СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» Из опыта работы практического психолога Игорь ЖУКОВСКИЙ, Эти практические рекомендации психологу базируются на сопоставлении данных, полученных при обследовании репрезентативных групп с помощью комплекса психодиагностических методик, в том числе и метода объективного наблюдения. Тест «Несуществующее животное» не являлся основой диагностики — исследование проводилось с использованием теста М. Люшера, теста восьми влечений Сонди и его модификации, других тестов. Советы · Можно предложить испытуемому расположить лист бумаги, как ему удобно, — вертикально или горизонтально. Лучше всего вообще не упоминать об этом, а целенаправленно наблюдать за выполнением теста. · Необходимо помнить, что данный тест эффективнее использовать индивидуально. Инструкция · Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем. · Можно предложить в конце тестирования определить пол животного: «Напишите, какого пола ваше животное, — мужского, женского или среднего?» Этапы интерпретации · Общее впечатление. · Семантическая интерпретация. · Графологические признаки. · Содержательные признаки. ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Изображая несуществующее животное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно дается характеристика человеку. Обычно рисунок оставляет одно из трех впечатлений: либо человек — агрессор, либо — обижен и ему угрожают, либо — нейтрален. Это первое впечатление. Его результаты используются при первичном ознакомительном обследовании. Отношение площади, которую занимает рисунок, к общей площади листа отражает степень самораспространенности личности в социуме с точки зрения обследуемого. Фигура круга или животное, состоящее из окружностей, почти ничем не заполненных, символизируют тенденцию к сокрытию, замкнутости внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Последнее может иметь несколько причин. Во-первых, нежелание обследуемого общаться с вами: он видит в вас представителя администрации. Выход из ситуации очень прост — разъяснить, кто такие психологи и чем они занимаются. Во-вторых, во многих случаях это может быть связано с некоторыми стереотипами (ассоциации с учителем и т.д.). Если это так, то следует задуматься над тем, кто обследуемого заставил так думать. В-третьих, какие-то серьезные проблемы клиента, вплоть до наличия у него психических отклонений. Тогда необходимы консультация психиатра или повторное обследование с помощью другой, невербальной методики (например, теста восьми влечений Сонди). В случае, когда клиент хочет уйти от обследования, но после небольших разъяснений все-таки выполняет тест, результат его не очень убедителен. Примерами такого случая могут быть рисунки 1А и1Б. По рисунку 1А клиенту была дана определенная характеристика. Она подтвердилась в процессе дальнейшего обследования. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Здесь анализируется положение рисунка на листе, его направленность, общая динамика. Если рисунок расположен слева на листе, то для обследуемого характерны интровертированность, акцентированность на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость. Клиент — сильно алкоголизированная личность. При первичном обследовании был поставлен психологический диагноз о склонности к самоубийству. При дальнейшем обследовании подтвердился факт совершения суицидального поступка в условиях семьи. Проведена профилактическая и коррекционная работа. Основная причина суицидального поведения: фиксация на подсознательном уровне стереотипа об агрессивности отца по отношению к матери и обоих родителей — к нему.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |