Методы экспертных оценок
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени Н.Э. БАУМАНА
ФАКУЛЬТЕТ ИНЖЕНЕРНЫЙ БИЗНЕС И МЕНЕДЖМЕНТ
КАФЕДРА ИБМ6 – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Доклад по дисциплине «Организационно-экономический анализ бизнеса»
НА ТЕМУ:
«Обзор и анализ методов прогнозирования деятельности предприятия»
Студент Когновицкий В.Т. ( )
Группа ИБМ6-91
Преподаватель Дадонов В.А. ( )
2012 г.
Содержание
1.Методы экспертных оценок. 6 1а. Метод сценарного анализа. 7 2.Методы экстраполяции трендов. 10 3.Метод регрессионного анализа. 13 4.Методы экономико-математического моделирования. 15 Список использованных источников. 17
Основные понятия Прогнозирование – это разработка прогноза; в узком значении - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса. Прогноз–это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии фирмы и её среды в будущий период времени. Прогнозирование определяет процессы, которые необходимо учитывать в будущем периоде, и позволяет обосновывать методы активного воздействия на них. Объект прогнозирования –процессы, явления и события, на которые направлена деятельность субъекта прогнозирования (того, кто разрабатывает прогноз). В зависимости от: · природы объекта различают: o социальные; o научно-технические; o экономические; o экологические; · возможности воздействия на него субъекта прогнозирования: o управляемые; o неуправляемые. Метод прогнозирования –способ исследования объекта прогнозирования направленный на разработку прогноза. Необходимость прогнозирования возникает из-за неопределённости будущего и из-за того, что эффект многих решений, которые принимаются сегодня, в течение определённого времени не ощущается. Экономическое прогнозирование – это система научных исследований про возможные направления будущего развития экономики, её отдельных отраслей, конкретного предприятия. Как в макро-, так и в микроэкономике оно играет особую роль, потому как даёт возможность вероятного видения исследования объекта в будущем. По уровню обоснованности прогнозы делят на поисковые (исследовательские) и нормативные. Поисковое прогнозирование оценивает перспективные тенденции развития экономики, а нормативное связано с определением путей и сроков достижения желаемого состояния экономики и социального развития страны на основе достигнутых результатов. Нормативное прогнозирование осуществляется на основе заблаговременно определённой цели. Его задание – определить пути и сроки достижения возможного состояния экономики в будущем на основе заданных нормативов.
Подходы к прогнозированию Для прогнозирования деятельности предприятия используют следующие подходы:
2. Поисковое прогнозирование – способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее (рис. 1).
Поисковое прогнозирование может быть двух видов: · На основе экстраполяции; · На основе альтернативного подхода. Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз, может быть, простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку прошлых показателей деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее. Таким образом, главное предположение экстраполятивного подхода в прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее. Несмотря на возникновение альтернативного подхода, экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и, так или иначе, отражается в большинстве методов прогнозирования. Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и вследствие этого:
· развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто; · существует определённое число вариантов будущего развития фирмы (или определённое число положений равновесия фирмы). Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития – гладкий и скачкообразный, создавая синтетическую картину будущего. Альтернативный подход сравнительно молод (широкое применение его началось в 80-е годы), однако он быстро завоёвывает популярность в практике внутрифирменного планирования. В целом поисковое прогнозирование опирается как на количественные, так и на качественные методы. Примером качественных прогнозов могут быть опросы руководителей промышленных предприятий, брокерских и посреднических фирм. Респонденты оценивают текущее и будущее состояние отрасли и фирмы не в количественных показателях, а в категориях “больше-меньше”, “лучше-хуже”.
Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Поэтому для нормативного подхода характерно преимущественное применение качественных методов исследования (рис. 2)
Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование является в большей степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды организации.
Методы прогнозирования деятельности предприятия Методы прогнозирования можно разделить на следующие группы: 1. методы экспертных оценок (вкл. метод сценарного анализа); 2. методы экстраполяции трендов; 3. метод регрессионного анализа; 4. методы экономико-математического моделирования. Методы экстраполяции трендов и методы регрессионногоанализаобъединяют в общее понятие методы анализа временных рядов. Методы регрессионного анализа и метод экономико-математического моделирования вместе составляют понятие методы анализа причинных связей. Ниже все эти методы будут рассмотрены подробнее. Методы экспертных оценок Эта группа методов прогнозирования предполагает учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер. Экспертные оценки разделяют на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным экспертным оценкам относят: · метод интервью · аналитические докладные записки. Метод интервьюпредполагает беседу организатора прогнозной деятельности с прогнозистом-экспертом, в которой ставятся вопросы о будущем состоянии предприятия. Метод аналитических докладных записокозначает самостоятельную работу эксперта наданализом деловой ситуациии возможных путей ееразвития. Коллективные экспертные оценкиможно назвать комплексными методами прогнозирования, посколькуони включают: · подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок; · статистические методы обработки полученных материалов. Коллективные экспертныеоценки включают: · метод комиссий; · мозговой штурм; · метод Дельфи. Метод комиссий может означать организацию “круглого стола” и других подобных мероприятий, в рамках которых происходит согласование мнений экспертов.
Для мозгового штурма характерны: · коллективная генерация идей · творческое решение проблем. Мозговая атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи. Оптимальное число участников -6-12 человек, желательно, чтобы это были люди, имеющие различные профессии и специализации. Метод Дельфи был разработан известным экспертом из исследовательской корпорации “РЭНД” Олафом Хельмером, математиком по образованию. Свое название метод получил по древнегреческомугородуДельфи, прославившемуся своими предсказателями. Суть этого метода в том, что с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты). Из всех перечисленных методов экспертных оценок очень высокую популярность в последние десятилетия получил метод сценарного анализа. Рассмотрим его более подробно.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (789)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |