Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психокоррекция созданием метафор. Психокоррекционные возможности методики



2015-11-18 1189 Обсуждений (0)
Психокоррекция созданием метафор. Психокоррекционные возможности методики 0.00 из 5.00 0 оценок




В широком смысле под терапией посредством метафор можно понимать применение в контексте психотерапевтического взаимодействия историй, обладающее важным качеством: в ней содержатся советы или поучительные сообщения о способах решения какой-то специфической проблемы. В психокоррекционном варианте ТТС мы не ставим своей задачей описать все многообразие работы с метафорами, а приводим вариант психокоррекционной работы короткими метафорами–ассоциациями. Цель данного приема – описание какого-либо качества, характера или состояния в ассоциациях (в красках, звуках, ощущениях), творческая трансформация ассоциаций, если качество вызывает негативные переживания. Метафора – это не просто поэтический и риторический прием, а мощное средство изменения опыта человека и его системы восприятия. Если мы используем метафору, которая выражает какое- то понятие, мы сделаем возможным различные способы понимания. Такое изменение перспективы ведет нас к большему разнообразию выборов, в пределах которых мы действуем и постигаем мир.

Создание метафоры какого-либо качества характера или состояния уже само по себе целебно: описывая словами, отражая в цвете, в движении желаемое или нежелаемое состояние подростки получают возможность эмоционально отреагировать переживание, освободиться от напряжения или приобрести, закрепить светлую эмоцию.

В книге «Магические метафоры» Ник Оуэн перечислил 58 способов применения историй-метафор. В результате творческого создания метафор на наших занятиях мы выделили 13 психокоррекционных возможностей метафоры, которые эффективны при работе с дефензивными подростками.

1. Изменение состояния, настроения человека или группы людей.

2. Для переформулировки проблемы.

3. Чтобы увидеть поведение или позицию в новой перспективе.

4. Для разрушения ограниченного взгляда на мир.

5. Для изменения неприемлемого поведения.

6. Чтобы предложить разумную модель поведения или восприятия.

7. Чтобы развить креативность.

8. Для открытия новых возможностей и значений.

9. Для изменения или укрепления существующего взгляда не мир.

10. Для поощрения вовлеченности и вмешательства аудитории.

11. Чтобы сформировать яркие ассоциации в сознании слушателя.

12. Для демонстрации уникальности и своеобразия каждой личности.

13. Для укрепления позиции, системы ценностей или верований.

Так, например, содержащийся в метафоре здоровый юмор, для подростков, склонных «застревать» на своих переживаниях это возможность посмотреть на ситуацию с другой стороны, диссоциироваться от проблемы.

Психокоррекционным результатом этого варианта творческого самовыражения является переоценка ценностей, освобождение от внутреннего дискомфорта, приобретение способности нейтрально, спокойно или с юмором оценивать ситуацию.

Как и в предыдущем случае (сочинение хокку) при знакомстве с этой терапевтической методикой мы в целях смягчения тревожности предлагаем начинать осваивать данный творческий прием сначала в группе.

Примеры метафор, созданных группой подростков.

Критичность.

Это такие зелено-коричневые кепки, с противным носом, с оттопыренными ноздрями, из которых торчат волосы, из носа валит темный дым, мерзкий и скрипучий. Голос мужской и воняет сигаретным дымом.

Данная коллективная метафора - один из примеров описания качества характера, которое подростки назвали в числе самых «трудных», мешающих им в жизни, затрудняющих общение.

Твердолобость.

Это такой бычок, все время бодается и упирается во все, что стоит перед ним. А… нет, это не бычок, а бульдозер. Он иногда рычит. Когда он рычит, из трубы валит черный дым, а когда он мурлыкает, то дымок беленький, который пахнет ванилью. Он пушистый, хотя и со стальным телом.

В данном примере хорошо видно как происходит трансформация содержания метафоры «твердолобость»: как негативное описание трансформируется в более привлекательное, меняющееся, имеющее разные характеристики, а значит - более жизнеспособное и «удобное» в обращении.

В создании метафор характерологические особенности проявлялись в акцентах при выборе качеств личности. Так, психастеники, авторитарные отдавали предпочтение критике и описанию негативных качеств; у синтонных подростков трансформация качеств проходила легко, зачастую о их собственной инициативе. Подростки с демонстративными чертами «выпячивали» описываемые качества, делали их более выпуклыми, броскими.

8. Структура и содержание конкретных занятий по психокоррекции творчеством. Знакомство с характером.

1. «Метафора Дом».Цель занятия: знакомство с представлениями о врожденном и приобретенном, индивидуальными характерологическими особенностями себя и окружающих. Создание визуальной метафоры помогает найти в общей типологии свою индивидуальность. Рисунки показывают, что у нас общего, а чем мы уникальны. Создание ассоциаций на рисунки других участников дает обратную связь, представление о восприятии этого рисунка окружающими.

2. «Создание мандолы». Работа в группах по 4-5 человек. На листе бумаги рисуется круг. У каждой группы есть набор разных предметов: камешков, бусин, цветных ниток и других мелких предметов. Условия для группы: участники по очереди делают ход. За один ход можно: либо добавить в круг какой-либо предмет, либо убрать из круга, либо «пропустить ход». Важное условие – задание выполняется молча, разговаривать во время игры нежелательно. Мандола считается законченной, когда всех участников устраивает полученная композиция (либо по окончании времени на исполнение). Затем происходит совместное обсуждение результатов творческого процесса.

3. «Волшебные метафоры».Способы применения метафор. Преобразовательная сила метафоры. Задачи:

- Создание метафор как способ самопознания.

- Конструирование метафор для изменения внутренней реальности человека.

- Создание метафор как творческое самовыражение.

«Сказка-метафора». Цель: принятие собственной индивидуальности, осознание «силы слабости», ориентация на спонтанность, игровую установку. Время – 45 минут.

Участники делятся на группы по 4-5 человек. Группам дается задание сочинить небольшую сказку, где главным герой будет отражать какую-либо черту характера, считающуюся нежелательной (эту черту группа выбирает сама). С этим героем могут происходить различные события, в результате которых он может измениться. Затем рассказывают или разыгрывает эту сказку. Если у группы возникают сложности, остальные могут помогать, выступая в качестве режиссеров.

4. «Фото-land». Основные задачи занятия – знакомство со своей индивидуальностью и индивидуальностью других, нахождение созвучности в других, знакомство с фотографией, как способом творческого самовыражения. В качестве подготовки к занятию участникам предлагается выбрать и принести несколько своих фотографий, желательно разных по настроению. Участники садились за общий стол, на котором раскладывались все фотографии.

Сначала предлагается выбрать несколько наиболее понравившихся фотографий, написать ассоциации к ним. Далее - обсуждение ассоциаций: какое настроение, состояние, качество характера отражает та или иная фотография. Затем участникам предлагается контекст для того или иного состояния: например, «в каком состоянии вы бы пошли сдавать экзамен?», «а в каком общаться с друзьями?» и др. Участникам предлагается выбрать фотографию, выражающую желаемое состояние. И в завершение - обсуждение творческих возможностей фотографирования.



2015-11-18 1189 Обсуждений (0)
Психокоррекция созданием метафор. Психокоррекционные возможности методики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психокоррекция созданием метафор. Психокоррекционные возможности методики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)