Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология средств массовой коммуникации



2015-11-18 2467 Обсуждений (0)
Типология средств массовой коммуникации 4.75 из 5.00 4 оценки




В основе типологии как метода научного познания лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. В нашем случае такой системой является система средств массовой информации. Системные характеристики СМИ, заключаются в том, что все СМИ должны отвечать следующим требованиям:

1. Сохранять целостный характер, несмотря на то, что существует множество различных СМИ. Они должны формировать единое информационное пространство.

2. Располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой на основе присущих СМИ закономерностей.

3. Иметь такой набор функций, чтобы удовлетворить различные информационные потребности аудитории.

4. Связь компонентов должна осуществляться таким образом, чтобы эти функции выполнялись.

5. СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности.

В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в анализе системы СМИ заметно возросло. Это связано в первую очередь с необходимостью отбора наиболее подходящих СМИ для реализации конкретных рекламных кампаний.

По основному каналу распространения средства массовой можно разделить на:

1. Печатные – газеты, журналы, альманахи, бюллетени.

2. Электронные, аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение.

3. Информационные агентства.

4. Сетевые издания. Их отличительной особенностью является гипертекст.

Следует иметь в виду, что многие современные редакции печатных СМИ выпускают не только «бумажную», но и Интернет-версию своих изданий. Свои порталы имеют многие радиостанции и телеканалы. Некоторые телеканалы осуществляет Интернет-вещание помимо традиционного эфирного. Ряд радиостанций также распространяют свой контент исключительно через Интернет. В свою очередь, Интернет-медиа предлагают пользователям также видео и аудиоинформацию. Эта многоканальность, или мультимедийность, является наиболее важной тенденцией современных СМИ. Чтобы успешно конкурировать на рынке, редакции традиционных СМИ превращаются в производителей контента, который можно передавать в первую очередь через Интернет.

В печати такой единицей типологии является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство массовой информации.

По масштабу распространения выделяют следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:

· федеральные

· региональные

· городские

· местные

· корпоративные

· международные.

Федеральным СМИ считается тогда, когда его тираж одновременно расходится на большей части территории РФ. В случае с электронными СМИ говорят о техническом проникновении. Оно также должно обеспечивать покрытие большей части территории страны.

Региональные СМИ могут распространяться в конкретных субъектах Федерации или на сложившейся территории (например, Центральное Черноземье).

Городские распространяются в городах, а местные (муниципальные) могут распространяться в городских или сельских районах.

Корпоративные СМИ рассчитаны на работников или клиентов компаний, и распространяются через офисы или торговые точки этих компаний.

Международные издания в России представлены русскоязычными версиями журналов, которые выпускаются международными издательскими домами на разных языках для жителей разных стран.

По характеру аудитории выделяются для профессиональных, производственных групп

· для социальных групп

· для возрастных групп

· для женщин и мужчин

· для родителей

· для малых групп

· для групп верующих

· для групп населения, выделяемых по другим признакам.

По целевому назначению:

· публицистические;

· литературные;

· художественные;

· художественно-публицистические;

· литературно-художественные;

· культурно-просветительные;

· развлекательные;

· учебные, образовательные;

· методические;

· учебно-методические;

· научные;

· научно-популярные;

· научно-практические;

· научно-производственные;

· рекламные;

· информационные.

По типу учредителя:

· Государственные;

· Коммерческие;

· Издания общественных и политических организаций.

Существуют и иные основания для типологии изданий, телеканалов, радиостанций и сетевых изданий: периодичность, платность/бесплатность, принцип распространения и т.д.

 

Печатные СМИ.

Всю прессу можно условно разбить на качественную и массовую.

Качественная пресса выступает не просто продавцом информации, но и инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах. Ей свойственны аналитичность, взвешенность оценок, надежность фактов. Такие издания часто называют «прессой мнений». Материалы в них проходят двойной и тройной контроль , а сами издания отличаются респектабельным внешним видом и строгим дизайном. У них относительно небольшие тиражи. В России к качественной прессе можно отнести газеты «Коммерсантъ», «Ведомости», журналы «Эксперт», «Русский репортер».

Массовая пресса, или пресса новостей, напротив, имеет многотысячные или даже миллионные тиражи. Это печатные средства информации, в которых преобладает развлекательный компонент, и которые предназначены для менее образованной части населения. В массовой прессе значительно больше фотографий, более «крикливый» дизайн. Основные журналистские жанры, которые здесь используются – информация, репортаж, интервью. Массовую прессу значительно меньше, чем качественную интересуют политика и экономика, и значительно больше – телевидение и шоу-бизнес. Обязательными элементами здесь являются кроссворд, гороскоп, анекдоты. Как правило, массовые издания выходят в формате А-3. По названию формата такую газету часто называют «таблоид». К массовым изданиям тяготеют «Комсомольская правда», «АиФ», «Труд-7».

Термин «желтая пресса» появился в США, когда за рынок боролись крупнейшие монополисты газетного бизнеса Дж. Пулитцер и У.Р. Херст. Жизнь данному выражению дал комикс о «Желтом малыше», судебное разбирательство вокруг которого возникло между пулитцеровской «New York World» и херстовской «New York Journal». В 1896 году Э. Уордмэн, редактор «New York Press», назвал конкурирующие издания «желтыми». Таким образом, термин «желтая пресса» первоначально обозначал периодику, печатающую комикс с конкретным героем. Позднее он приобрел иной, более глубокий смысл, сохранившейся по сей день.

Признаки желтой прессы: сексуальная тематика (причем без ограничений), “игры с языком” (когда журналист пишет в заголовке одно, а в заметке - по смыслу - совсем другое), криминал, внимание к звездам (для классической бульварной прессы это и есть первейший признак - частная жизнь известных людей) наиболее полно присутствуют в газете «Московский Комсомолец». Желтая пресса «всеядна», и, прежде всего потому, что она опирается на особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и др.) характеристиками.

Желтая пресса делает бизнес на прямой продаже информации, в то время как массовая пресса стремится сохранять «лицо» для привлечения рекламодателей. Для увеличения числа продаж «желтым изданиям» необходима соответствующая «упаковка» - отсюда обостренное внимание к криминальной теме, происшествиям и массовой культуре, отсюда и соответствующий дизайн газет и журналов, в том числе, иллюстративный ряд (избыток фото и карикатур. Отсюда и самые популярные рубрики: «ляпы» звезд (огромное количество фотографий звезд без текста), самые популярные женщины/мужчины ХХ века, самые громкие скандалы/свадьбы/вечеринки месяца/года/недели и т.д. Суть этих рубрик - огромный разворот с фотографиями и подписями к ним без текста, т.к. в желтой прессе есть стремление обратить внимание на фотоизображение, а не на сам текст. Мало просто прокомментировать фотографию, надо сделать это интересно, вызвать у человека какие-то эмоции.

Среди современных изданий выделяется деловая пресса. Функциональная специфика деловой прессы обусловлена, во-первых, характером аудитории, к которой она апеллирует, и, во-вторых, характером информации, которую эта пресса обрабатывает. Главная функция деловой прессы — быть надежным источником информации о наиболее важных процессах в общественном производстве и социальной жизни. Это определяющее требование вытекает из характера информации, с которой такая пресса оперирует. Деловая информация является важной составной частью той информационной среды, в которой формулируются ответственные решения в сфере экономики, бизнеса и политики. Качество этой среды прямо влияет на качество принимаемых решений. Деловая пресса по определению является качественной прессой. Именно в ней стандарты качественной прессы принимают наиболее последовательную, ярко выраженную, крайнюю форму. Деловые издания в мировой практике журналистики в последние десятилетия принимали все более строгие профессиональные этические стандарты, защищающие главные принципы качественной прессы: объективность, достоверность, независимость суждений и представительность мнений.

Относительно новым типом изданий в России являются корпоративные газеты и журналы. В Советском Союзе существовал их прототип – многотиражная печать. В принципе, внутрикорпоративные издания решают те же задачи, что и заводские многотиражки – воспитывать работников в духе преданности, лояльности своей компании.

Существующая практика позволяет выделить пять основных видов периодических корпоративных изданий.

1. Издания, которые условно можно назвать «внутрикорпоративными». Они предназначены исключительно для информирования персонала или отдельных категорий служащих по тем или иным вопросам развития корпорации, важных событиях внутри компании и вне ее. Как правило, эти издания не распространяются за пределами корпорации.

2. Издания для внешней аудитории. Для внешнего потребителя такое издание может быть платным или его стоимость может быть заложена в стоимость услуг корпорации. Ярким примером такого издания является журнал «2000», издателем которого является компания «Мобильные телесистемы» (МТС), а также журнал «Нефтяная параллель». Как правило, такие издания стремятся информировать читателя по более широкому кругу проблем, чем новости и политика компании, их редакционная политика ориентирована на проблемы отрасли в целом, на тенденции рынка.

Отличительная особенность такого рода изданий - относительная независимость редакционной политики. Точка зрения корпорации на какую – либо проблему в таких изданиях обычно присутствует, но не доминирует.

3. «Смешанные вид», включающий в себя признаки первого и второго вида. Будучи ориентированным и на персонал, и на аудиторию вне корпорации, такое издание выделяет точку зрения компании в специальный раздел, который является фактически «изданием для персонала» внутри «издания для внешней аудитории». Примером такого издания может служить журнал «Нефть России» - издание компании «Лукойл».
4. «Заводские многотиражки». Это традиционные заводские издания, ставшие корпоративными в результате приватизации. Среди них можно выделить два подвида: издания для персонала и «заводские газеты для города». Функции первых тождественны функциям внутрикорпоративных изданий для персонала. Второй подвид характерен для градообразующих предприятий. Однако перспективы его неопределенны, поскольку редакции таких изданий объективно работают сегодня в условиях скрытого или явного конфликта интересов. Интересы корпорации и города могут находиться в противоречии.
5. Отчеты. Этот тип корпоративного издания известен, в основном, как годовой отчет компании по результатам деятельности, прежде всего – финансовый. Однако требование открытости, предъявляемое обществом к бизнесу, привело к развитию этого вида изданий в последнее десятилетие. Во-первых, появились инновационные, экологические, социальные и другие виды отчетов. И, во-вторых, ряд компаний перешли на ежеквартальный выпуск отчетов. Деловой журнал «Эксперт» ежегодно проводит конкурс годовых отчетов компаний.

Глянцевые журналы. Глянцевые журналы с самого момента своего возникновения существовали рядом с журналами о моде. Модные картинки, часто сопровождаемые выкройками и советами по шитью, были частью дамских журналов или составляли отдельные издания, как правило выходившие в виде приложений. Эта связь сохранилась, но трансформировалась: понятие моды расширилось до границ образа жизни и пересеклось с понятием стиля. Можно говорить о существовании двух основных типических дискурсов «глянца»: дискурса частной жизни (Cosmopolitan,) и гламурного дискурса, ключевыми для которого оказываются понятия моды, стиля и светскости (Vogue, Harper’s Bazaar, L’Officiel). Лицо каждого журнала зависит от того, к какому дискурсу он тяготеет и на какую именно аудиторию работает.

Таким образом, глянцевому журналу можно дать следующее определение – это иллюстрированное периодическое печатное издание, высокого полиграфического качества, самой разнообразной тематики.

В глянцевых журналах подаются, так называемые «гламурные» стандарты жизни (понятия «глянцевый журнал» и «гламурный журнал», «гламур» и «глянец» часто выступают как взаимозаменяемые).

Специфическая особенность «глянца» — особого рода автобиографичность. Непременный портрет на его обложке (как правило фотографический, с изображением одной из героинь номера — звезды театра, кино, телевидения или модельного бизнеса), предельно безликий и в то же время узнаваемый, концентрирует в себе автобиографические значения, о которых идет речь. Женщина с обложки — это ее голос звучит со страниц журнала, ее точка зрения в нем представлена, она является его главным персонажем и одновременно — читательницей. В результате мы имеем дело с текстом, написанном женщиной — о женщине — для женщины. Подобная автобиографичность касается именно журналов о частной жизни. Впрочем, журналы для мужчин тоже могут быть глянцевой прессой – GQ, Men’s Health.

Статьи в глянцевых журналах чаще всего посвящены конкретному кругу тем: мода, дизайн, покупки, отдых, здоровье, хобби, карьера, межличностные отношения. Например, из материалов, размещенных в разделе «Жизнь», можно узнать о самых ярких и интересных событиях светской жизни.

Поскольку разные журналы посвящены различным областям, то соответственно неодинаковыми будут и цели, которые ставят перед собой создатели каждого издания. Круг читателей во многих случаях тоже делится по интересам, классовой принадлежности и возрасту. Некоторые издания намеренно используют стиль, который может полностью оттолкнуть читателей не его круга. Их главная цель — помочь своей аудитории ощутить себя частью определенного сообщества. Или, по меньшей мере, дать понять, что этот журнал читают только люди с одинаковыми взглядами, допустим на музыку или моду или стиль жизни.

По сути, глянцевые журналы продолжают играть роль пособий, предназначенных для людей, переживающих период взросления. Овладение этими знаниями означает начало взрослой жизни, то есть самостоятельного выстраивания своей биографии и своей судьбы (именно об этом рассказывается в многочисленных автобиографиях, а также семейных романах и романах воспитания XVIII—XIX веков). Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, во взрослой же жизни все оказываются перед одинаковыми проблемами и несут равную долю ответственности.

Глянцевые журналы — это ворох разрозненных элементов, заимствованных из вышеперечисленных текстов и вписанных в годовой цикл взрослой жизни. В качестве путеводителей по жизни они продуцируют инфантилизм как основу мироощущения. То, что должно быть получено однажды в детстве и стать основой для получения индивидуального опыта, началом жизненного пути, предполагающего осознанный выбор и принятие решений, в журнале растягивается на годовой и жизненный цикл, оказываясь мнимой заменой собственно личного опыта. В результате (авто)биографический дискурс в глянцевом журнале изводе теряет временное измерение (история жизни) и приобретает пространственное (обустройство себя и жизни вокруг).

В «глянце» акцент делается не на естественном течении времени и, соответственно, возрастных изменениях, сопровождающих человека на его жизненном пути, а на остановке времени, мотиве вечной молодости. Как сохранить молодость — таков внутренний сюжет большинства журнальных материалов.

Глянцевая пресса утверждает двойной жизненный стандарт и тип поведения: каким казаться и каким быть на самом деле. Глянцевый журнал не продуцирует никаких представлений о нравственной норме. Вместо этого — представления о благопристойности. Вообще, в глянцевом журнале проигрываются все возможные жизненные модели — выбирай любую. Ни один из вариантов не будет осужден, если от этого хорошо. Представления о добре и зле, ответственности и самоограничении подменены в глянце установками на пользу и удовольствие.

 

Радио.

Радио как канал коммуникации имеет ряд особенностей. Во-первых, оно полностью ориентировано на слуховое восприятие. Это свойство радио позволяет совмещать прослушивание передач с другими делами.

Во-вторых, синхронность. Радио-диджей доносит до слушателей информацию в режиме реального времени. Если какая-то информация интересует слушателя, то он должен слушать внимательно.

Третьей особенность является оперативность. На радио быстрее, чем в других СМИ (за исключением Интернет-изданий) обнародуется самая свежая информация, поступающая по каналам информационных агентств.

Отличительной особенностью радио является его распространенность. Радио является самым распространенным СМИ из всех существующих в современном мире.

Радио оказывает несомненное психологическое воздействие на людей. Оно возбуждает эмоции, будит воображение.

К конку 90-х годов в России сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных типов радиостанций.

С точки зрения распространения сигнала радио можно распределить на 2 категории: эфирное и проводное. Эфирное радио является самым распространенным, т.е. слушатели принимаю радио распространяемое в эфире на индивидуальные антенны, встроенные в радиоприемники. В отличие от них проводное радио распространяется по специальной радиотрансляционной сети. К проводному радио относятся «Радио России» и «Маяк».

По типу учредителя различают государственные, общественно-государственные и коммерческие радиостанции.

В 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента от 8 мая 1998 года на базе Всероссийской государственной теле-радиовещательной компании (ВГТРК) была создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Радио России», «Маяк», «Маяк 24», «Юность» и Российская государственная радиокомпания «Голос России», технические службы, 99 ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК.

К зоне государственного вещания примыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Таких станций насчитывается около трехсот.

Весьма небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим и общественным организациям.

Самым мощным, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, является сектор коммерческих радиостанций.

На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом, французские и американские предприниматели. Самой известной и распространенной является радиостанция «Европа Плюс», которая более чем двадцать лет входила в холдинг «Европейская медиагруппа» (ЕМГ). В ноябре 2011 года вступили в силу поправки к закону «О СМИ», в соответствии с которыми иностранцам запрещено контролировать крупные федеральные радиоканалы.

По частоте вещания различают вещание в FM - диапазоне (ультракороткие волны) и АМ - диапазоне (средние волны). При этом хорошее качество сигнала обеспечивается в FM - диапазоне.

По географии вещания различают размещение на общенациональных, транснациональных и локальных (местных) радиостанциях. К национальным относятся Маяк, Радио Россия, Русское Радио, Русское радио 2, Максимум, Динамит, Европа плюс, Ретро, радио Любовь, Шансон, Серебряный дождь, Авторадио, Эхо Москвы, Радио 7 и др.

В настоящее время радиостанции можно разделить на музыкальные, информационные смешанного типа радиостанции. Каждая из них имеет свою аудиторию, различающуюся по социальному и финансовому положению, возрасту, увлечениям и т.д.

В эфире можно выделить следующие музыкальные радиостанции: Максимум, Европа Плюс, Ретро FM, Наше радио, Русское радио, Монте-Карло, Динамит FM (D FM) , Best-FM, Шансон, Серебряный дождь, Попса, Next, Энергия (NRJ), Милицейская волна, Авторадио, Юмор FM, Classic, Jazz и др.

Информационные радиостанции отличаются несколько другим форматом и слушательской аудиторией, в частности. К ним относятся следующие станции: Маяк, Маяк 24, Радио России, радио Говорит Москва, Эхо Москвы, Сити FM, РСН (Русская служба новостей) и т.д.

В начале 90-х годов пионерами коммерческого эфира стали молодежные и музыкальные радиостанции разного типа. Опираясь на успешный опыт станции Европа Плюс, музыкальные радиостанции осваивали новое поле музыкального вещания – европейские и американские шлягеры 80-х годов, стили ритм-энд-блюз, рэп, тяжелый металл и др., музыкальные произведения российских неформальных исполнителей.

Сегодня каждая радиостанция имеет свой формат вещания, в соответствии с которым подбирается музыкальный материал и верстается программная сетка. Радиостанции стремятся поддерживать аудиторию со стабильными показателями, такими как возраст, пол, уровень дохода и другими показателями. Именно по этим показателям выявляется портрет слушателя каждой радиостанции, на который ориентируются рекламодатели.

Из музыкальных форматов западного эфира в отечественном радиовещании особенно популярны :

АС (Adult Contemporary) – мягкая музыка с ненавязчивым звучанием, «хиты» - современные и недавнего прошлого.

CHR (Contemporary Hit Radio) – современная популярная музыка, традиционная рок-музыка.

EНR (European Hit Radio) – ориентирован на европейских исполнителей.

AOR (Album Oriented Rock) – альбомный рок.

EL (Easy Listening) – легкая музыка.

MOR (Middle of the Road) – музыка для всех.

Существуют также специализированные станции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории, например, автомобилистам.

Главным действующим лицом современного радиовещания является диджей – универсальный ведущий, который совмещает в себе такие качества, как коммуникабельность, широкую эрудицию, быстроту реакции, чувство юмора и приятный голос.

 



2015-11-18 2467 Обсуждений (0)
Типология средств массовой коммуникации 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Типология средств массовой коммуникации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)