Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика предмета



2015-11-18 461 Обсуждений (0)
Общая характеристика предмета 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

- Рабочая программа учебного курса «Родной (татарский) язык» разработана на основе программы Ф.Ф.Харисова, Ч.М.Харисовой «Татарский язык 2 класс, Казань «Магариф», 2010 год; по предмету «Татарский язык», учебник для 2 класса, утвержденным в 2010г. приказом Минобразования Республики Татарстан;

- Программа соответствует Образовательной программе и Учебному плану Старобесовской ООШ.

- Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов татарского языка с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Ф.Ф.Харисова, Ч.М.Харисовой из расчета: всего 105 часов год, 3 часа в неделю. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий.

Цели:

В системе предметов средней общеобразовательной школы предмет «Татарский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о татарском языке и формирование логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с татарской литературой, обеспечивающая реализацию основных задач:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о татарском языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

Ценностные ориентиры курса:

Курс татарского языка направлен на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным татарским языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся.

- Системно-функциональный подход означает совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических основ) и способов осмысления функционирования языка в устной и письменной речи, т. е. показ особенностей языка в различных ситуациях общения и текстах.

- В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность.

- Языковые понятия не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Освоение полученных представлений происходит на основе образно-символических моделей и на практическом уровне. Закрепляются представления учащихся об устной и письменной речи, включаются элементарные сведения из истории письменной речи, уделяется внимание практическому освоению интонационно-выразительной стороны речи, формируется культура речевого общения.

- Во 2 классе продолжают формироваться навыки письменной речи, требующие знаний о ее звуковом строе.

Общая характеристика предмета.

Отличительной особенностью курса татарского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом родной литературы. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка за счёт реализации трех принципов:

1. коммуникативного;

2. познавательного;

3. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  • развитие у учащихся желания создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом), основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение родного татарского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  • развитие мышления школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и развитие интуиции и воображения;
  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической форме;
  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения татарскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков до образования того или иного понятия);
  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения;
  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и грамматической его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
  • формирование представлений о книге, родном татарском языке как культурно-исторической ценности;
  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке»;
  • знакомство и освоение базовых ценностей, обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  • творческую самореализацию личности в процессе изучения татарского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Изучение курса обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям татарского языка и культуры.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой и формальной сторон речи. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

Результаты изучения курса:

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать значимость татарской речи для процесса общения;
  • испытывать чувство гордости за татарский язык;
  • осознавать потребность в освоении лексического богатства татарского языка;
  • уважительно относиться к языку и его традициям;
  • осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
  • применять навыки культурного поведения при общении;

Обучающийся получит возможность:

  • развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);
  • испытывать потребность в общении;
  • осмыслить значение общения;
  • понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;
  • осознавать необходимость писать грамотно;
  • сформировать интерес к изучению истории татарского языка;
  • понимать значение орфоэпически правильно звучащей родной речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;
  • стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;
  • развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;
  • проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
  • научиться уважительному отношению к художественным произведениям, в том числе татарских поэтов и писателей, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;
  • создавать собственные словесные произведения по образцу;
  • понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;
  • осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;
  • добросовестно относиться к труду и его результатам и негативное отношение к лени;
  • усвоить уважительное отношение семейным ценностям;
  • осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;
  • сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;
  • научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;
  • научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;
  • расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами (г. Булгары), выдающимися людьми;
  • сформировать интерес и любовь к живой природе;
  • сформировать гуманное отношение к домашним животным;
  • соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;
  • оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;
  • понимать необходимость постепенности в усвоении знаний;


2015-11-18 461 Обсуждений (0)
Общая характеристика предмета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика предмета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)