Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Европейская философия Нового времени



2015-11-18 1481 Обсуждений (0)
Европейская философия Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для того исторического периода, который принято называть Новым временем, характерны коренные технические и социально-экономические изменения, имевшие своим следствием глубочайшие сдвиги в области духовной жизни европейских народов.

Переворот в области духовной жизни проявлялся в трёх характерных формах: в Возрождении, Реформации и в бурном развитии естественных наук. Возрождение зародилось в Италии в XIV в., а к концу XV-XVI вв. стало, можно сказать, общеевропейским явлением. Возрождение можно рассматривать как становление раннебуржуазной культуры, для которой характерна гуманистическая направленность. Философы-гуманисты на первый план своего внимания выдвигали человека с его многообразными телесными и духовными потребностями. В противоположность теологии и схоластической философии, которые видели смысл человеческой жизни в осуществлении Царства Божьего на земле, гуманистическая философия обосновывала идеал посюсторонней жизни человека.

Гуманистическая культура открыто еще не порывала с господствовавшей тогда церковной идеологией и католической религией, но она ставила на первый план светские науки и образованность, подчеркивала своё отрицательное отношение к богословско-схоластической учёности. Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в том, что она широко использовала культурное наследие античного мира; в этом смысле данная эпоха и называлась эпохой Возрождения, или Ренессанса. Наиболее общая черта этой культуры и идеологии состояла в признании интересов и прав личности, которые подавлялись феодальной реакцией и совершенно отрицались религиозно-католической моралью, в требовании всестороннего и гармоничного развития личности, которое было абсолютно чуждо средневековому обществу.

Другим ярким выражением нового мировоззрения и коренных сдвигов в жизни общества было реформационное движение, которое нанесло мощный удар по средневековому католицизму и папству. Идеология реформизма XVI в. – это протест против церковной организации и средневекового католицизма, против существовавших социальных и политических порядков феодализма. Реформация – это стремление молодой буржуазии освободиться от опеки средневекового католицизма и создать свою собственную буржуазную церковную организацию.

Общественно-политическое значение Реформации выражалось в том, что она содействовала укреплению независимости ряда молодых европейских государств.

Третьей и, пожалуй, самой плодотворной формой борьбы против богословско-схоластической идеологии в эту эпоху явилось развитие естествознания. Развитию естественных наук способствовали достижения в области материального производства. Это давало естествоиспытателям новые инструменты и приборы. В XVI-XVII вв. были изобретены микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр. Подлинный переворот в распространении научных знаний произвела замена в XV в. книг, писавшихся на пергаменте, книгами, печатавшимися на изобретённой к тому времени бумаге.

Подъёму науки способствовали великие географические открытия конца XV – начала XVI в. Они впервые показали, что Земля имеет форму шара, дали массу новых фактов по астрономии, геологии, ботанике, зоологии.

В центре тогдашнего естествознания стояла механика земных и небесных тел. Это была вторая после математики наука, которая приобрела в XVII в. научную форму. Оказавшись во главе развития других естественных наук, механика придала всему естествознанию механистический характер.

Первой отраслью науки, в которой были сделаны великие открытия, была астрономия, или механика небесных тел. До этого периода в европейских странах, а также в развитых странах Востока, господствовала геоцентрическая система Птолемея, созданная ещё во II в. Согласно этой теории, Вселенная представляет собой конечную систему, имеющую форму сферы, центром которой является Земля. Мысль о центральном положении Земли во Вселенной соответствовала и христианским мифам. Поэтому для того чтобы отвергнуть геоцентрическую теорию, недостаточно было просто сделать правильные выводы из астрономических наблюдений, но надо было отвергнуть церковное учение. Учёным, который отверг геоцентризм, был Николай Коперник (1473 – 1543). Он доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, которое является центром нашей планетной системы.

Гелиоцентрические представления Коперника развивал дальше итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 – 1600). Он утверждал, что мир бесконечен и наполнен бесчисленным множеством небесных тел, которые состоят из единой материальной субстанции. Дж. Бруно даже высказал мысль о том, что, возможно, существуют сходные с Землёй планеты, населённые живыми существами.

Следующая ступень развития представлений о структуре мироздания связана с именем ещё одного великого итальянца Галилео Галилея (1564 – 1642). Галилей открыл новые законы механики (например, закон инерции) и с их помощью доказал правильность системы Коперника.

Опираясь на исследования Галилея и обобщая новые данные в этой области, Исаак Ньютон (1642 – 1727) придал механике вид завершенного раздела естествознания. Ньютон чётко и ясно сформулировал, прежде всего, законы механического движения, а именно закон инерции, закон ускорения и закон, согласно которому действие равно противодействию. Из этих законов Ньютон вывел стройную систему следствий и затем дополнил всё это знаменитым законом тяготения.

Таким образом, механика земных и небесных тел к концу XVIIв. играла ведущую роль в естествознании, во-первых, потому, что этого требовали потребности развития тогдашней техники и материального производства. Во-вторых, это определялось также гносеологическими причинами: не изучив механическую форму движения как самую простую и универсальную, невозможно было приступить к исследованию более сложных форм движения материи. И, в-третьих, именно этот раздел естествознания в трудах Галилея и Ньютона, выдающихся мыслителей того времени, получил почти полную и математически выраженную форму. Другие разделы естествознания были далеки от такой законченности, которая была свойственна тогда механике; они переживали ещё период первоначального накопления фактического материала.

Поскольку в то время была изучена только механическая сторона процессов, животный и растительный мир и сам процесс жизнедеятельности учёные стремились объяснить чисто механическими причинами. Так, например, Декарт, не видя качественного различия между органическим и неорганическим миром, представлял телесную организацию животных в виде своего рода часов или другого механического автомата. Выдающийся французский философ XVIII в., профессиональный врач Ламетри говорил о человеке как о машине.

Все указанные изменения, происходящие в духовной жизни новоевропейского общества, значительным образом повлияли на философию и определили её особенности в этот период:

- гуманизм, который состоял в том, что человек рассматривался как земное существо в единстве своей телесной и духовной организации;

- постепенный отход от религиозной картины мира в форме пантеизма, деизма и атеизма;

- в гносеологии утверждаются рационализм, эмпиризм и сенсуализм;

- распространение механистического материализма, т.е. применение законов механики при решении философских вопросов;

- в области социальной философии – идеи естественного права и теории общественного договора (прилож.: рис. П.7).

Родоначальником английского материализма и эмпиризма считается Френсис Бэкон (1561-1626).

Бэкон критиковал средневековую схоластику и религиозно-идеалистическое мировоззрение. Он подчёркивал огромное значение естествознания и естественной философии. Согласно его точке зрения для развития естествознания необходимо научиться правильному мышлению, которому мешают «идолы» или «призраки» - так он называл заблуждения. Бэкон выделял четыре вида «идолов» («призраков») познания:

- «идолы рода», которые присущи всем людям в силу субъективности их восприятия окружающей действительности;

- «идолы пещеры», которые свойственны отдельным людям и связаны с особенностями личного восприятия, воспитания, образования и т.д.;

- «идолы площади» - это заблуждения, вытекающие из неверного восприятия людьми друг друга, неправильного понимания значения слов и терминов;

- «идолы театра» - это заблуждения, основанные на преклонении перед авторитетами, в частности перед авторитетами общепризнанных философских систем и научных аксиом.

Подлинным научным методом, который даёт возможность избавиться от идолов, Бэкон считал индукцию. Опираясь на опыт, человек получает знания конкретных фактов, явлений, процессов. Изучив частные, отдельные факты, можно делать обобщающие выводы. Этот метод и называется индукцией. Абсолютной достоверностью обладает полная индукция, которая предполагает изучение всей совокупности предметов определённого класса. Но применение полной индукции в науке практически невозможно, поэтому чаще всего используют неполную индукцию, которая предполагает изучение некоторой выборочной совокупности и распространение полученных сведений на всю совокупность объектов данного класса.

Развитое знание, с точки зрения Бэкона, приносит человеку власть над природой. Человек может использовать в природе только то, что знает. Поэтому задача науки состоит в том, чтобы построить адекватный образец мира в человеческом разуме.

Бэкон в своём учении выделял два вида познания: эмпирическое и рациональное. Эмпирическое знание получают посредством чувственного опыта. Однако это только начальный этап познания. Вторая ступень – разум, который производит логическую обработку данных опыта.

Огромной заслугой Бэкона было обоснование и разработка экспериментально-индуктивного метода, или индуктивной логики.

Будучи материалистом, Бэкон понимал материю как многообразие чувственных качеств, которые воспринимаются человеком. Материя у Бэкона не только первична, но и обладает внутренней активностью. Он считал движение неотъемлемым свойством материи. В природе, по Бэкону, существует девятнадцать видов движения, и все вещи образованы различным сочетанием этих видов движения.

Другим видным представителем философии Нового времени был Рене Декарт (латинское звучание – Картезий) (1596-1650). Философия Декарта имела дуалистический характер. Дуализм – от латинского слова dualis – двойственный – философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал: духа и материи, идеального и материального.

Декарт был не только философом, но и крупнейшим учёным своего времени. Декарта можно считать основоположником современных алгебраических обозначений. Он был также физиком. В частности, он разгадал причину возникновения радуги.

Материю Декарт понимал как телесную субстанцию (от латинского – сущность, нечто, лежащее в основе) и отождествлял с протяжённостью и пространством. С точки зрения Декарта, материальным предметам присущи только протяжение в длину, ширину и глубину. Мировая материя (пространство) - беспредельна, однородна и делима до бесконечности. Декарт, так же, как и Бэкон, говорил о движении материи. Однако он понимал движение как механическое, имеющее внешний толчок. Общей причиной движения, по его мнению, является Бог.

Декарт – дуалист, то есть признаёт существование двух начал. Кроме телесной субстанции есть ещё другая независящая от неё мыслящая субстанция. Именно из этих двух субстанций состоит человек. С точки зрения Декарта, Бог соединяет в человеке материальную субстанцию (тело) и мыслящую субстанцию (душу, разум).

Исходным принципом познания, по Декарту, является сомнение в истинности всех до селе существующих видов знания. Основано это сомнение, прежде всего на недоверии к схоластической науке. Декартово сомнение приводит его к ставшему знаменитым тезису: «Я мыслю, следовательно, я существую». Сомнение Декарт рассматривал как акт мышления. Если я сомневаюсь, значит, я мыслю. Если существует моё сомнение, значит, существую я сам как мыслящий субъект.

В теории познания Декарт был сторонником рационализма, то есть отрицал значение опытного знания, опирался в основном на разум. Более того, самым достоверным знанием он считал врождённые идеи. Опираясь на врождённые идеи и используя правильные приёмы рассуждения, разум может достичь достоверного знания во всех областях. В своей теории познания Декарт разработал дедуктивный метод движения мысли от общего к частному. Так же, как Бэкон, Декарт считал, что целью науки является достижение господства человека над природой. Для достижения этого господства человеку нужен настоящий научный метод, коим и является дедукция. По его мнению, зная общие аксиомы, можно установить частные факты путём логических умозаключений. Знание общих аксиом человек получает с помощью интеллектуальной интуиции, которая опирается на врождённые идеи.

Материалистический эмпиризм Френсиса Бэконабыл далее развитТомасом Гоббсом и Джоном Локком, которые считаются основоположниками философии идеологии Просвещения. А наиболее крупными представителями рационализма в философии Нового времени после Декарта были Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц.

Томас Гоббс (1588-1679) испытывал на себе влияние и Бэкона и Декарта, поэтому, с его точки зрения, всякое рациональное знание опирается на данные чувственного опыта. Источником познания, по его мнению, являются ощущения, но, высоко оценивая роль математики в научном познании, он пытался совместить её с данными органов чувств.

Природу Гоббс рассматривал в духе материализма Нового времени, представляя её совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой протяжённостью, фигурой, положением и движением.

Важнейшей частью философии Гоббса стало его учение о государстве и обществе. Социально-философским проблемам посвящена его работа «Левиафан», в которой государство рассматривается как результат общественного договора, принимаемого людьми для преодоления вражды между членами общества.

Естественным состоянием человека является война всех против всех, которую человек вынес из своего звериного прошлого. Человек человеку - волк, считает Гоббс. В этом состоянии не может быть речи о справедливости. Для своего выживания и прекращения войны люди объединяются и передают часть своих естественных прав центральной власти, которая призвана обеспечивать мир и спокойствие в обществе. Государство должно выражать волю всех объединившихся людей. В государстве выбирается правитель, предназначение которого состоит в урегулировании всех конфликтов, ограничении желаний и инстинктов отдельных людей, их стремления к подчинению себе других людей. В государстве возникают мораль и право, которые связаны между собой: право выступает основой морали. Закон становится обязательным для всех, и его нарушение считается большим пороком. Нравственность Гоббс связывает с подчинением законам государства. Без государственной власти не существует никакой морали. «Вне государства владычество страстей, вона, страх, бедность, мерзость, одиночество, дикость, невежество, зверство, в государстве – владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность» [11]. Только сильная государственная власть, по мнению Гоббса, выступает гарантом общественного согласия, поэтому наилучшей формой правления он считал абсолютную монархию.

Джон Локк (1632-1704), развивая идеи Бэкона, внёс большой вклад в обоснование тезиса о чувственном происхождении наших знаний и сформулировал основные принципы сенсуализма. Он резко выступал против врождённого знания, считая его невозможным, потому что его нет у детей. Душа человека – это чистая доска, на которой опыт пишет свои письмена. В теории познания интерес Локка смещён в сторону индивидуально-личностных форм познания. Индивидуальный опыт человека, который является основой познания, разделён Локком на два вида: внешний, направленный на предметы, и внутренний, направленный внутрь души. Эти два вида опыта приводят к возникновению двух видов качеств, которые познаёт человек – первичных, свойственных самим вещам (протяжённость, форма, движение, плотность), и вторичных, возникающих как результат ощущений человека (цвет, звук, запах). Таким образом, первичные качества мы может назвать объективными, а вторичные субъективными.

Так же, как и Гоббс, Джон Локк большое внимание уделял проблемам общественной жизни человека, в том числе и проблеме государства. Согласно его представлениям, естественному состоянию человека соответствует индивидуализм, равенство и индивидуальная свобода. Общественный договор между людьми основан на их естественных правах и призван охранять эти права. Каждая сторона – и граждане и правительство – обязаны соблюдать закон и нести ответственность за его нарушение.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) в центр своей философии ставит задачу создания единой системы знания о мире. Учение Декарта оказывает довольно большое влияние на Спинозу. С его точки зрения, в основании мира находится единая субстанция, обладающая двумя атрибутами – протяжённостью и мышлением. Эту единую субстанцию философ отождествляет с природой и Богом одновременно, тем самым, развивая пантеистические представления о мире. Главный метод познания субстанции – математический (аксиомы, теоремы, определения).

Идеи рационализма продолжает развивать немецкий мыслитель Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646-1716). В основе его представлений о мире находится учение о монадах (монадология). Лейбниц придерживался плюралистической идеи о множественности субстанций (плюрализм). По его мнению, основой мира выступают некие духовные частицы, которые он назвал монадами (от греческого – «единое», «единица»). Монады - вечные неделимые частицы, первокирпичики мироздания. Они находятся в беспрерывном процессе изменения. Их главным атрибутом выступает сила, поэтому они представляют собой активное начало единой Вселенной.

Поскольку в основании мира находятся духовные частицы, то, согласно Лейбницу, органы чувств могут только подтолкнуть познание, дать некоторый материал для проявления врождённых идей. Разум – вот главный инструмент познания, по мнению Лейбница. Истины разума имеют необходимый характер, чего нельзя сказать об истинах факта, которые случайны.

 




2015-11-18 1481 Обсуждений (0)
Европейская философия Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Европейская философия Нового времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1481)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)