Особенности современной философской мысли
В современной мировой философии условно можно выделить три достаточно самостоятельные сферы: западную, восточную и эзотерическую (прилож.: рис. П.12). Каждая из этих сфер представлена множеством направлений, входящих в неё и определяющих её специфику и характерные черты. В современной западной философии существует много различных философских направлений. Мы остановимся на трёх: постпозитивизме, трансформированном прагматизме и постмодернизме. Постпозитивизм и философия науки. Во второй половине XX века неопозитивизм теряет свою популярность и уступает место постпозитивизму, основные идеи которого, можно сказать, были разработаны английским философом и социологом Карлом Поппером (1902-1994). Другими крупными представителями этого направления являются Томас Кун (1922-1996), Имре Лакатос (1922-1974), Пол Фейерабенд (1924-1994) и Стивен Тулмин (род. в 1922 г.). Постпозитивисты изучают научное знание в процессе развития. Поппер считает, что всё научное знание имеет гипотетический характер. Т.Кун основой развития науки считает смену научных парадигм. В результате научных революций происходит отрицание старого знания и его принципов и формируется новое. Период развития знания между революциями Кун называл «нормальной наукой». И.Лакатос говорил об изменении научно-исследовательских программ. Развитие этих программ оценивается через «сдвиг проблем». Прогрессивный сдвиг проблем представляет собой научную революцию. Здесь происходит опережение роста исследовательской программы эмпирического материала, который имеется в науке. Фактически речь идёт об опережающем развитии теории по отношению к эмпирическим знаниям. П.Фейерабенд в своей научной деятельности опирался на идеи Карла Поппера и Томаса Куна. В 70-е годы XX века создаёт концепцию «эпистемологического анархизма». Он отрицал существование объективной истины, отвергал куммулятивность и преемственность в развитии науки, отстаивая научный и мировоззренческий плюрализм. Согласно этой концепции развитие науки считается хаотичным нагромождением переворотов, не имеющих объективного основания и рационально не объяснимых. Развитие научного знания он рассматривал как неограниченное преумножение (пролиферацию) конкурирующих теорий. Любая критика конкурирующих оппонентов в науке стимулирует процесс её развития. Фейерабенд допускал существование других форм знания помимо научного: магию, религию и т.д. Отрицая единые стандарты и нормы в научном познании, Фейерабенд пришёл к методологическому плюрализму. Универсальной нормой познания является, с его точки зрения, «все дозволено». Постпозитивисты подчеркивают относительность и изменчивость научных знаний, однако они преувеличивают их относительность и отрицают надежные критерии истинности в науке. Трансформированный прагматизм. После смерти Дьюи влияние прагматизма в США сильно ослабело, однако в 60-70-х годах начинает развиваться новая волна прагматизма, в которой сформировались два направления: неопрагматизм (У.Куайн, Н. Гудмен, Р.Рорти) и методологический прагматизм (Н.Решер). Наибольшее влияние имеет Уиллард Ван Орман Куайн (1908 -1997). С его точки зрения, существуют только физические материальные объекты. За пределами этих объектов ничего быть не может. Он полностью отрицал существование умов или ментальных сущностей иначе, чем в виде атрибутов или активности физических объектов. Он был уверен в том, что с помощью логических методов возможно решить все философские проблемы. Куайн сформулировал идею философского холизма, с точки зрения которой любой организм (биологический или физический) должен осмысливаться как органическая целостность, а не как сумма частей. Наука обусловлена, с одной стороны, опытом, с другой стороны – языком, поэтому высказывания о физических объектах нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть опытным путём. Все высказывания, которые мы считаем истинными или ложными переплетены с концептуальными схемами, вместе с которыми они либо принимаются, либо отвергаются. Ещё одним известным американским философом конца XX века является Николас Решер (род. в 1928 г.). С его точки зрения, наука по своей сути ограничена, потому что существуют вопросы в принципе для неё неразрешимые, но даже в тех вопросах, которые она изучает, её возможности невелики. Более того, Решер полагает, что мы не можем точно знать, что же познаёт наука на самом деле: объективную реальность или мир, созданный человеческим сознанием. Фактически он возрождает проблему, поставленную И.Кантом. И вместе с тем Решер абсолютизирует роль науки в познании мира, считая её совершенно автономным видом познания, способным справляться с любыми проблемами самостоятельно без опоры на другие способы и виды познавательной деятельности. Во второй половине XX века возникает новый тип культуры, получивший название «постмодерн». Духовная ситуация времени отражается на философии, поэтому для философского познания тоже становится характерным постмодернизм. Обоснование постмодернизма в философии дал французский философ Жан Лиотар (1924–1998) в своей работе «Постмодернистское состояние: доклад о знании» (1979). Наиболее известными представителями этого направления являются Жак Деррида (р. 1930), Феликс Гваттари (1930-1992) и Жиль Делёз (1925-1995). Постмодернизм резко дистанцируется не только от классической философии, но и от неклассических форм философствования, хотя фактически это направление связано с неклассической традицией в философии (постструктурализмом, феноменологией и др.). Для постмодернизма характерны следующие черты: - отрицание всех форм философского монизма; - отказ от фундаментальных принципов классической философии; - проведение линии философского плюрализма; - обоснование многомерности мира; - смещение интереса от рационального знания к иррациональному; - принцип толерантности и дополнительности по отношению к различным философским школам. Постмодернизм ориентируется на исследование наиболее актуальных проблем современного знания (и гуманитарного и естественнонаучного), среди которых выделяются следующие: проблема нелинейности, переосмысление принципа детерминизма, новое осмысление феномена времени (темпоральности) и др. Восточная философия XX века. Возрождение и развитие индийской философии связано с такими именами, как Ауробиндо Гхош, Раман Махариши, Сарвепалли Радхакришнан и некоторыми другими. Ауробиндо Гхош (1872-1950) был хорошо знаком с западной культурой, получил образование в Англии, видимо поэтому пытался осуществить синтез индийской философской традиции с западным рационализмом. Его учение получило название «интегральной йоги», цель которой состоит в совершенствовании человека. Это совершенствование возможно на пути реализации внутренних духовных сил человека. Практика йоги и преодоление всякого эгоизма превращает человека в сверхчеловека. Раман Махариши (1879-1959) получил широкую известность благодаря своему богатому мистическому опыту, который записывался его учениками. Он был последователем адвайта-веданты и учил людей постижению своей скрытой духовной сущности. Сарвепалли Радхакришнан (1888-1975) обладал глубокими знаниями западной и восточной философских традиций. С 1962 по 1967 год был президентом Республики Индия. Не отступая в целом от традиций индийской философии, он подчёркивал ведущую роль духовных ценностей для развития человека и общества. Духовное совершенствование он считал целью и смыслом человеческой жизни. Таким образом, философия современной Индии продолжает древнюю традицию, сложившуюся в этой стране несколько тысячелетий назад – обращаться к духовным основам жизни человека. В китайской философии XX века преобладают три основные течения: китайский марксизм, постконфуцианство, западный либерализм. Китайский вариант марксизма допускает рыночную экономику, ориентируется на демократические принципы, но сохраняет руководящую роль коммунистической партии. Постконфуцианство осуществляет синтез западных идеалов и китайской культурной традиции, утверждая, с одной стороны, необходимость формирования национального самосознания, а с другой – постулируя автономию личности. Западный либерализм в основном представлен китайскими мыслителями, получившими западное образование, которые ориентировались преимущественно исключительно на европейские образцы развития. Современная эзотерическая философия. Ядром современной эзотерической философской мысли является теософия, Живая Этика (Агни-Йога) и Учение Храма. Практически все эти системы являются различными вариантами единого «Нового Духовного Учения Владык Шамбалы». Это учение также называют «Новейшим Заветом» или «Откровение» Шестой коренной расы. К началу XX века наиболее значительные центры теософии находились в Индии, Европе, Америке и России [7]. С точки зрения эзотерической философии, Вселенная произошла из единого духовного начала (духо-материи). Вселенная имеет периоды проявленного и непроявленного бытия, т.е. объективного и субъективного. Вселенная мыслится как многомерное образование, имеющее различные уровни. Все образования Вселенной (в том числе и человек) имеют различные планы своего бытия. В эзотерической философии признаётся и развивается древнейшее учение о реинкарнации. Развитие человека направляется более совершенными существами и стремится к богочеловечеству. В познании господствуют нерациональные формы (интуиция, ясновидение и т.д.). Главной целью развития общества является объединение людей в Планетарное Братство и создание единого Планетарного государства. На рубеже XX-XXI веков эзотерическое учение оказалось очень популярным не только среди философов, но и среди учёных, так как наука сегодня подтвердила многие положения этого учения (многоуровневое строение живых и неживых объектов, возможности ясновидения и телепатии на основе использования свойств торсионного поля и др.). Тренировочное задание
1. Выберитеимена философов, которые относятся к средневековью: Платон, Августин, ФомаАквинский, Гераклит, Спиноза, Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Дамаскин, Альберт Великий. 2. Разбейте перечисленные понятия в зависимости от принадлежности к китайской или индийской философии: вайшешика, Дао, карма, медитация, моизм, йога, нирвана, недеяние, сын неба, дэ, сансара, благородный муж, джайнизм.
3. Впишите в таблицу основные качества, которыми Конфуций наделяет благородных и низких людей:
4. Сравните направленность философской проблематики в древних цивилизациях:
5. В чем принципиальное отличие философии Нового времени от средневековой философской мысли? Проведите сравнительный анализ философии двух эпох и заполните таблицу:
6. В чём состояло главное достижение немецкой классической философии? 7. Какие отношения в обществе К.Маркс назвал материальными и почему? 8. С какими восточными школами перекликается проблематика ранней русской философии? 9. Какие факторы более всего повлияли на развитие отечественной философии? 10. Дайте характеристику основных этапов развития отечественной философии и заполните таблицу:
Тестовое задание
1. Когда возникла философия? а) в I веке н. э.; б) в середине I тысячелетия до н. э.; в) в начале I тысячелетия н. э.; г) во II веке до н. э. 2. Для ранней греческой философии был характерен: а) геоцентризм; б) антропоцентризм; в) рационализм; г) космоцентризм. 3. Кто из античных философов осуществил поворот к проблеме человека и нравственности? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель; г) Демокрит. 4. Для гносеологии средневековья была характерна постановка вопроса: а) о соотношении науки и нравственности; б) об отношении веры и знания; в) о критериях истинного знания; г) об эмпирическом обосновании знаний. 5. Отождествление Бога с природой – это: а) пантеизм; б) дуализм; в) политеизм; г) реализм. 6. Идея креационизма была основной для философии: а) Нового времени; б) Средневековья; в) Античности; г) Возрождения. 7. Чья философская система была объективно-идеалистической? а) Канта; б) Маркса; в) Гегеля; г) Фейербаха. 8. Фридрих Ницше был представителем: а) философии жизни; б) герменевтики; в) экзистенциализма; г) позитивизма. 9. Кто из русских философов считал человека богоподобным существом благодаря способности к творчеству? а) Герцен; б) Франк; в) Соловьёв; г) Бердяев. 10. В центре внимания философии экзистенциализма находится проблема: а) познания; б) истины; в) человека и свободы; г) веры и знания Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте духовные предпосылки философии. 2. Чтособой представляет предфилософия? 3. В чем особенности китайской философии? 4. В чем состояли основные идеи конфуцианства? 5. Даосизм и его учение о законах мироздания. 6. Общая характеристика философии Древней Индии. 7. Каковы хронологические рамки античной философии? 8. В чём состояла сущность античной философии? 9. Назовите основные этапы развития античной философской мысли. 10. Когда происходила христианизация Рима? 11. Назовите основные формы средневековой философской мысли. 12. Определите хронологические рамки эпохи Нового времени. 13. Назовите три основные формы, которые отражали духовные изменения в жизни общества в Новое время. 14. Назовите характерные черты философии Нового времени. 15. В чем состоит суть гносеологической концепции И.Канта? 16. Каковы были главные идеи философии Гегеля? 17. В чём состояли особенности философии Фейербаха? 18. Какие достижения немецкой классической философии использовал Маркс в своей философской концепции? 19. В чем сущность материалистического понимания истории? 20. Какие проблемы стали преобладающими в европейской философии конца XIX –XX вв.? 21. Назовите основные направления философской мысли конца XIX-XX века, в которых преобладали проблемы знания и языка. 22. В чём состояли особенности философии жизни? 23. Какова основная направленность экзистенциализма? 24. Назовите наиболее ярких представителей зарубежной философии конца XIX-XX вв. 25. К какому времени относится возникновение философии на Руси? 26. В чем специфика русской средневековой философии? 27. В каких формах существовала философия в Древней Руси? 28. Назовите основных представителей отечественной философии XVIII в. и дайте характеристику их творчества. 29. Какие изменения в развитие русской философии принёс XIXв.? 30. Какие направления существовали в отечественной философии XIX в.? Назовите их представителей. 31. Назовите особенности развития русской философии в XX в. 32. Каковы особенности философии русского зарубежья? 33. Что такое евразийство? 34. Какие проблемы, поставленные евразийцами, актуальны для современности? 35. Назовите основные тенденции, характерные для современной философии. ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИя
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |