достигнутого уровня адаптации. Не менее важным является и всестороннее медицинское обследование, результаты которого должны показать, способен ли спортсмен к дальнейшей напряженной работе, не скажутся ли серьезно на последующей тренировочной и соревновательной деятельности предыдущие травмы и т. п. На пятом этапе отбора приобретает первостепенное значение всесторонний анализ социального положения спортсмена — его материальное состояние, уровень образования, перспективы для успешной деятельности после окончания спортивной карьеры, семейное благополучие и т. п. Если на предыдущих этапах отбора для юных и молодых спортсменов, обучающихся в средней школе или высших учебных заведениях, такие проблемы особо не стояли, то по отношению к спортсменам, возраст которых часто превышает 25—30 лет, они могут приобрести характер основных. Рассматривая спортивно-педагогическую сторону отбора, в первую очередь внимание должно быть обращено на продолжительность спортивной карьеры, объем перенесенных за многие годы подготовки тренировочных и соревновательных нагрузок. Естественно, что чем короче была продолжительность занятий спортом, меньше тренировочные и соревновательные нагрузки, тем большие перспективы, при прочих равных условиях, имеет спортсмен для сохранения высших достижений. Важной является и оценка структуры функциональной подготовленности спортсмена, наличие резервов в совершенствовании важнейших компонентов. Например, спортсмены, отличающиеся большой мощностью важнейших функциональных систем, но имеющие резервы в повышении экономичности техники, подвижности и вариативности деятельности систем энергообеспечения, имеют достаточно хорошие резервы для сохранения высших достижений и даже для повышения спортивных результатов. На заключительном этапе отбора имеет свою специфику и оценка психических качеств спортсмена. Если на предыдущем этапе основное внимание обращалось на способность спортсмена максимально мобилизовать свои возможности в экстремальных условиях ответственных соревнований, умение показывать наивысшие результаты в главных соревнованиях, в определении сильных соперников и др., то здесь на первый план выступает наличие достаточной мотивации для активного продолжения занятий спортом, перенесения высоких тренировочных и соревновательных нагрузок. Рассматривая вопросы ориентации подготовки спортсмена на этапе сохранения высших достижений, на первый план необходимо выдвинуть качественные характеристики процесса подготовки. Опыт подготовки многих выдающихся спортсменов в различных странах мира убедительно свидетельствует о том, что длительное время сохранить высшие достижения удалось тем из них, которые сумели найти резервы поддержания спортивных результатов при значительном сокращении объема тренировочной и соревновательной деятельности. Такой путь прошли такие выдающиеся спортсмены, как С. Бубка, В. Санеев и К. Льюис — в легкой атлетике, В. Сальников — в плавании, А. Медведь — в борьбе, В. Иванов, Ю. Морозов — в гребле, Л. Хеслих, М. Хюбнер, В. Якимов — в велосипедном спорте и многие другие. Спортсмены, которые пытались сохранить высшие достижения за счет предельных величин тренировочных и соревновательных нагрузок, как правило, терпели неудачу и вынуждены были покинуть большой спорт в результате травм, физических и психических перегрузок. Литература 1. Булатова ММ. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — К., 1996. — 50 с. 2. Булгакова Н.Ж. Проблема отбора в процессе многолетней тренировки (на материале плавания): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1976. — 640 с. 3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 10. 4. Волков ВМ., Филин В.П. Спортивный отбор. -М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с. 5. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. — 38 с. 6. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1981. — 48 с. 7. Мартиросов Э.Г., Туманян Р.C. Телосложение и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1976. — 239 с. 8. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. — К.: Здоров'я, 1980. - 336 с. 10. Платонов В.И. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 288 с. 11. Платонов В.Н., Булатова ММ., Морозова А.А.Ориентация тренировочного процесса юных пловцов сучетом их предрасположенности к выступлениям надистанциях различной протяженности // Управление процессом адаптации организма спортсменов высокой квалификации. - К.: КГИФК, 1992. - С. 5-28. 12. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. — М: Физкультура и спорт, 1973. — 216 с. 13. Ооновский К.П. Начальная спортивная подготовка //Наука в олимпийском спорте. — 1995. — № 2 (3). — С 17—23. 14. Сирис П.З., Гайдарска ПМ., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. —М.: Физкультура и спорт, 1983. — 103 с. 15. Тимакова Т. С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. — М.: Физкультура и спорт,1985. - 147 с. 16. Чтецов В.П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. — Л.: Наука, 1979. — 164 с. 17. Чудинов В.И. и др. Возрастные закономерности построения многолетней подготовки юных и взрослых спортсменов: Возраст и спортивные достижения олим-пийцев-76 // Научн. тр. ВНИИФК. - М., 1976. -С. 8-49.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1173)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |