Характеристика класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя Ершовой Ольги Вячеславовны по сенсорному и интеллектуальному развитию детей со сложной структурой дефекта Для 1-б класса (I, VIII вид)
Санкт-Петербург 2012 г.
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе учебно-методического пособия «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников» под редакцией И.А. Михайленковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999 г. Цель: коррекция познавательной сферы ребенка с нарушением слуха и речи и развития его личности. Эта работа включает в себя коррекцию сенсорного и интеллектуального развития, мнестической, эмоционально-волевой, речевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции. Основными задачами являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи: · создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей неслышащих обучающихся со сложной структурой дефекта; · осуществление сенсорного развития внутри содержательных видов деятельности; · развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения; · коррекция интеллектуального развития, формирование умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы; · развитие внимания, формирование динамических характеристик внимания, врабатываемости, устойчивости; · формирование механизмов волевой регуляции и саморегулирования в заданной деятельности, работоспособности, умения сосредотачиваться на учебном действии; · формирование положительной мотивации к учению; · воспитание самостоятельности при выполнении учебных заданий, умения доводить начатое действие до конца.
Знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в программе, учащиеся с ОВЗ овладевают под руководством и с помощью учителя и с опорой на речевые таблички, иллюстрации. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБС(К)ОУ № 31 на 2012 – 2013 учебный год, рассчитана на 33 часа (33 учебных недель в году). Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями контингента неслышащих обучающихся со сложной структурой дефекта. Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие личности неслышащего, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений ребенка со сложным дефектом и с недостатками слуховой функции к окружающему миру и к самому себе. Данная программа опирается на основополагающее положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в ней. На занятиях используются предметная и игровая деятельность с постепенным увеличением объема учебной деятельности. Специфика организации обучения глухих детей со сложным дефектом: создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции неслышащих учащихся; использование ЗУА, дактильной формы речи, широкое применение табличек с речевым материалом; помощь учителя; опора на сохранные анализаторы; формирование речи в коммуникативной функции и использование специальной методики обучения глухих со сложным дефектом языку на всех уроках; применение жестовой речи. Специфика овладения глухими детьми речью отражена в рабочей программе выделением речевого материала: в календарно-тематическом планировании (предметные термины, речевые обороты, фразы, обязательные для понимания), а также в выделении материала по развитию разговорной речи (приложение №1). Знаком * помечен материал, обязательный только для понимания. Информация об УМК: «Практикум по коррекции психического развития детей с нарушениями слуха» под редакцией И.А. Михаленковой, 2006 год.; утверждённым приказом № ____ по школе-интернату №31 от _____________ 2012 года. На занятиях используются технологии: • игрового обучения; • здоровьесберегающая; • развивающая; • сотрудничества; • личностно-ориентированная. Рабочая программа отражает особенности контингента обучающихся класса. Характеристика класса. В 1 «Б» классе обучаются 5 учащихся (все мальчики). У всех детей резко ограниченный уровень речи, дактильной формой речи не владеют, жестов не знают, уровень готовности к обучению резко ограничен. Уровень развития психических функций (мышление, память, внимание) не соответствует возрасту. Уровень сформированности познавательных интересов низкий либо отсутствует. Основной способ предъявления речевого материала устно-дактильный с опорой на письменные таблички и использование жестовой речи. Учащиеся не могут самостоятельно выполнять задания, постоянно нуждаются в помощи учителя. Все учащиеся с проблемами дисциплины, требуют повышенного внимания педагога и индивидуальных воспитательных технологий. У учащихся класса, помимо нарушения слуховой функции, имеются различные сочетанные дефекты: у одного ученика гипертрофический астигматизм, сниженная аминотрофия; у второго - резидуальное органическое поражение ЦНС, СДВГ, ЗПРР; у третьего - резидуальная энцифалопатия, ЗПРР, сходящееся косоглазие (носит очки); у четвертого – тяжёлое резидуальное поражение ЦНС, микроцефалия, статико-динамическая атоксия, ЗПРР; у пятого – резидуальное органическое поражение ЦНС, СДВГ, ЗПРР, врождённая миопия высокой степени. Проведение текущих обследований и проверок показало, что: · По состоянию слуха один имеет нейросенсорную тугоухость IV степени, один – 3 степень тугоухости, трое – 3 при обследовании не дали адекватной реакции. Один учащийся слухопротезирован – на одно ухо. По степени подготовки к школе все учащиеся класса условно относятся к слабой группе. · Произносительные навыки у всех пятерых отсутствуют. · Словарного запаса у детей нет. Уровень развития речи всех учащихся характеризуется как резко ограниченный. · Навык чтения с губ не сформирован. · По уровню развития психических функций отмечается следующее: у одного учащегося психические функции сформированы в пределах возрастной нормы; один ученик характеризуется неадекватным поведением: не способен достаточное время концентрировать внимание, но может удерживать в памяти определённый объём материала, характеризуется хорошей зрительной памятью, демонстрирует достаточно развитое наглядно-действенное мышление. Один учащийся оставлен на повторное обучение в 1 классе из-за отсутствия какой бы то ни было положительной динамики. · Двое учащихся класса по всем параметрам демонстрируют резкое отставание от возрастной нормы.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (853)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |