Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра — различение между языком и речью



2015-11-18 675 Обсуждений (0)
Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра — различение между языком и речью 0.00 из 5.00 0 оценок




Языком(la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) — конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Речевая деятельность (это взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, перевод и т. д. или процесс общения людей посредством языка),речевой акт (целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. ), согласно Соссюру, имеет три составляющие:

1) физическую (распространение звуковых волн),

2) физиологическую (от уха к акустическому образу, либо от акустического образа к движениям органов речи),

3) психическую (во-первых, акустические образы — психическая реальность, не совпадающая с самим звучанием, психическое представление о физическом звучании; во-вторых — понятия).

***В современном языкознании: В Р. а. участвуют говорящий и адресат (каждый в той или иной социальной роли), обладающие фондом общих речевых навыков, знаний и представлений о мире. В состав Р. а. входит обстановка речи и тот фрагмент действительности, которого касается его содержание. Основные характеристики Р. а. — интенциональность (намеренность), иллокутивность (целеустремленность) и конвенциональность (опора на определенные социальные регламенты).

КлассификацияР. а.: выделяются информативные Р. а., т. е. сообщения (репрезентативы), акты побуждения (директивы), акты принятия обязательств (комиссивы), акты, выражающие эмоциональное состояние (экспрессивы), в т.ч. формулы социального этикета (напр. "Извините за беспокойство"), акты установления (декларации, вердиктивы, оперативы) и др. В последнем случае для эффективности Р. а. необходимо, чтобы говорящий был наделен соответствующими полномочиями — иначе назначение на должность, приказ, приговор, объявление войны и т. п. не будут иметь силы.

Понять Р. а. означает адекватно на него отреагировать. Например, высказывание "Вы не могли бы...?" есть акт просьбы, и адекватной реакцией будет исполнение. Словесные ответы будут свидетельствовать о неуспешности коммуникации: ответ "Мог бы" при невыполнении действия означает ошибку воспринимающего (он посчитал это выражение вопросом), ответ "Простите, не могу" — скорее всего, об ошибке говорящего, т. к. "Вы не могли бы...?" используется только тогда, когда речь идет о заведомо выполнимом и незатруднительном действии.

Р. а. изучаются в логике, когнитивной психологии, лингвистической философии, теории коммуникации и др. науках.

 

***Хотя язык вне речевой деятельности индивидов не существует («это не организм, это не растение, существующее независимо от человека, он не имеет своей собственной жизни, своего рождения и смерти»), тем не менее изучение речевой деятельности следует начинать именно с изучения языка как основания всех явлений речевой деятельности. Лингвистика языка — ядро лингвистики, лингвистика «в собственном смысле слова».

Второе важнейшее положение теории Соссюра – различение между знанием языка его носителем и использованием языка в повседневных ситуациях. Соссюр подчеркивал, что лингвисты должны отличать набор единиц, образующих грамматику языка и используемых всеми его носителями при построении фраз на данном языке, от конкретных высказываний конкретных говорящих, которые вариативны и непредсказуемы. Общий для всех говорящих набор единиц Соссюр называл языком (la langue), а конкретные высказывания индивидуальных носителей языкаречью (la parole). Именно язык, а не речь является истинным объектом лингвистики, поскольку адекватное описание языка должно отражать систему элементов, известную всем его носителям.

Хотя ныне необходимость разграничения синхронического и диахронического изучения языков столь же очевидна для лингвиста, как и различение знания языка его носителем и использования последним этого знания, в эпоху Соссюра такой ясности не существовало. Эти различения, как и многие другие идеи ученого, стимулировали пересмотр традиционных лингвистических методов и, по словам известного американского лингвиста Леонарда Блумфильда, заложили «теоретический фундамент нового направления лингвистических исследований».

3. Внешняя и внутрення лингвистика:

Внешняя лингвистика (внешние явления):

- история языка, история расы или цивилизации ();

- обычаи нации, отражающиеся в ее языке (обычаи нации отражаются на ее языке, а с другой стороны, в значительной мере именно язык формирует нацию);

- связь между языком и политической историей (колонизации, переносящие язык в иную среду, что приводит к заимствованиям из одного языка в другой и к смешению языков. Внутренняя политика государства играет не менее важную роль в жизни языков; некоторые государства, как например Швейцария, допускают сосуществование нескольких языков (французский, немецкий, итальянский); другие, как например Франция, стремятся к языковому единству, единому национальному языку);

- связь между языком и церковью, языком и школой (Отношения между языком и такими установлениями, как церковь, школа и проч., тесно связаны с развитием литературных языков. Литературный язык во всех направлениях переступает границы, поставленные ему литературой (более того, понятия «литературный язык» и «язык литературы» не тождественны); достаточно вспомнить о влиянии на французский литературный язык салонов, двора, академий. С другой стороны, вполне обычна острая коллизия между литературным языком и местными диалектами. Лингвист должен также рассматривать взаимоотношения книжного языка и обиходного языка, ибо развитие всякого литературного языка, продукта культуры, приводит к размежеванию его сферы со сферой разговорного языка);

- влияние на язык двора, салоном, академий;

- география распространения языков, их раздробление на диалекты (Хотя географический фактор тесно связан с существованием всякого языка, в действительности он не затрагивает внутреннего организма самого языка (наречия или говора)).

В отношении внутренней лингвистики дело обстоит совершенно иначе; язык есть система, подчиняющаяся своему собственному порядку. Уяснению этого поможет знаменитое сравнение с игрой в шахматы. Тот факт, что эта игра пришла в Европу из Персии, - внешнего порядка; напротив, внутренним является все то, что касается системы и правил игры. Если заменить деревянные фигуры фигурами из слоновой кости, такая замена безразлична для системы, но если уменьшить или увеличить количество фигур, такая перемена глубоко затронет «грамматику» игры. При решении вопроса о природе явления нужно придерживаться следующего правила: «внутренним является все то, что в какой-либо степени видоизменяет систему».

Разделение лингвистики на внутреннюю и внешнюю прочно вошло в языкознание. Отдельные проблемы, указанные Соссюром, составляют предмет разных языковедческих дисциплин: диалектологии, истории языка, истории литературного языка и социолингвистики. Основным же объектом изучения теоретического языкознания в ХХ в. стало исследование внутренней организации языковой системы.



2015-11-18 675 Обсуждений (0)
Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра — различение между языком и речью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра — различение между языком и речью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (675)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)